Примерная схема конспекта
Воспитательного мероприятия
1. Тема и форма воспитательного мероприятия (Игровая программа на тему: Ты и твое здоровье; Экскурсия «Весна в природе»…)
2. Цель воспитательного мероприятия (существительное + …) – что должны узнать, или научиться делать на данном мероприятии
3. Задачи мероприятия (глагол + …) – конкретизация цели
· …
· …
· …
4. Планируемые результаты (для обучающихся)
Личностные (какие нравственные нормы и ценности должны усвоить на данном воспитательном мероприятии)
· …
· …
· …
· …
Метапредметные:
§ Регулятивные (какие навыки и умения должны получить)
§ Коммуникативные (какие навыки и умения должны получить)
§ Познавательные (что должны узнать, усвоить, какие навыки и умения должны получить …)
5. Список использованной литературы:
· Какие книги были использованы для подготовки мероприятия
· Какие статьи в журналах были использованы при подготовке
· Какие интернет – ресурсы были использованы при подготовке мероприятия
6. Используемая наглядность и ТСО (перечень всего, что необходимо для проведения занятия)
7. Конспект проведения воспитательного занятия (подробное изложение хода занятия в соответствии с планом его проведения)
Структура конспекта современного воспитательного мероприятия
Подготовительный этап
- Организация и мотивация деятельности
· Проверка готовности к мероприятию (по звонку найти свое место, взаимное приветствие, рапорт дежурного, знакомство…)
· Настрой учащихся на работу (организация внимания, проверка рабочего места, рабочей позы, внешнего вида)
· Чтение стихов – настроев
· Использование эпиграфов к занятию
· Музыкальное приветствие
· Тактильное приветствие
- Актуализация знаний и формулирование темы
· Создание проблемной ситуации (проблемные вопросы)
· Побуждающий диалог
· Показ фрагмента мультфильма или иллюстрации
· Прослушивание музыкальной загадки или музыкального фрагмента
· Показ ранее изученного
· Театрализация (сказочные или литературные персонажи)
· Разгадывание загадок
· Решение кроссворда
· Разгадывание анаграммы
· Разгадывание ребусов
- Постановка цели, задач и планирование деятельности
Постановка цели
· Работа над понятием
· Подводящий диалог
· «Яркое пятно»
· Классификация признаков
· Формулирование цели из темы занятия
· Проблемная ситуация
Определение планируемых результатов
- Незаконченное предложение
- Перестановка слов в предложении
- Вопросы
- Заполнение таблицы «Личные достижение» (хочу достигнуть, достиг)
- Составление кластера личностных достижений
Планирование деятельности обучающихся
· Ситуация «дефицита своих знаний и умений»
· Проблемные вопросы (вопросы о свойствах)
· Незаконченное предложение
· Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
· Составление кластера знаний (схема, в которой отображают то, что уже знают и что хотят узнать)
· Составление плана работы на мероприятии (для отдельных форм)
Основной этап
- Организация практической деятельности учащихся.
· Рассказ на этические темы (сообщение информации, чтение отрывков стихотворных, прозаических детских произведений, пословиц, поговорок, использование видео и аудиоматерилов – иллюстраций, музыкальных произведений)
· Этическая беседа (побуждающий диалог, постановка проблемных вопросов, элементы дискуссии)
· Пример (показ фрагментов фильмов, мультфильмов, презентаций)
· Убеждение (анализ, обсуждение увиденного, услышанного, инструктаж)
- Физминутка
- Практическая деятельность учащихся (обобщение и закрепление усвоенного, формирование умений использовать полученные знания)
· Упражнение (моделирование (создание модели), выполнение заданий на развитие понятийного аппарата – вежливые слова, положительные качества личности, воспроизведение алгоритма поведения и т.д., разгадывание кроссвордов, анаграмм, составление алгоритма действий, составление иллюстраций, коллажей; составление «дерева темы», построение блок – схемы или блок – формулы, составление таблицы, рассказа или описания);
· Метод воспитывающих ситуаций (театрализация, разыгрывание по ролям, анализ поступков героев);
· Соревнование (конкурсы, викторины, эстафеты, блиц-турниры, олимпиады и т.д.).
Заключительный этап
- Осуществление контроля. Самоконтроль учащихся
Контроль
- Задание на выделение существенных признаков
- Задание с избыточными или противоречивыми данными
- Задание на конструирование с использованием знаний всех аспектов проблемы
- Разгадывание кроссворда
- Разгадывание загадок
- Ответы на вопросы викторины
- Осуществление коррекции знаний и способов действий (если есть необходимость)
- Оценивание учащихся и само оценивание (рефлексия)
Оценивание
· Театрализация
· Информирование о достижении цели и задач и выполнении плана работы
· Подведение итогов (если игровая или конкурсная программа).
Само оценивание (рефлексия)
· Незаконченное предложение
· Лист самооценки
· Лист успеха
· Закончить заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
· Добавление кластера знаний, умений (схема, в которой отображают то, что уже знают и умеют, что хотят узнать и научиться и что удалось узнать и чему научиться)
· Заполнение таблицы «Личные достижение» (хочу достигнуть, достиг)
· Составление кластера личностных достижений
- Подведение итогов мероприятия (финал, завершение …)
· Музыкальный номер
· Мульт или видео фрагмент
· Поощрение (награждение)
· Стихотворение – напутствие
Материалы для постановки цели, задач и планируемых результатов воспитательного мероприятия
Постановка цели воспитательного мероприятия
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников.
Цели воспитательного мероприятия должны быть диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
Критерии измеримости:
Ø конкретные;
Ø понятные;
Ø осознанные;
Ø описывающие желаемый результат;
Ø реальные;
Ø побудительные (побуждать к действию);
Ø точные.
Цель воспитательного мероприятия предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п.
Алгоритм постановки целей:
1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).
2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).
3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.
4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за одно воспитательное мероприятие.
5. Формулирование цели воспитательного мероприятия, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.
Цель воспитательного мероприятия должна быть одна и выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола).
Отглагольные существительные для постановки цели воспитательного мероприятия:
Ø раскрытие;
Ø изучение;
Ø знакомство;
Ø формирование;
Ø представление;
Ø т.д.
Пример:
Направление воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Тема воспитательного мероприятия: Игровая программа «Народные промыслы Урала»
Цель воспитательного мероприятия: Знакомство с народными промыслами Урала