Логическая последовательность предполагает сначала рассмотреть эту проблему по степени конкретности—обобщенности психических образований. По этому критерию их можно дифференцировать на общие, особенные и единичные.
К общим психическим образованиям отнесены сенсорно-перцептивные, психомоторные, мнемические, интеллектуальные, креативные, аффективные, мотивационные, темпераментные, рефлексивные, регуляторные, коммуникативно-речевые, нравственные.
Каждое из них репрезентирует ту или иную сторону психической организации человека в связи с функциональными отношениями его с внешним миром по всем пяти векторам взаимодействия. Это означает, что каждое из этих психических образований вбирает в себя все многообразие психических свойств, правда, в превращенном виде. Эти психические образования перекрывают собой всевозможное содержание психической и психологической деятельности человека.
Сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные психические образования складываются в основном из психофизических свойств, выступающих первоосновой их возникновения и функционирования. Другие психические свойства включаются в эти психические образования на ролях второго плана.
К особенным сенсорно-перцептивным психическим образованиям относятся ощущения и восприятие, которые являются феноменами конкретно-чувственного познания.
К особенным мнемическим психическим образованиям относятся представления и память, которые являются феноменами конкретно-логического познания.
Композиция 7
Обобщенная модель структурной организации психики
Психофизиологические образования | ||||
Общие | Особенные | Единичные | ||
Аффективные | Эмоции Чувства | Радость, горе, печаль, веселость, гнев, стыд, страх | ||
Мотивационные | Потребности, влечения, склонности, желания, интересы, намерения, мечты, ценностные ориентации | Увлеченность, любознательность, мечтательность, сексуальность, одержимость, безразличие, безрассудство, осторожность | ||
Темпераментные | Энергетизм, динамизм, реактивность, нейротизм, тревожность | Возбудимость, инертность, заторможенность, вялость, активность, выносливость, утомляемость, беспокойность, уравновешенность | ||
Регуляторные | Воля Внимание | Организованность, сосредоточенность, настойчивость, сдержанность, дисциплинированность | ||
Психофизические образования | ||||
Общие | Особенные | Единичные | ||
Сенсорно-перцептивные | Ощущение Восприятие | Сенситивность, интенсивность, модальность, предметность, целостность, структурность | ||
Мнемические | Память Представления | Забывчивость, памятливость, фрагментарность, емкость | ||
Интеллектуальные | Мышление Воображение | Опосредованность, обобщенность, абстрактность, логичность, аналитичность, понятийность, проблемпость, сущностность, фантастичность, эвристичность, интуитивность, прогностичность | ||
Психорефлексивные образования | ||||
Общие | Особенные | Единичные | ||
Рефлексивные | Сознание, самосознание, дух, душа, бог, совесть, вера, надежда, любовь | Совестливость, робость, духовность, душевность, религиозность, самоотверженность, убежденность, терпимость, эгоизм | ||
Деятельностно-психологические психические образования | ||||
Общие | Особенные | Единичные | ||
Психомоторные | Телесные движения Предметные движения | Жесты, мимика, пантомимика, интонации, тембр, громкость, координированность, пластичность, ловкость | ||
Креативные | Способности, мастерство, талант, гениальность, стиль | Инициативность, оригинальность, находчивость, парадоксальность, индивидуальность | ||
Социально-психологические психические образования | ||||
Общие | Особенные | Единичные | ||
Коммуникативно-речевые | Язык, речь, средства общения | Грамотность, стилистика, понятливость, общительность, разговорчивость, косноязычие, молчаливость | ||
Нравственные | Общественные отношения Межличностные отношения | Справедливость, доброта, ответственность, самостоятельность, симпатия, сочувствие, дружба, сотрудничество, взаимопомощь | ||
К особенным интеллектуальным психическим образованиям относятся мышление и воображение, которые являются феноменами абстрактно-логического познания.
