Перспективы применения зарубежного опыта налогообложения физических лиц.




Налог на доходы физических лиц является самым существенным налогом в большинстве развитых стран мира. предназначением налога на доходы физических лиц является обеспечение государством выполнения различных социально экономических задач. В России данный налог пока слабо помогает государству выполнять социальные обязательства перед гражданами.

Многие экономисты предлагают совершенствовать налогообложение доходов физических лиц с помошью применения прогрессивной ставки налога. Чтобы понять как работает прогрессивная система налогооложения необходимо рассмотреть опыт тех стран, которые имеют наиболее высокий уровень жизни. Поэтому мы рассмотрим опыт таких стран как: Дания, Швеция, Франция.

 

Таблица 1. Верхние ставки налога на доходы физических лиц в развитых странах.

 

Страна Швеция Дания Франция
Ставка в 2012 году (%) 55,6 55,4  
Ставка в 2013 году (%)   55,4  
Ставка в 2014 году (%) 56,9 55,6 50,3

 

Как видно из данной таблице ставка налога на дохоы физических лиц является предельной в Швеции. Высокий уровень налоговой ставки объясняется тем, что государство данной страны тратит много денег на социальные нужды такие как здравоохранение, медицицину. Существующая система налогообложения позволяет добиться эффективного перераспределения денежных средств между различными социальными слоями населения.

НДФЛ занимает существенную долю в налогообложении Швеции. Уже в 2013 году доля налога в бюджете страны составляла 40%. В Швеции высокий уровень контроля налогоплательщика. У каждого налогоплательщика есть свой ID, где отражаются все операции налогоплательщика. Таким образом можно говорить, что у налоговых органов Швеции есть все базы, где учитываются все доходы налогоплательщика. На основании получаемых данных, налоговые органы производят начисление налога. За уклонение от обязанности платить налог предусмотрены высокие штрафы.

В Дании тоже достаточно интересная система сбора налогов с граждан. В данной стране налог уплачивается физическими лицами с помощью авансовых платежей в течении года. А если по налогу случаются переплаты, то налогоплательщику возвращают переплаченную сумму с доначислением 4 % сверху. Такая система налогообложения стимулирует налогоплательщика добросовестно исполнять возложенные на него обязанности. Отличительной чертой Дании является достаточно хороший уровень налогового администрирования.

Во Франции доля подоходного налога на доходы физических лиц составляет небольшую долю в бюджете, всего 5 %. Во Франции налогообложение доходов физических лиц осуществляется следующим способом: из доходов полученных налогоплательщиком вычитают расхоы, которые связаны с получением дохода физического лица, а также социальные расходы. Такой система налогообложения Франции направлена на то, чтобы как можно больше денежных средств привлечь на финансирование государственных расходов.

В России было внесено предложение создать налоговые льготы для лиц, которые финансово поддерживают государственных а также муниципальных учреждений культуры. Таким образом мжно сказать, что Россия постепенно приближается к системе налогообложения, которая существует на данный момент во Франции.

На основании всего вышесказанного следует отметить, что собираемость налогов в развитых странах связана с высокими штрафами, а также выполнением государствами своих обязательств.

В России достаточно сложно реализовать систему налогообложения как в развитых странах, на это есть ряд причин, которые обусловлены тем, что общество не готово платить больше налогов и если резко повысить налоговые ставки, то доверие народа к правительству резко упадет. В России невыгодно повышать ставку налогообложения, так как это:

1) усложнит налоговое администрирование

2) достаточно сложно в современных условиях перераспределить доходы от обеспеченных слоев населения к нуждающимся.

Также при рассмотрении возможности повышения ставки налогообложения следует отметить также, что население России видит низкое качество медицинских услуг, также каждый год повышающаяся стоимость образовательных услуг предоставляемых государственными учреждениями. Населению кажется, что в нашем случае и 13% налоговая ставка - это слишком много. Если в России будут повышаться налогообложение, то очень многие люди будут обращаться к грамотным специалистам, которые будут заниматься «оптимизацией налоговой базы», так как в законодательных актах, которые регулируют налогообложение в Российской Федерации достаточно можно найти достаточно много лазеек в законодательстве. Конечно было внесено предложение в Государственную Думу, о составлении рейтингов финансистов, которые любят излишне заниматься оптимизацией налоговой базы. Но в случаях с физическими лицами просто невозможно бороться с такими «любителями оптимизации», ведь налоговый консультант может спокойно провести консультацию не официально.

В России, чтобы не повышать фискальную нагрузку на население, было предложено повысить пенсионный возраст, но с учетом невысокой по сравнению с развитыми странами продолжительности жизни, повышение возраста выхода на пенсию, вызывает у населения негодование. Государство стремится, пока на добровольных началах добиться повышения пенсионного возраста. Стимулировать население на более поздний выход на пенсию государство собирается с помощью баллов, но с учетом уровня медицины далеко не все работающие могут выйти позже на пенсию, так как уже в предпенсионном возрасте у многих начинаются серьезные проблемы со здоровьем, поэтому баллы в незначительной степени могут решить проблему с пенсией.

Также ставка налогообложения в размере 13% стимулирует потребление товаров работ услуг. В России достаточно сильно уменьшились реальные доходы населения, то есть на те же деньги можно позволить себе приобрести меньше товаров, работ услуг. Также ставка 13 % может стимулировать население вкладывать свои денежные средства в поддерку значимых для государства компаний. Следует отметить, что в России, была установлена 13% ставка налога для того чтобы стимулировать деловую активность населения, а также чтобы снизить затраты на налоговое администрирование.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в России стоит переходить на прогрессивную систему налогообложения, но делать это целесообразно постепенно. Для начала нужно установить необлагаемый минимум на основании минимального размера налоговой корзины.

При рассмотрении опыта применения прогрессивного налогообложения необходимо учитывать реальный уровень доходов населения, а также необходимо учитывать существующий экономический рост.

В нашей стране практически невозможно ввести прогрессивную систему налогообложения, которая уже функционирует в наиболее развитых странах. У нас не развита налоговая культура в той степени, которая необходима для увеличения налогового бремени с населения. С учетом падающих реальных доходов населения просто не с чего взимать дополнительные налоги.

 

Заключение

Налог на доходы физических лиц является одним из главных налогов. От величины поступления налога в бюджет зависит сможет ли государство выполнять свои социальные функции перед гражданами.

Налог на доходы физических лиц занимает значительное место в бюджете. В структуре поступлений в бюджет налог на доходы физических лиц занимает второе место после налога на добавленную стоимость

В России ведется много споров о эффективности действующей налоговой ставки налога на доходы физических лиц. Некоторые экономисты считают, что в России необходимо прогрессивное налогообложение, в Думу уже вносились проекты о введении прогрессивной налоговой ставки, но они не прошли, так как общество пока не готово к такой системе налогообложения. Некоторые политики считают, что ставка размером 13 % помогает поддерживать инвестиционный климат в стране. Также пока не собираются до 2018 года повышать ставку налога на доходы физических лиц.

Некоторые экономисты считают, что ставка налога на доходы физических лиц настолько маленькая, что она не способна решить проблему неравенства в обществе. В развитых странах ставка налога может достигать больше половины дохода индивида, при этом полученные налоги идут на социальные нужды. К сожалению, даже если в России будет введена прогрессивная ставка налога на доходы физических лиц, то прогрессивная ставка налогообложения не будет способствовать справедливому перераспределению доходов населения. Связано это с тем, что в России пока нет такого высокого уровня налогового администрирования, благодаря которому будет понятно, кто нуждается, а кто нет. В Европе прогрессивная система налогообложения показывает высокую эффективность за счет грамотного налогового администрирования, высокой долей контроля над налогоплательщиком, а также внушительными санкциями за непоступление в бюджет. Прогрессивная ставка налогообложения может стимулировать население к злоупотреблением так называемой налоговой оптимизации. Но следует также отметить, что Россия постепенно идет к повышению налоговой ставки. Первым шагом для эффективного налогообложения является повышение уровня контроля над налогоплательщиком. В 2016 году уже ввели изменения, которые касаются повышения контроля над налогоплательщиками. Согласно новому правилу, установленным для бизнесменов работодателей, они обязаны отчитаться по доходам воих сотрудников ежеквартально. Можно предоставить отчетность на бумажном носителе, если на вас работает менее 25 сотрудников. Благодаря данной норме у фискальных органов увеличились возможности по контролю за доходами физических лиц. По сведениям, которые поступают каждый квартал, проводят анализ по следующим формам отчетности 4-ФСС и РСВ-1.

Также на добровольной основе частный налогоплательщик, то есть физическое лицо может зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика на сайте налог.ру. Вполне возможно, что со временем в России более тщательно протестировав личный кабинет на законодательном уровне заставят налогоплательщиков уплачивать налоги через личный кабинет, таким образом есть вероятность, что у каждого налогоплательщика будет свой ID как в Швеции. Что поможет добиться повышение дополнительного контроля над налогоплательщиком и значительного упрощения налогового администрирования.

Также для того чтобы самозанятые граждане вышли из тени им позволено направить уведомление в налоговый орган о своей профессиональной деятельности и получить при этом законные налоговые каникулы на несколько лет. Этот факт подтверждает, что налоговые система России готовится в перспективе перейти на прогрессивную систему налогообложения, а сейчас делается все возможное для усиления контроля над налогоплательщиком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: