Начало формы
109Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А.
| Одна из причин отклоняющегося поведения – стремление уйти от повседневных жизненных проблем и невзгод.
| Б.
| Одна из причин отклоняющегося поведения – стремление личности к новому, попытка преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперёд.
|
|
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
Начало формы
110Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальные группы
ГРУППЫ
| ПРИМЕРЫГРУПП
| Демографические
| Молодёжь, пенсионеры, дети
| Профессиональные …
| Артисты, инженеры, учителя
|
| Конец формы
|
|
Начало формы
111. 24-летний выпускник вуза М. ищет впервые работу. Он разослал по Интернету в несколько фирм своё резюме. Но везде получил отказ. В ряде случаев работодатели ссылались на то, что им нужны люди более старшего возраста. Какие факторы, вызванные особенностями социального статуса молодых, затрудняют трудоустройство гражданина М.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| отсутствие практического опыта работы по избранной специальности
|
| 2)
| недостаточное развитие способности усваивать и перерабатывать большое количество информации
|
| 3)
| неустойчивость социального положения, готовность быстро сменить место работы
|
| 4)
| начальная стадия трудовой деятельности, отсутствие деловой и профессиональной репутации
|
| 5)
| приверженность стандартным схемам и подходам в работе
|
| 6)
| недостаточное владение современными информационными технологиями
| | Конец формы
|
|
Начало формы
112В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
Социальный контроль!
| Конец формы
|
|
Начало формы
113.Социология, социальная психология
| «Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)
|
| Конец формы
|
|
Начало формы
114Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
1.Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.
ПО тексту сами найдете положения!
| | Конец формы
|
|
Начало формы
2.Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
3.Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.
Смутное время- создание народного ополчения; нация объединяется вокруг правительства для создания процветающего государства – Четыре дракона Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Ю.Корея); Отечественная война 1812, ВОВ- не жалели сил для защиты Отечества от захватчиков. Современная Россия, в условиях санкций и враждебного отношения- нация сплачивается.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
4.В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.
1. Запрещение любых форм национальной и расовой дискриминации
2. Равноправие всех наций, проживающих на территории РФ
3. Следование принципам толерантности, уважения к другим народам
4. Поддержка коренных малочисленных народов
| | Конец формы
|
|
Начало формы
115Социология, социальная психология
| «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А.Н. Толстой)
|
| Конец формы
|
|
Начало формы
116Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А)Уже с XVIII века в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. (Б)В США, к примеру, она регулярно проводилась каждые 10 лет начиная с 1790 года. (В)Именно перепись населения, а не специальные исследования даёт достоверную картину состояния общества. (Г)Уже в XIX веке стали проводиться опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности такие опросы проводились среди жителей Лондона.
Определите, какие положения текста имеют
|
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| |
| Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. 1-2-2-1
| Конец формы
|
|
Начало формы
117Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к термину «национальное самосознание».
1) Национальная общность; 2) национальный язык; 3) национальные интересы; 4) национальный парк; 5) национальная культура; 6) национальная экономика.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
| Конец формы
|
|
Начало формы
118Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5 ) социальная группа.
| Конец формы
|
|
Начало формы
119. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
А)Компания друзей увлекается историей орденов и наград ВОВ, Петя участвует в раскопках, сборе информации у него формируются положительные гражданско-патриотические качества (или работа в группе волонтеров, оказывает влияние на формирование гражданской позиции);
Б) В семье любят Л.Толстого, читают вместе книги, рассуждают по проблемам прочитанных книг- формируются такие личностные качества как нравственность, милосердие, порядочность;
В) В школе на уроках литературы (истории) обсуждают проблемы любви и дружбы, морального выбора, смысла жизни- это оказывает влияние на формирование личности, на мировоззрение целостной, личности
Еще- Друзья, фанатский клуб, политическая партия, секция
Можно привести примеры и негативного влияния!
| Конец формы
|
|
Начало формы
120Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль и его значение для развития общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
| Конец формы
|
|
Начало формы
121Социология, социальная психология
| «Моральную силу невозможно создать параграфами закона». (К. Маркс)
|
| Конец формы
|
|
Начало формы
122 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Вид социального отношения
| Содержание
| Социальное взаимодействие
| Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга
| Социальный
конфликт
| Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов
|
| Конец формы
|
|
Начало формы
123Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Армия- капитан получил очередное воинское звание майора
Образование- студент окончил ВУЗ и получил должность менеджера в фирме
Женитьба – служащий женился на дочери владельца фирмы
| Конец формы
|
|
Начало формы
124Социология,
социальная психология
| «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)
|
| Конец формы
|
|
Начало формы
125При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
Предписанный статус- из семьи служащих
Достигнутый- 1)специалист с высшим образованием (если этот вариант- то имеет право на трудоустройство по специальности, гарантированную оплату труда; обязана соблюдать условия трудового договора, заключенного с ней работодателем)
2) замужем, имеет двоих детей
-статус- «Замужем, имеет двоих детей»- имеет право на получение материнского капитала, на защиту государства как мать двоих детей; обязана воспитывать и заботиться о своих детях, дать им образование -(основное общее
| Конец формы
|
|
Начало формы
126. оциология,
социальная психология
| «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)
|
| Конец формы
|
Начало формы
127. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
Ситуация- в трудовом коллективе один сотрудник грубо отзывался о своем коллеге.
-осуждение
-бойкот-
- нелестное прозвище
-сочинили на него карикатуру, написали стишки с издёвкой
| Конец формы
|
|
Начало формы
128Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4 ) агент социализации; 5) СМИ.
| Конец формы
|
|
Начало формы
129Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Доход - различие в доходах приводит к выделению слоя богатых и бедных
Власть - депутаты ГД, члены Общественного совета при РФ, федеральные министры относятся к элите общества
Образование - люди с высшим образованием относятся к среднему и высшему классу, а люди без образования- к низшему
| Конец формы
|
|
Начало формы
130Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?
А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах.
Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества.
|
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
|
Начало формы
131Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Было выше!
| Конец формы
|
|
Начало формы
132Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле. Словарь!
| Конец формы
|
|
Начало формы
133Верны ли следующие суждения о семье?
А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер.
Б. Семья может? складываться на основе брака и кровного родства.
|
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
|
Начало формы
134Социология,
социальная психология
| весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)
|
| Конец формы
|
|
Начало формы
135. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
-язык- русский человек говорит, читает, думает на русском языке
-национальный менталитет- в характере русских готовность к самопожертвованию, состраданию и милосердию
-национальные традиции- русские всегда чтят память воинов, погибших защищая свою Родину (День Победы, День народного единства)
| Конец формы
|
| | | | |