Аффективные, мотивационные, регуляторные и темпераментные (психодинамические) психические образования складываются в основном из психофизиологических свойств, которые трансформируются в процессах субъектной активности в особенные аффективные психические образования, к которым относятся эмоции и чувства — феномены субъективного переживания собственных состояний и субъектных отношений в мире вещей и людей; в особенные мотивационные психические образования, представленные потребностями, влечениями, склонностями, желаниями, которые являются продуктами субъективного отражения психофизиологических состояний телесной организации человека. К мотивационным психическим образованиям относятся еще и интересы, намерения, ценностные ориентации, мечты — продукты отражения внешней среды как предмета актуальных и потенциальных потребностей человека.
К особенным регуляторным психическим образованиям следует отнести волю и внимание — продукты психического и психологического самоуправления. При этом необходимо заметить, что регуляторную функцию выполняют практически все частные психические образования, так как она является сквозной функцией психической деятельности.
К особенным темпераментным психическим образованиям следует отнести энергетизм, динамизм, реактивность, нейротизм и им подобные, которые являются продуктами нейропсихической деятельности мозга.
Психомоторные и креативные психические образования формируются в процессах предметно-практического взаимодействия человека, особенность которого — деятельностное отношение со средой. Задачи такого отношения решаются посредством телесных движений, перемещающих человека в пространственно-временной перспективе и вместе с тем преобразующих объекты внешнего мира в предметы потребностей человека. В этих психических образованиях происходит трансформация деятельностно-психологических свойств психической организации человека.
К особенным психомоторным психическим образованиям следует отнести все телесные движения человека (произвольные и непроизвольные, а также идеомоторные акты), которые приобретают различные формы выразительного (экспрессивного) поведения (невербального и вербального). В их ряду нужно рассматривать и манипулятивные предметные действия.
К особенным креативным психическим образованиям следует отнести общие и специальные способности, мастерство, талант, гениальность, стиль деятельности, которые являются продуктом деятельностно-психологической активности человека как творца предметной среды, субъекта преобразовательной деятельности.
Коммуникативно-речевые и нравственные психические образования формируются в процессах взаимодействия людей друг с другом по поводу совместных проблем жизнедеятельности. Они относятся к социально-психологическим образованиям в структуре психики. Обязательным условием их возникновения и существования является общение людей, в процессе которого происходит трансформация психического потенциала первичных свойств психики (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных).
К особенным коммуникативно-речевым психическим образованиям следует отнести речь (внутреннюю и внешнюю; устную и письменную), языки (словесные, жестовые и др.), средства общения (непосредственного и опосредствованного), которые являются продуктом социально-психологического взаимодействия людей при жизни их в сообществах.
К особенным нравственным психическим образованиям нужно отнести все многообразие человеческих отношений, среди которых выделяются общественные отношения (правовые, экономические, этнические, конфессионально-религиозные, политические); межличностные отношения (моральные, этические, эстетические, половые, возрастные, волевые, лидерские, эмоциональные, дружеские, конфликтные, состязательные и др.), являющиеся продуктами социально-психологического взаимодействия людей.
Рефлексивные психические образования, производные от трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности, включаясь в различные контексты жизнедеятельности, продуцируют особенные психические образования, раскрывающие содержание внутреннего мира человека. К их числу относятся следующие психорефлексивные образования: сознание и самосознание, дух и душа, Бог и совесть; вера, надежда, любовь. Они являются результатами самоотражающей идеальной деятельности психики человека. Итоговые продукты этой деятельности — Я-образы, Я-концепция, картина мира.
В итоге классификационную модель психических образований можно представить в виде композиции общих, особенных, единичных психических образований с дифференциацией их по пяти классам психических свойств (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных, деятельностно-психологических, социально-психологических).
Основное назначение этой композиции состоит в содержательной конкретизации системы теоретических понятий, в которых описывается психическая организация человека. По логике этой композиции возникает эмпирическая определенность психических явлений, рассматриваемых научно-теоретической гносеологией. Конкретизированные абстракции становятся доступными для эмпирических исследований по логике науки.
Особенно важно, что данная модель позволяет содержательно интерпретировать научные конструкты психической организации человека.