3.1 Антимонопольная политика в Российской Федерации
Тема, вынесенная на обсуждение, является чрезвычайно важной. В её изучении к ней задействованы лучшие профессиональные кадры ученых и практиков.
Задачи правового регулирования в данной сфере – государственная поддержка и защита конкуренции, осуществляемая посредством следующих правовых способов:
- создания необходимых условий для существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);
- признания за субъектом предпринимательства права на конкуренцию и защиты этого права;
- контроля над монополизацией предпринимательской деятельности (за доминирующим положением, концентрацией капиталов);
- предупреждения и преследования правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц) и других способов.
Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных сил, ограничение крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.
Основные цели правового регулирования монополии и конкуренции следующие:
- защита конкуренции, как публичного блага, обеспечивающего в дальнейшем социально-экономическое благосостояние общества;
|
- защита профессиональных участников рынка – конкурентов, их прав и законных интересов в процессе осуществления рыночной, предпринимательской деятельности от неправомерных посягательств других лиц, преследующих свои экономические интересы незаконными способами;
- развитие экономической системы общества и эффективного функционирования товарных рынков.
Указанные выше цели правового регулирования конкуренции и монополии присутствуют в каждой национальной правовой системе регулирования отношений в данной области, в законодательстве и доктрине, а также в международно-правовом регулировании вопросов конкуренции и монополии.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.
На настоящий момент монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
|
Антимонопольное регулирование настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.
В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России. [16]
Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»
Государственная программа предусматривает следующие требования и задачи, которые необходимо реализовать в процессе демонополизации и развития добросовестной конкуренции: ориентация на создание конкурентного рынка, защита интересов потребителей. Комплексность задач демонополизации, увеличение числа поставщиков и объёма поставок продукции, снижение барьеров для входа на рынок; развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий.
|
Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности» и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». [21]
Новый закон о конкуренции направлен на совершенствование правового инструментария и на повышение эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства.
Российская антимонопольная политика сегодня – не только предмет дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня злоупотреблений доминирующим положением.
3.2 Антимонопольное законодательство за рубежом
Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства – одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту олигополии, как рыночного механизма. Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине XIX века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения. [5]
Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.
Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году.
Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.
Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое «правило разумности», одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как «неразумные» согласно принципам общего права. [21]
Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения, связанные, с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода – конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямо го государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль над концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны, в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма.
Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. [5]
Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).
Монополия и конкуренция являются одними из важнейших категорий мировой экономики. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, их теория, в отличие от многих других разделов мировой экономики, подвергается, и подвергалась раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самому детальному рассмотрению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе выполнения данной курсовой работы, мною была изучена одна из наиболее интересных областей научного исследования, как монополия и конкуренция.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.
К положительным чертам можно отнести:
- активизацию инновационного процесса;
- гибкое приспособление к спросу;
- высокое качество продукции;
- высокую производительность труда;
- минимум издержек;
- реализацию принципов оплаты по количеству и качеству труда;
- возможность регулировки со стороны государства.
К негативным последствиям:
- «победа» одних и «поражение» других;
- различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам;
- чрезмерная эксплуатация природных ресурсов;
- экологические нарушения и др.
Как было показано, чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию «государства в государстве». Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Россия, а также другие страны активно борются с негативными последствиями монополии и для этого применяют антимонопольную политику, воплощают в жизнь антимонопольное законодательство. [23]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Балайдина, В.С., Михайленко, А.М. Монополизм и конкуренция в России / М.: Аудиториум, 2015. – 247 с.
2 Белоус, Т. Я. Международные монополии / Мысль – М., 2016. – 280 c.
3 Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / Книжный мир, 2014. – 336 с.
4 Булатов, А.С. Экономика – М.: Экономисть, 2013. – 423 с.
5 Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства / РОС. Экон. Журнал. – 2016. – №3, 28-33 с.
6 Дж. Блэк Экономика / Толковый словарь. – М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир» // Общая редакция: Осадчая, 2013. – 301 с.
7 Князева, И.В. Антимонопольная политика в России / Учеб.пособ. Князева И.В. – М.: Омега – Л, 2015. – 526 с.
8 Конкуренция России / Москва 2016. – Режим доступа: https://www.economslovar.ru/
9 Конкуренция. Сборник студенческих работ / Издатель: Студенческая наука, 2014. – 1254 с.
10 Латов, Ю.В., Ковалев, С.Н.Теневая экономика / под ред. проф. Кикотя, В.Я.; проф. Казиахмедова, Г. М. – М.: Норма, 2006. – 336 с.
11 Лившиц, А.Я. Введение в рыночную экономику / Издательство «Станкин», 2014. – 273 с.
12 Литвинов, Д.А. Экономическая теория / 2-е изд., переработанное и доп. // Воронеж ВИ МВД России, 2016.– Ч.1гл.5; ч.2 гл.18. – 200 с.
13 Нуралиев, С.У., Нуралиева, Д.С. Экономика / Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 432 с.
14 Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики / 2-е изд., 2014. – 572 с.
15 Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/
16 Паламарчук, А. Антимонопольное законодательство: проблемы и пробелы / А.Паламарчук, М.О. Сайтарлы Н.// Законность. 2015. –198 с.
17 Портер Майкл Конкуренция / СПб., 2012. – 336 с.
18 Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б..Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М.2001. – 278 с.
19 Рузавин, Г.И. Основы рыночной экономики / – М.: ЮНИТИ. 1996. – 202 с.
20 Словарь терминов – Режим доступа: https://uchebnik.biz/book/429-mirovaya-yekonomika/17-slovar-terminov.html
21 Смолина, Е.Э. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом / М.: Экономика. 2015г. – 438 с.
22 Хейне П. Экономический образ мышления / – М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 2013 – 704 с.
23 Шаститко А., Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России//Вопросы экономики, 2014. – №5, 100-116 с.