Факультет психолого-социальной работы
Самостоятельная работа
по дисциплине:
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Выполнила студентка 1 курса
заочной формы обучения
Логинова Дарья
Проверил: Щукина Мария Алексеевна
Санкт-Петербург
Задания для самостоятельной работы
Модуль 1. Психология как наука.
Задание № 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика житейских и научных психологических знаний». Для заполнения используйте материал из Лекции № 1 в учебном пособии: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
Знания | Характер знаний | Особенности передачи знаний | Характеристика ограничений знаний |
Житейские психологические | интуитивный | Люди не хотят перенимать опят других людей | Люди вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями |
Научные психологические | Рациональ- ность и осознанность | Научная лит-ра, Вербальные средства передачи знания | Эксперемент. обширный, уникальный, фактический материал, мотодика, приемы |
Задание № 2. Напишите эссе на тему «Зачем психология социальному работнику?», где раскройте ответы на следующие вопросы.
Знания психологии, бесспорно нужны социальному работнику. Они очень важны, в нашей будущей профессии.
Психология изучает психическую деятельность человека (ощущения, восприятие, память, волю, мышление и др.). Она исследует характер мышления человека, восприятие людьми явлений и событий окружающего мира и выработанную на этой основе интерпретацию событий, отношение к ним и к связанным с ними явлениям.
Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы. Работа социального работника многогранна и работник, как правило, находиться постоянном в контакте с человеком, которому нужна помощь. Знания психологии личности, мотивации, характера помогут социальному работнику в решении проблемы. Так же эти знания важны в тех ситуациях, когда люди манипулируют другими людьми, обманывают их, и что бы не ошибиться в принятии правильного решения – психологию нужно изучать и применять по возможности на практике.
|
Модуль 2. Психика и сознание.
Задание № 1. Выполните психологический разбор текста.
1. Выберите текст для разбора: рассказ или фрагмент рассказа А.П.Чехова размером 2-3 страницы текста.
2. В выбранном тексте выделите (с помощью цвета, шрифтов и подчеркиваний) следующие психические феномены: психические процессы, состояния, свойства; проявления познавательной, аффективной, регулятивной сфер психики.
3. Используйте следующие выделения. Синим цветом выделить проявления познавательной сферы; красным – аффективной; зеленым – регулятивной. Жирным шрифтом выделить психически процессы; курсивом – психические состояния; подчеркиванием – психические свойства. я
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
|
Хамелеон
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новойшинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверхунаполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади нидуши... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, какголодные пасти; около них нет даже нищих. - Так ты кусаться, окаянный? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, непущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а! Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяногосклада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. Заней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке.Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватаетсобаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: "Не пущай!" Излавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словноиз земли выросши, собирается толпа. - Никак беспорядок, ваше благородие!.. - говорит городовой. Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых воротсклада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и,подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. Наполупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да исамый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаетзолотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги идрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенокс острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражениетоски и ужаса. - По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.- Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал! - Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляяв кулак. - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того нис сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работау меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю непошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от тваритерпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете... - Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. -Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собакраспускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающихподчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает уменя, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькинумать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья этособака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Онанаверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю? - Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы. - Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас,как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: какона могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто онадостанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должнобыть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобсорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей! - Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будьдура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие! - Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородиеумный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как передбогом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законесказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежелихотите знать... - Не рассуждать! - Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. - Угенерала таких нет. У него все больше лягавые... - Ты это верно знаешь? - Верно, ваше благородие... - Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - чертзнает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собакудержать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве,то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - недыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить!Пора... - А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой. - На мордеу ней не написано... Намедни во дворе у него такую видели. - Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы. - Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветромподуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что янашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, можетбыть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, тодолго ли испортить. Собака- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку!Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!.. - Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый,сюда! Погляди на собаку... Ваша? - Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало! - И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. - Она бродячая!Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, ибродячая... Истребить, вот и все. - Это не наша, - продолжал Прохор. - Это генералова брата, чтонамеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч... - Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашиваетОчумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. - Ишь ты, господа! А яи не знал! Погостить приехали? - В гости... - Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Такэто ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе...Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр...Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий... Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочетнад Хрюкиным. - Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь вшинель, продолжает свой путь по базарной площади.Задание № 2. В Заполните таблицу «Классификация неосознаваемых психических явлений». Для заполнения используйте материал из Лекций № 5, 6 в учебном пособии: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
|
Виды неосознаваемых психических явлений | Краткая характеристика | Примеры проявления | ||
Неосознаваемые механизмы сознательных действий | А)неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Б)явления неосознаваемой установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагирования в определенном направлении В)неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения тонические напряжения, мимика и пантомимика.(средства коммуникация и объективные показатели) | Обучение игре в бильярд – обучения начинается с самых простых вещей (как правильно стоять, держать кий, дальше сложнее – как бить, как забить нужный шар, рассчитать все и т.д.) но путем от простого к сложному, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство и кажется что это происходит неосознанно | ||
Неосознаваемые побудители сознательных действий | Действенность – первое отличительной свойство бессознательных проявлений. Второе свойство – состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Фрейд выделил три основные формы это сновидения ошибочные действия, невротические симптомы. | Забывание вещей, имен, намерений. Описки, оговорки | ||
«надсознательные» процессы | Это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем вторгается в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение. Субъект не знает конечного итога, к которому приведет процесс. Неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится. | Например, можно любить кого-нибудь, долго, думать все время только об этом человеке и понимать, что вы никогда не будите вместе. Потом произойдет момент, «бессознательный» процесс, который перечеркнет все и вы перестанете думать об этом человеке. | ||
Модуль 3. Психология познания.
Задание № 1. Разобрав вопрос о физиологических основах психических процессов, дать комментарии к схеме, обозначив основные части анализатора и их функции.
Структура анализатора
1 2 3
«Проиллюстрировать» данную схему примерами какого-либо анализатора (слухового, зрительного, обонятельного) по выбору.
ГЛАЗНОЙ АНАЛИЗАТОР - Внешние сигналы → Рецептор → Нервные связи → Головной мозг. Периферической частью зрительного анализатора является сетчатка. Проводящая часть — это зрительный нерв, центральная — зрительная зона коры полушарий.
Задание № 2. Выполните в таблице сравнительную характеристику познавательных процессов (на выбор): 1) ощущения и восприятия; 2) представления и воображения; 3) внимания и памяти; 4) воображения и мышления; т. д. Сравнение (установление сходства и различия между заданными психическими процессами) можно проводить по следующим критериям: определение, функции, теории, свойства или характеристики, классификации, примеры проявления в деятельности и поведении.
Познавательный процесс | определение | Свойства | Функции виды |
Ощущение | Является чувственным отображением объективной реальности. | Качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный порог ощущений. | Экстероцептивные - Дистантные (зрительные, слуховые). Контактные (вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) Интероцептивные – органические ощущения, боли. Проприоцептивные- ощущения равновесия, движения |
Восприятие | Это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном Воздействии физ. Раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. | Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. | Зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое. Восприятие пространства, времени, движения. |