Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.




Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

От базальтовых скал Палау шхуна проследовала к островам Адмиралтейства. Здесь произошла знаменательная встреча с большой туземной пирогой, мачта и рея которой были украшены человеческими скальпами. У многих поднявшихся на палубу корабля пожилых туземцев на спине или груди были привешены какие-то странные предметы вроде метелок. Тонкие ветки, собранные в пучок, были прикреплены к ручке, выточенной из берцовой кости человека. Миклухо-Маклай первым открыл обычай ношения "руен-римата" - костей отца или ближайших родственников, если они были знатными или выдающимися людьми.

Ему удалось описать людей и природу Берега Маклая на большом пространстве, миль по двести вокруг Бугарлома. Миклухо-Маклай в совершенстве изучил все обычаи папуасов, строение их семьи и общины, знал их язык, искусство. На Берегу Маклая ученый на этот раз прожил четырнадцать с половиной месяцев (с 27 июня 1876 по 10 ноября 1877 год)[6].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

 

В 1882 году после двенадцати лет странствий Миклухо-Маклай вернулся в Петербург. Он стал героем дня. Газеты и журналы сообщали о его приезде, излагали биографию, останавливались на эпизодах его путешествий, выражали восхищение его подвигами. Ученые общества Москвы и Петербурга устраивали заседания в его честь. Главным событием были его публичные выступления, собиравшие громадную по тем временам аудиторию. В ноябре 1882 года Миклухо-Маклай имел встречу в Гатчине с Александром III[7].

Несколько лет в России пролетели быстро. Теперь маршрут путешественника лежал через Берлин-Гаагу-Париж-Лондон в Геную, где он намеревался сесть на один из пароходов, совершавших регулярные рейсы в Австралию. Он делает доклады в Берлине, Париже, Лондоне, встречается с учеными.

В начале февраля 1883 года Миклухо-Маклай отплыл из Адена на Яву.

Крупнейшей научной заслугой Миклухо-Маклая является то, что он решительно поставил вопрос о видовом единстве и родстве человеческих рас. Впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал его широкое распространение в Западной Океании и на островах Юго-Восточной Азии. Ученый опроверг распространенный в то время взгляд на папуасов как на представителей якобы особого вида, глубоко отличного от других человеческих рас и, в особенности, от европеоидной расы. В частности, он установил существование как долихоцефалии, так и брахицефалии среди меланезийцев, доказав, что в пределах одной расы могут быть групповые различия в головном указателе. Большое значение имеют установленные им факты, характеризующие распространение и вариации антропологических типов в Океании, Австралии, Индонезии (полуостров Малакка). Определив антропологический тип негритосов острова Лусон как один из вариантов меланезийского расового типа, Миклухо-Маклай впервые дал правильное решение проблемы возникновения карликовых форм, указал на связь этих форм со своеобразными условиями развития.

Процесс изменения рас идет непрерывно. Наиболее наглядным примером этого могут служить процессы брахикефализации и грацилизации. Это укорочение и расширение головы и уменьшение массивности черепа, зубов и скелета в разных, совершенно не связанных друг с другом группах людей. Эти процессы могут идти независимо от смешения с другими популяциями. Между тем, они заметно меняют облик людей и, соответственно, популяций и рас. Миклухо-Маклай доказывал, что антропологические черты сохраняются в населении более надежно, чем признаки культуры. Даже после нескольких поколений метисации можно выявить исходные антропологические типы, тогда как культура, язык, традиционное хозяйство, религия и искусство могут исчезать или кардинально меняться буквально на протяжении жизни одного поколения.

Факты, собранные Николая Николаевича, и в настоящее время служат ценным источником при разрешении различных проблем антропологии.

Для этнографии большое значение представляют превосходные описания Миклухо-Маклая хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго-Восточной Азии. Многие наблюдения Миклухо-Маклая, отличающиеся большой точностью, до сих пор остаются почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании.

Засвидетельствованный им факт земледелия у папуасов, никогда не знавших скотоводства, опроверг установившиеся в то время представления о том, что земледельческому хозяйству обязательно должно предшествовать скотоводческое. Описывая изобразительное искусство, начатки идеографического письма, обычаи коренных жителей Океании, их психологию и социальные отношения, Миклухо-Маклай показал, что эти народы, хотя в культурном отношении и отсталые в силу ряда исторических причин, по умственным и моральным качествам ни в чем не уступают европейцам.

Миклухо-Маклай побывал в самом сердце Океании, в местах, куда не отваживались проникать белые путешественники. Основные результаты путешествия заключались в антропологической характеристике населения обследованных островов, в установлении связей и отличий между разными этносами, в исследовании многих обычаев.

Территория Гвинеи делится на четыре физико-географических района. Первый из них, расположенный на западе страны, - Нижняя, или Приморская, Гвинея - представляет собой плоскую низменность шириной до 32 км, с высотами менее 150 м над у.м. Заболоченная полоса побережья покрыта мангровыми зарослями, плотные скальные породы выходят на поверхность лишь в районе Конакри. Нижняя Гвинея - район товарно-экспортного земледелия. Здесь живут в основном представители народа сусу. Прорезающие низменность реки Когон, Фатала и Конкуре берут начало в глубоких долинах второго района - Средней Гвинеи. Здесь песчаниковый массив Фута-Джаллон с вершинами 1200-1400 м пересекает страну с севера на юг. Самая высокая точка плато, расположенная к северу от Лабе, - гора Тамге (1538 м). Средняя Гвинея отличается преобладанием ландшафтов саванн, в самых высоких местах есть горные луга. Район заселен народом фульбе. Преобладающее занятие населения - животноводство[8].

 

2.2. Жизнь ученого в Австралии

В июне 1883 года путешественник прибыл в Сидней. Почти три года он: провел в Австралии, и это были весьма нелегкие годы. Коттедж в парке Выставки, где он жил в свой последний приезд, сгорел. В пламени погибла часть многолетних работ Миклухо-Маклая и экспонаты. Путешественник перебрался в домик при Морской станции на берегу Ватсон-Бей. Там он жил одиноко, испытывая нужду[9].

В феврале 1884 года русский путешественник и ученый Николай Миклухо-Маклай женился на молодой вдове Маргарите Робертсон, дочери сэра Робертсона, бывшего премьер-министра Нового Южного Уэлса.

Миклухо-Маклай напряженно следил за событиями в мире. Он писал князю Бисмарку о том, чтобы "вообще все белые взяли на себя защиту прав темнокожих туземцев островов Тихого океана от бессовестной, несправедливой и зверской эксплуатации (похищение людей, рабство и т. п.)"[10].

В 1886 году Миклухо-Маклай снова отправился в Сидней. Он ехал туда за семьей, коллекциями, материалами. По пути он побывал в Аделаиде, описал железную дорогу Аделаида - Мельбурн, разузнал все, что касалось замечательного опыта австралийца Джемса Брауна по насаждению эвкалиптов в бесплодных пустынях.

Вырезано.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: