Сюжетные или образные игрушки




Самая многочисленная группа игрушек. В основе их содержания лежит сюжет или образ. Они необходимы ребенку уже к концу первого года жизни.

а) Кукла - как образ человека, персонаж широко используется на логопедических занятиях. В равном возрасте – различные виды кукол.В грудном – пластмассовые и полиэтиленовые куклы – для показа частей тела, их называния,рассматривания, манипуляций (бросание и поднимание)На втором году жизни – для использования в несложных игровых действиях – кормление, умывание, укладывание спать, укачивания, вождения за руку и т.д.В 3-4 года – для сюжетных игр с куклой – катание на машине и в коляске, лечение куклы, прогулка, гости.После 5 лет – для сюжетно-ролевых игр со сложными сюжетами – дети устраивают комнату для куклы, кормят, купают, стирают куклино белье, одевают-раздевают, причесывают, шьют одежду.В строительных играх используют мелких кукол и фигурки людейТипы кукол:-кукла-младенец (согнутые ноги, соответствующие пропорции тела)-кукла, изображающая ребенка-дошкольника-кукла «Барби» (изображает девушку с соответствующей фигурой)-кукла определенного национального облика-кукла характерная (персонажи сказок, мультфильмов, произведений)Оформление куклы включает белье, одежду, обувь, прическу.Белье и одежда:-должны легко сниматься, застегиваться на мелкие пуговицы, кнопки, крючки, завязываться на сутаж или ленточки – для развития мелкой моторики-ткань должна соответствовать одежде и подобрана в соответствующей гаммеПрическа:-для малышей выполняется лепкой и окраской, для старших детей - прическа из волоконИногда куклы озвучиваются: от «УА» до записанной на носителе речи б) Игрушки для игр с куклами:-кукольная мебель-посуда-санки, тележки автомобили-бытовая техника (холодильник, телефон, утюг, миксер, часы и т.д.)-предметы для стирки и глажения кукольного бельяЭти игрушки подбираются по размеру куколКуклы не должны быть украшением группы и сидеть в игровом уголке.

в) Игрушки, изображающие животный мир-изготавливаются из различных материалов (искусственный мех, ткани, пластмасса, латекс, дерево, керамика и др.)-используются для обыгрывания на логопедических занятиях («Зоопарк», «В лесу», «Цирк», «Ферма»)-наиболее популярны мягкие набивные игрушки-надувные игрушки – используются для выработки направленной воздушной строи и развития дыхания-звучащие игрушки-животные из латекса – для развития слухового внимания, фонематического слуха, манипулирования-животные-игрушки из дерева – для создания обобщенного образа, для настольного театра г) Игрушки для игр с песком и водой-формочки (наборы из металла и пластмассы)-сита-совочки-лопатки-пластмассовые утки, рыбки, лодочки-ведра, лейкииспользуют для песко- и акватерапии, для иллюстрирования сюжетов, как игровые атрибуты для драматизаций.

2. Технические игрушки К техническим игрушкам относятся:-игрушки, изображающие виды транспорта (автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, поезда, корабли, самолеты, вертолеты, лодки и др.)-машины и механизмы (экскаваторы, подъемные краны, сельскохозяйственные машины)-средства связи (телефон, игровые приставки) и оптические игрушки (калейдоскоп)Изготавливаются из дерева, металла, пластмассИспользуются для обыгрывания и иллюстрации содержания художественных текстов, для составления описательных рассказовАвтомобили-используются для игр детей всех возрастов-в младшем возрасте – деревянные, пластмассовые, окрашенные в яркие тона, имеющие характерные детали (кабина, кузов, колеса)-в старшем возрасте – автомобилис действующими деталями (открывающиеся двери, поворачивающийся руль), заводные автомобили, электрическиеТребования к техническим игрушкам:-должны правильно и технически грамотно отображать современные машины и механизмы-должны быть выделены главные части, хотя без излишней детализации-размеры должны соответствовать видам игр (для игр на столе – очень маленькие автомобили)-должны быть прочными и надежными

3. Игровые строительные материалы Включают:-мелкий строительный материал для игр на столе-крупный строительный материал для игр на полу-крупный строительный материал для игр на участкеВозможности комбинирования разнообразных форм – кубов, кирпичиков, призм, дощечек – позволяет-сооружать различные постройки, используемые на занятиях-проводить занятия с использованием построек «Плывем на корабле», «Едем на автобусе»-обыгрывать сооружения – «Комната куклы Кати», «Гараж для автомобиля»-для детей младшего возраста используют ящички и тележки с разноцветными пластмассовыми кубиками и кирпичиками (их рассматривают, складывают, перевозят, строят дорожки, соотносят по цвету)По содержанию игровые строительные материалы бывают:-схематические (геометрические) – кубы, кирпичи, цилиндры, конусы и т.д.-архитектурные (тематические) – детали-блоки для сооружения зданий

4. Конструктивные игрушки и конструкторы -собираются детьми из деталей припомощи различных способов крепления-их можно разбирать и вновь собирать-из деталей можно собрать только одну или несколько игрушек-на занятии используются ранее собранные игрушкиКонструктивные игрушки различаются:-по содержанию-по количеству деталей-по способу соединенияБашенки (пирамидки) можно предлагать ребенку с 10-11 месСборные деревянные или пластмассовые игрушки (вставление отдельных деталей) – с 2-3 летРазборные домики, кукольная мебель – с 3-4 летИгрушки-макеты, собираемые из отдельных деталей – по схеме, образцу, рисунку, чертежу – для детей старшего возраста.Конструкторы – наборы деталей, из которых,комбинируя, можно собирать различные игрушки.Конструкторы бывают:-тематические (ограничены определенной темой, формой частей «Автомобили», «Звери»)-схематические (детали отвлеченного характера) – возможности для творчестваТребования кподбору конструктивных игрушек:-должны быть ориентированы на возраст детей по теме, содержанию, количеству деталей и сложности крепления-детали для крепления должны хорошо входить в отверстия, инструменты – совпадать по размерам с деталями-упаковки конструкторов должны быть прочными и иметь отделения для различного вида деталей-к набору должен прилагаться альбом или вкладной лист с инструкциями

5. Дидактические игры и игрушки К этой группе относятся:-народные игрушки-мозаики-настольно-печатные игрыЗначение дидактических игрушек:-сенсорное развитие ребенка-расширение знаний об окружающем и кругозора-развитие внимания, памяти, сообразительности, находчивости-развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, группировка, сравнение)-нравственное воспитание (игра «Оцени поступок»)-развитие эмоционально-волевой сферы (выполнение правил игры требует коммуникативных навыков)-воспитание личностных качеств – настойчивости, терпения, выдержки, самоконтроля-эстетическое воспитание – при составлении узоров из мозаики, игре с народной игрушкой-развитие музыкального слуха (музыкальные игрушки)Народные игрушки:-точеные из дерева шары, яйца-наборы мисочек-вкладышей-матрешки-грибки-башенки из колецС этими игрушками производят следующие действия:-катают-собирают-подбирают по величине, по форме, цвету-вкладывают-нанизывают-разбираютТак, ребенку 2 лет дают башенку из 3-4 колец с целью научить действиям с предметами; ребенку 3 лет – собрать и разобрать башенку с разноцветными кольцами; ребенку 4 лет – собрать башенку с учетом чередования2-4 цветовИгрушки, созданные с определенной дидактической целью-мелкие игрушки для игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?»-геометрические фигурки и формы различных цветов (универсально используют для различных дидактических упражнений)Мозаики – наборы мелких деталей длявыкладывания узоров, орнаментов или сюжетных рисунков на плоскостиТипы мозаики:-плоскостная геометрическая – круги, прямоугольники, треугольники из дерева, пластмассы, клеенки-круглая – из разноцветных шариков, выкладываются на плоскости в углублении-«грибковая» - элементы на ножках вставляются в игровое поле-объемная – из 30-40 трехгранных призм-магнитная – плоские детали с металлической пластинкой внизу,выкладываются на металлическую основуМозаика подбирается по возрасту: детям младшего возраста – деревянные крупные формы; детям старшего дошкольного возраста – мелкие пластмассовые сложные формы.Настольные ипечатные игрыИспользуются:-для расширения знаний и представлений о природе «Времена года», «Зоологическое лото»-для расширения знаний и представлений об общественной жизни («Кому что нужно», «Транспорт»)-для обучения счету и чтению («Счетное лото», «Буквы и цифры»)-для совершенствования координации движений, глазомера («Летающие колпачки», «Настольные кегли»)Настольно-печатные игры представлены следующимиразновидностями:-парные картинки – подобрать картинки по тождеству, по смыслу, по группам-лото – большая карта, разделенная на 4-9 частей и маленькие карточки (для малышей – игрушки, посуда, животные; для старших дошкольников – сюжет на большой карте и предметык этому сюжету – на маленьких)-домино – картинки на косточках, подбор по тождеству-разрезные (составные) картинки – предметные, сюжетные, разрезанные на 2-16 частей простой и сложной конфигурации-кубики с картинками – аналогичны разрезным картинкам, но части нужно искать на 6 гранях. Для младших детей – подсказка в виде цветного фона-гусек – игры с выбрасыванием числового кубика и передвижением фишек по числовому полю-настольно-двигательные игры – волейбол, хоккей, футбол, кегли, бирюльки, кольцеброс, бильярд-шахматно-шашечные игры («Уголки»)

6. Игрушки для спортивных и подвижных игр Мяч и шар-используется для всех возрастов дошкольников для развития движений, для физкультминуток (катают, ловят, бросают)-со 2 года бросают в корзину с близкого расстояния-в 3-4 года бросают друг другу, прокатывают через ворота, бросают об землю, вверх, вперед-с 5 лет – бросают в вертикальную и движущуюся цель, перебрасывают через сетку, используют в играхСкакалка – для развития моторикиИгрушки для метания – кольцебросы, городки, мишени – для развития ловкости и глазомераОбручи – различного диаметраГородки, бадминтон, теннис, кегли, серсо

7. Игрушки-забавы Игрушки-сюрпризы- имеют звуковые, световые, моторные эффекты.Их конструкция основана на различных механических принципах:-движение при помощи пружинных механизмов –заводные игрушки (цыпленок, поезд)-центробежная сила – волчки-баланс – клюющие куры-рычаги – медведи, кузнецы-центр тяжести и равновесие – неваляшки-звуковые приборы – озвученные игрушки-электрофицированные игрушки – пистолет с лампочкойМузыкальные и звуковые игрушкиРазновидности:-музыкальные инструменты (для музыкальных занятий) – баян, бубен, погремушки, маракасы, треугольники – используют для создания мелодии при пропевании материала-детские музыкальные инструменты – для детских оркестров-музыкальные игрушки – музыкальная лесенка, музыкальные книжки, звуковые картинки – используются для работы над просодикой-озвученные музыкальные игрушки – волчки, молоточки (для развития слухового восприятия)

8. Театральные и декоративные игрушки Предназначены:-для организации развлечений-для игр-драматизаций-для инсценировок, спектаклей и утренниковК театральным и декоративным игрушкам относятся:-куклы-персонажи-настольные театры из объемных и плоских фигур-куклы бибабо-панорамы на определенную тему-теневые театры-детские «кинотеатры» (фильмоскопы, диаскопы, видео)-костюмы для игр-драматизаций-елочные украшенияНастольные театры используют как иллюстративный материал при рассказыванииВиды театров:-бибабо-пальчиковый-настольный плоскостной-«Живые картинки»-теневой-на фланелеграфе и дрНачинают знакомство с театром с объемных кукол, постепенно переходят к плоскостным, затем к показу на ширме, панорамам и теневому театру.Требования к театральным куклам:-особая выразительность-яркая окраска лиц (т.к. показываются на расстоянии)-возможность показа в различных ракурсах (анфас, профиль)-универсальность (использование с добавлением атрибутов в разных спектаклях)

9. Игрушки-самоделки Изготавливаются детьми при помощи педагогов и являются атрибутами для занятийМатериал для самоделок:-картон-бумага-целлофан-куски дерева-коробки-катушки-шнур-провод-проволока-гвозди-ленты-лоскуты-нитки-пуговицы-природный материал (глина, ветки, каштаны, желуди, шишки)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: