Правоотношение как элемент механизма правового регулирования




Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Правоотношение как элемент механизма правового регулирования………….4

Заключение…………………………………………………………………….…13

Список литературы………………………………………………………………15


Введение

 

Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают друг с другом в многочисленные взаимоотношения. Такие отношения бывают различного вида. В частности, общественные отношения можно разделить на материальные и идеологические.

Материальные направлены на поддержание существования человека. Идеологические - это лишь настройка над первыми. Отношения между людьми, зависящие от их воли и сознания, весьма разнообразны.

Это семейные (отношения мужа и жены, родителей и детей), трудовые (отношения рабочего с администрацией своего предприятия), имущественные (например, отношения, возникающие между продавцом и покупателем) и многие другие.

Люди вступают в эти отношения, как правило, по своей воле, хотя она зависит от различных жизненных обстоятельств, прежде всего от условий материальной жизни людей, от экономического строя общества.

Первым шагом на пути теоретического обоснования образовательного права как новой отрасли российского правоведения является поиск ее предмета правового регулирования, ибо, согласно устоявшимся воззрениям российских правоведов, «каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования - соответствующую область общественных отношений.

Когда возникают новые общественные отношения, которые необходимо урегулировать с помощью права, возникают основания для выделения новой отрасли права». Именно это положение используют авторы, отрицая правомерность притязаний образовательного права на самостоятельность.

В лексике юридической науки понятие правового общения и связанные с ним характеристики государственно-правовой действительности применяются достаточно редко. К ним прибегают главным образом для раскрытия содержания более привычной и устоявшейся категории - правоотношения.

Такое положение объясняется слабой разработкой в правоведении фундаментальных основ теории правовых связей, что обусловило распространение мнения о правоотношении как единственном виде правовых связей, о тождестве правового отношения и правового общения. Однако открытие новых и более тесных взаимодействий в правовых системах, смещение акцентов на личностную составляющую в этих взаимодействиях требуют корректировки сложившегося мнения.

Объектом исследования являются правоотношения

Предметом исследования является правоотношение в механизме правового регулирования.

Целью исследования является изучение правоотношения.

При написании данной работы были использованы следующие теоретические источники: Алексеев С.С., Айвазян М.С., Венгеров А.Б., Гревцов Ю.И., Гурвич Г.Д., Гринберг Л.Г., Гревцов Ю.И., Ефремова Н.Н., Коркунов Н.М., Зинченко С.А., Комаров С.А.,Липинский А.Д., Матузов Н.И., Мамут Л.С., Поляков А.В., Полищук Н.И., Петражицкий Л. И., Пьянов Н.А.

При написании данной работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской федерации.

Правоотношение как элемент механизма правового регулирования

Правовое отношение является относительно разработанной в юридической науке категорией, однако, интерес к данной правовой материи не угасает, что объясняется, в том числе, ее многоаспектностью и взаимосвязью с различными иными юридическими категориями. Правоотношение представляет собой особый тип социальных отношений. С точки зрения генезиса, правовое отношение предстает как результат властного регулирования государством удовлетворения экономических и иных потребностей общества. Государство выражает свою волю, упорядочивая социально значимые отношения путем юридических установлений и предписаний, в соответствии с которыми должны строиться эти отношения. Таким образом, правовое отношение - это урегулированное правом и находящееся под охраной государства социальное отношение.

Содержание правоотношений представляет собой конкретизированную форму выражения абстрактной сущности реализуемой нормы, относящейся к объективному праву. В каждом конкретном случае имеет место конкретный результат. Так, в одном случае содержание правоотношений может выражать конкретизацию абстрактных основ гипотезы нормы в форме наличия конкретных обстоятельств, обладающих юридической значимостью. В другом - имеет место уточнение положений нормативной диспозиции в виде соответствующих правомерных действий активного, взаимосогласованного характера дееспособных субъектов взаимодействия. В третьем же случае содержание правоотношений представлено в виде конкретизации положений нормативной санкции, что выражается в форме соответствующего решения или акта (правомочной правоприменительной меры) [1].

Правоотношение и правовая норма являются двумя формами одного выражения регулятивного механизма. Различие между ними заключено в том, что в первом случае речь идет о динамичной, конкретно-реализационной форме регулятивного процесса. Норма права при этом являет собой статичную, абстрактно-общую форму. Правоотношение являет собой общую регулятивно-процедурную форму конкретизации и выражения абстрактного смысла права. В этих пределах и согласно установленным требованиям должны осуществляться все действия и взаимоотношения сторон (субъектов) по ходу реализации ими своих обязанностей и возможностей. Содержание гражданского правоотношения включает субъективные обязанности и права, принадлежащие определенным участникам сформировавшегося взаимодействия. Обязанности и возможности субъектов образуются одновременно. В процессе реализации прав содержание рассматриваемого правоотношения может изменяться. Такое, например, может произойти в случае ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязанностей по договору. Структура сути указанного взаимодействия может быть сложной либо простой. В рамках простой конструкции у одной стороны есть субъектные права, у другой же – обязанности. Основная же масса отношений характеризуется сложной структурой. Такая конструкция предполагает наличие и субъектных обязанностей, и субъектных возможностей одновременно у обеих сторон. Содержание земельных правоотношений закреплено нормами соответствующей области права. Свои возможности и обязанности субъекты реализуют посредством совершения активных действий (застройки участка, например) или воздержания от осуществления того или другого деяния, противоречащего законодательству. Содержание этих правоотношений зависит от состава участников, вида взаимодействия, особенностей объекта. Круг обязанностей и возможностей сторон рассматриваемых отношений определен и закреплен в соответствующем законодательстве. - Резюмируя сказанное, можно кратко определить правоотношение как урегулированное правом общественное отношение, в рамках которого осуществляется субъективное право и исполняется взаимно корреспондирующая ему субъективная обязанность. В состав правоотношения входят следующие элементы: а) субъекты; б) объект; в) осуществление (реализация) субъективного права; г) исполнение субъективной гражданской обязанности[2].

Если материальное содержание правоотношения образуют социальные отношения, то его юридическое содержание, как представляется, - это субъективные права и субъективные обязанности, в своей непосредственной реализации (непосредственном осуществлении и исполнении).

Юриспруденция решает задачу по изучению действий, которые предпринимают участники правоотношений, но не по исследованию вещей и прочих благ, ради которых эти отношения возникают. Важным для юриста является установление характера действий, а также их соответствия юридическим обязанностям и правам. Если соответствие имеет место, то достигается цель, которую поставили перед собой субъекты административных правоотношений. Предметы, вещи, находящиеся в материальном мире изучают разные дисциплины (философия, производственная практика, экономика и прочие). Теория права определяет только юридические свойства вещей.

Объекты правоотношений представляют собой область воздействия. Перед рассмотрением этого понятия в первую очередь следует установить область правовых норм. Как известно, нормы призваны регулировать социальные отношения. Объектом в данном случае выступает волевое человеческое поведение. Задача правоотношения состоит в конкретизации общих обязанностей и прав, которые предусмотрены правовой нормой. Учитывая содержание права и юридической обязанности, осуществляется построение поведения. Таким образом, объекты правоотношений представляют собой те или другие формы поведения. Поведение заинтересованных сторон в рамках юридического взаимодействия всегда обладает общественной значимостью. Это связано с тем, что целью выступает удовлетворение различных законных общественных, индивидуальных, государственных интересов. При вступлении в правоотношения субъектами удовлетворяются определенные духовные, материальные и прочие потребности. Необходимо отметить, что поведение заинтересованных сторон может проявляться по-разному. Объекты правоотношений имущественного характера представляют собой такие формы поведения, в рамках которых совершаются действия, направленные на получение конкретных жизненных благ. Так, например, при совершении купли-продажи поведение заинтересованных сторон будет связано с продажей и покупкой вещей. В качестве объекта правоотношения, формирующегося в соответствии с заключением между двумя предприятиями соглашения о поставке товара, выступает деятельность организаций-участниц соглашения. В данном случае она выражается в поставке товара. При этом не все отношения относятся к категории имущественных. Юридические обязанности и права могут возникать и не по поводу вещей. Объекты правоотношений неимущественного характера представляют собой фактически ту или другую форму поведения заинтересованных сторон. В этом случае удовлетворение интересов происходит при совершении тех или других действий. Например, в качестве объекта трудовых правоотношений выступает действие администрации организации, учреждения, чья деятельность связана с приемом на работу служащих и рабочих, оплатой их труда. Все эти действия способствуют удовлетворению права на труд, а также заработную плату. В качестве объекта уголовно-процессуальных взаимодействий выступает деятельность сторон процесса по предварительному и судебному расследованию преступлений. Ее целью является вынесение законного и справедливого приговора. Таким образом, посредством совершения различных фактических действий происходит удовлетворение интересов сторон. Следует отметить, что вопрос о понятии объектов правоотношений рассматривается весьма неоднозначно. Достаточно широко распространена трактовка, которая подразумевает под ним совокупность многообразных нематериальных и материальных благ, находящихся в сфере интересов сторон юридического взаимодействия. Такой подход к определению выносит объект за пределы юридического содержания правовых взаимоотношений, ставя его вне обязанностей и прав.

Субъекты правоотношений представляют собой участников правовых отношений, которые наделены взаимными обязанностями и правами. Как правило, этих сторон две. Свидетель и следователь, покупатель и продавец – это субъекты правоотношений. Однако имеет место и многостороннее взаимодействие. Так, например, каждый гражданин состоит в правовых отношениях с прочими субъектами, с государством в целом. При этом остальные стороны обязаны уважать права человека и гражданина, не препятствовать их воплощению [3].

Разнообразные и многочисленные в своем составе субъекты правоотношений могут быть объединены в две группы. Так, выделяют индивидуальные и коллективные стороны взаимодействий. Индивидуальные субъекты правоотношений – это, в первую очередь, граждане страны, иностранные граждане, лица с двойным гражданством и не имеющие гражданства вовсе. К коллективным сторонам следует отнести государственные территориальные формирования (города, субъекты, государства, районы, избирательные округа и прочие единицы), население этих образований, организации (общественные объединения, коммерческие структуры, госорганы и прочие). Таковы основные виды субъектов правоотношений. Граждане могут являться сторонами разных взаимодействий. Так, например, в тех или других ситуациях они выступают как субъекты трудовых правоотношений, жилищных, имущественных, уголовно-правовых, семейных и прочих. Возможность принимать участие в тех или других взаимодействиях определяется особым признаком. Называется данный признак "правосубъектностью". Этот критерий, в свою очередь, состоит из трех компонентов:

Правоспособности – способности обладать правами и обязанностями. Дееспособности – возможности реализовывать правоспособность посредством совершения самостоятельных действий. Деликтоспособности – способности нести за свои деяния юридическую ответственность. Одним из наиболее важных свойств правосубъектности считается гарантированность ее государством. Так, соответствующие госорганы обязаны обеспечивать субъектам возможность полностью и беспрепятственно осуществлять права, а также выполнять соответствующие обязанности. Следует отметить, что правосубъектность характеризуется разным объемом. Так, для индивидуальных субъектов объем находится в зависимости от гражданства, возраста, морального состояния. Так, например, с шестнадцати лет наступает ответственность за все преступления, с четырнадцати – только за наиболее опасные. С восемнадцати лет гражданин может принять участие в голосовании. Граждане своего государства наделены большими, по сравнению с иностранцами, правами. Это относится к выборам, политической и прочим сферам общественной жизни. Кроме того, для людей, которые страдают душевными заболеваниями, установлены определенные ограничения. К таким ограничениям, в частности, относят право распоряжаться собственностью, участвовать в выборах и прочее. На объем правосубъектности оказывает в определенной степени воздействие и пол, и образование гражданина. Все это свидетельствует о том, что реальное правовое положение каждого гражданина неодинаково. Для государственных территориальных формирований и населения правосубъектность устанавливается положениями международных правовых актов, Конституцией, прочими законами. Возможность участвовать в тех или других взаимодействиях для госорганов определяется их компетенцией. Правосубъектность индивидуальных предпринимателей и организаций, ведущих коммерческую, производственную и прочую деятельность, имеющих соответствующую государственную регистрацию, устанавливается в соответствии с юридическим статусом.

Подводя итог:

Сами правоотношения, понятие и структура их могут рассматриваться как в узком, так и широком смысле. Другими словами, выделяется два вида взаимодействия относительно юридических норм. В широком смысле структура правоотношений является объективно формирующейся до закона особой формой социального взаимодействия. Участники при этом наделены взаимными обязанностями и правами и реализуют их, удовлетворяя свои потребности и интересы в особом, разрешенном государством порядке. В узком смысле структура гражданских правоотношений является видом социального взаимодействия, урегулированным юридической нормой. Участники при этом наделены взаимными обязанностями и правами и реализуют их для удовлетворения своих интересов и потребностей в особом порядке, охраняемом и гарантированном государством в лице госорганов. Обладающие правами лица называются управомоченными, лица, несущие обязанность – обязанными. Структура правоотношений, возникших на основе правовых норм, включает несколько видов взаимодействия. На основе отраслевой принадлежности выделяют государственно-правовые или конституционные, уголовно-процессуальные, уголовные и прочие взаимоотношения. При разделении взаимодействий по принадлежности к определенной отрасли наибольшее значение придается разделению на процессуальные и материально-правовые отношения.

Структура правоотношений включает в себя охранительные и регулятивные взаимодействия. Охранительные взаимоотношения формируются в качестве реакции общества и государства на неправомерную деятельность субъектов права. Регулятивные правоотношения возникают в результате производства регулятивных норм, закрепляющих особый порядок при взаимоотношениях. Эти взаимоотношения, в свою очередь, разделены на относительные и абсолютные. В основу этого разделения положен принцип индивидуализации субъектов. Так, в относительных взаимоотношениях обе стороны определены точно (покупатель и продавец, подрядчик и заказчик и так далее). Абсолютные правоотношения отличаются определением лишь одной стороны – носителя субъективного права. В качестве обязанных лиц выступают прочие лица («каждый», «всякий»). Структура правоотношений характеризуется также наличием общих и конкретных взаимодействий. Общие взаимоотношения формируются на основании конституционных норм, которые определяют обязанности, свободы и права личности, а также административно-правовые и уголовно-правовые ограничения и запреты. Общие взаимоотношения разделяют на три категории. Регулируемые правом отношения (правоотношения). Не имеющие юридической формы отношения (нерегулируемые). Взаимодействия частично регулируемые. Любое правоотношение представляет собой взаимоотношение. Однако не всякое взаимоотношение может являться правоотношением. Таким образом, не каждое взаимодействие подвергается регулированию правом. Пределы правовой отрасли могут расширяться или сужаться в зависимости от обстоятельств, но в целом являются отражением объективных потребностей развития государства и общества. Любое правовое отношение включает в свой состав: - субъекты; - субъективное право; - объект; - юридическую обязанность. В современном обществе сеть вертикальных и горизонтальных правоотношений действует непрерывно. Во многих случаях граждане не замечают, что являются участниками этих взаимодействий – настолько естественен затрагивающий их процесс. Правоотношения являются основной сферой в общественной жизни. В условиях, где действуют нормы права, происходит постоянное формирование, изменение или прекращение правоотношений.

 

 

Заключение

 

Право воздействует на отношения в социуме по-разному: в одних случаях оно запрещает, в других, напротив, обязывает, а в третьих дозволяет. Такое поведение на практике и в теории принято называть правовым регулированием. Три представленных варианта фактически отвечают на вопрос о том, как право осуществляет регулирование, но при этом не раскрывает, какие средства оно для этого задействует. А потому в правовой науке был выработан институт – механизмы правового регулирования.

Право воздействует на отношения в социуме по-разному: в одних случаях оно запрещает, в других, напротив, обязывает, а в третьих дозволяет. Такое поведение на практике и в теории принято называть правовым регулированием. Три представленных варианта фактически отвечают на вопрос о том, как право осуществляет регулирование, но при этом не раскрывает, какие средства оно для этого задействует. А потому в правовой науке был выработан институт – механизмы правового регулирования. Понятие и составляющие элементы Механизм правового регулирования – это специальный набор средств, с помощью которых осуществляется управление отношений в социуме. При этом его отличает ряд признаков: - это всегда правовые средства; - целью данного механизма выступает только достижение легитимного использования предоставляемых прав или свобод; - задачей рассматриваемого процесса выступает снятие предполагаемых, но не всегда обязательных препятствий в отношении реализации прав.

Ученые выделяют помимо признаков и различные классификации рассматриваемого явления по критериям роли и типа регулирования. Так, механизмы правового регулирования в зависимости от типа бывают двух видов: - общедозволительные, в данную категорию входит как непосредственно дозволение, так и запрет, в них субъекты равны; - разрешительные – главным и определяющим субъектом выступает властный орган. В зависимости от роли деление осуществляют по признаку общего и индивидуального. Так, последние направлены строго на конкретное лицо, а общие охватывают группу всех субъектов в целом. Как и любая система, механизм имеет свою структуру, выражающуюся в объединении трех элементов. Итак, механизм правового регулирования складывается из правоотношения, подлежащего воздействию, нормы права, которая будет применена, и акта правовой реализации. Данные элементы напрямую связаны со стадиями действия рассматриваемого явления. Механизм правового регулирования – стадии реализации Как правило, ученые-правоведы выделяют три основных стадии. Первый этап, с которого начинается механизм правового регулирования, это определение нормы права. В данном отношении субъект регулирования обязан точно выбрать легальную модель поведения, которую он намерен исполнять. При этом она может быть как дозволительной, так и обязывающей или запретительной. В качестве примера может служить норма, определяющая запрет на лишение жизни лица. В данном случае норма явно относится к разделу уголовного права. Второй этап направлен на выявление необходимого правоотношения. Последнее по своей сути является взаимодействием лиц в социуме. Продолжая приведенный пример с нормой, механизм правового регулирования обязан быть задействован в случае насильственной смерти физического лица. Третьим этапом предстает вынесение акта применения права. В данном случае компетентный орган страны обязан установить все объективные обстоятельства, определить, насколько указанная норма права соответствует рассматриваемому правоотношению, и вынести определенное решение в виде законоприменительного акта. В свете уже указанного выше примера с нормой и правоотношением, третья стадия обязана выглядеть следующим образом. Судья (как представитель страны) обязан установить факты по делу, т.е. выяснить суть создавшегося правоотношения по объектному и субъектному составу. Далее ему вменяется выявить, насколько указанное содержание соответствует применяемой норме, а именно: присутствует ли факт насильственной смерти, был ли он осуществлен указанным субъектом и прочее. В случае соответствия первых двух стадий друг другу, вынести акт применения права – приговор.

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

Литература:

1. Алексеев С.С.Общая теория права: В 2 т. М., 2012.-742с.

2. Алексеев С.С. Юридические конструкции - ключевое звено права / Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: «Статут», 2014.-387с.

3. Айвазян М.С.Правовое общение: структура и факторы // Социалистический образ жизни (государственно-правовые проблемы) / Под ред. В.П. Казимирчука. М.: Юрид. лит-ра, 1980.-298с.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права.Теория права. Том II. М.: Юристъ, 2012.-324с.

5. Гревцов Ю.И. Правовые отношения // Общая теория государства и права. Акад. Курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012.-374с.

6. Гурвич Г.Д.Философия и социология права: Избр. соч. / Пер. М.В. Антонова, Л.В. Ворониной. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юрид. ф-та С.-Петерб. гос. ут-та, 2014.-356с.

7. Гринберг Л.Г.Исследование общественных отношений и методологические вопросы правоведения // Правоведение. 2011. № 3.-С.11-25.

8. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществления права.М.,2014.-778с.

9. Ефремова Н.Н. Правовое общение и правосудие в контексте истории российской юстиции // Государство и право. 2011. № 10.-С.27-36.

10. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Положительное право. 5-е изд. 1914.Переизд.2011г.-378с.

11. Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. -М.: Волтерс Клувер, 2012.-325с.

12. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011.-378с.

13. Липинский А.Д. Проблемы юридической ответственности. -СПб., 2013.-368с.

14. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Саратов. гос. академии права, 2013.-347с.

15. Мамут Л.С.Правовое общение: очерк теории. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

16. Поляков А.В., Тимошина Е.В.Общая теория права: Учебник. СПб.,
2014.-314с.

17. Полищук Н.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: монография / Под ред. С.А. Комарова. 2-е изд., доп. и перераб. Юридический ин-т (Санкт-Петербург), 2012.-367с.

18. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.; Издательство «Лань», - 2011.-298с.

19. Пьянов Н.А. Актуальные проблемы теории государства и права.М.,2011.

20. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2013.-316с.

21. Романенко Е.А.Понятие правового общения: теоретические аспекты // Евразийский юридический журнал. 2011. № 2.-С.22-32.

22. Теория государства и права: курс лекций /под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.,2012.-378с.

23. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: Монография. СПб.: Юридический центр Пресс. 2012.-268с.

24. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. -Тольятти, 2013.-432с.

25. Явич Л.С. Общая теория права.М.,2012.-558с.

 

 


[1] Гревцов Ю.И. Правовые отношения // Общая теория государства и права. Акад. Курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012.С.145.

[2] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.; Издательство «Лань», - 2011.С.187.

[3] Гревцов Ю.И. Правовые отношения // Общая теория государства и права. Акад. Курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012.С.198.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: