Первый дрезденский период




Билет. Венецианский городской пейзаж (ведута). Творчество Каналетто, Белотто, Франческо Гварди

К наиболее интересным явлениям венецианской живописи 18 века относится городской пейзаж- так называемая ведута, то есть вид. Это был главным образом архитектурный пейзаж, с «портретной», топографической точностью воспроизводивший ансамбли и памятники Венеции, виды ее площадей и улиц, набережных и каналов, нередко оживленные сюжетными мотивами- эпизодами повседневной жизни, изображениями праздничных событий и т.д.

Различали два его типа: точная ведута и фантастическая.

«Точная ведута» развилась как продолжение городского ландшафта. Подлинным мастером точной ведуты стал Джованни-Антонио Каналетто, которому удалось объединить в своих пейзажах документальную точность с тонким чувством природы. Антонио Каналь родился 18 октября 1697 года в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогал ему оформлять спектакли в театрах Венеции.

В 1719 году посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Панини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида. «Посредством стеклянных линз и зеркала приспособление перемещает образ объекта и дает изображение на листе бумаги. Этот искусственный глаз известен как оптическая камера. Поскольку она допускает проходить только ярким лучам от объекта в фокус, она дает образ исключительной чистоты и силы. Ничего не может быть более приятного глазу и более полезного, чем картина, выполненная с помощью этого способа. Очертания точные, перспектива и светотень изумительно реалистические, в то время как цвет живой и мощный» (КАМЕРА-ОБСКУРА)

Живописец работал под открытым небом, делая наброски карандашом, что в то время было новшеством. В его картинах с добросовестной правдивостью и совершенной перспективой воспроизводились интересные уголки города. При этом он постоянно заботился о красоте живописи.

Большое число работ Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения. Многие существующие и воображаемые ведуты Каналетто создает по заказу английских коллекционеров, например серию городских видов для лорда Бедфорда в 1730—1731 годах. В 1740 году этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент.

В 1746 году Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живёт в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам. В 1755 году художник возвращается в Венецию.

В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств.

Каналетто умер 19 апреля 1768 года в родной Венеции.

 

Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем

Полотна

· «Каприччо с руинами », 1720-21, Фонд Дж. Чини, Венеция;

· «Приём французского посла в Венеции», 1724 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург;

· «Вид Лондона », 1746 г., частное собрание, Лондон;

· «Автопортрет», 1746 г., частное собрание, Англия;

· «Палаццо Гримани», 1756 г., Лондонская Национальная галерея;

· «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», около 1763-64, ГМИИ, Москва;

· «Вид на Кампо Санта Маргерита», 1697—1768 (72х98 холст-масло);

· «Вид Венеции ». Национальный музей искусств Азербайджана;

· «Вид на Колизей и арку Константина», 1743 Виндзорский замок.

 

Крупнейшим представителем «фантастической ведуты» стал Франческо Гварди (1712–1793).

 

Стиль Франческо Гварди — это многофигурные и многоцветные гармоничные композиции, написанные с потрясающим мастерством и точностью передачи деталей. Благодаря такой дотошности художника нам стали известны мельчайшие детали повседневного быта Венеции того периода, не сохранившиеся до наших дней. В этом плане каждая картина художника — полноценный исторический документ, кроме несомненных художественных достоинств имеющий еще и свойства своеобразной «машины времени». Глядя на полотна Гварди, словно попадаешь в тот отрезок времени, который остался «законсервированным» только на картине художника.

Первой работой мастера, выполненной без постороннего вмешательства и подписанной им лично, была картина «Святой в экстазе»

В его холстах сама по себе фантастическая Венеция становится еще более похожей на мираж. Такова большая композиция «Праздничный корабль Дожа «Бучинторо» 1770 года. Но, в отличие от Каналетто, художник не стремился изобразить сцену документально. Он создает феерическое зрелище. Расширяет пространство лагуны, чтобы она вместила сказочный корабль Дожа и бессчетное число сопровождающих его судов, растворяет дворцы в золотистой воздушной дымке, заполняет набережную движущейся, волнующейся, динамичной толпой.

Гварди был в числе создателей городского пейзажа, поэтом родного города, умевшим лирически изобразить любой скромный уголок Венеции. Такова небольшая картина «Рио деи Мендиканти» 1780 года. Главным становится передача стихии воздуха и воды, как будто тонущих в зеркале вод гондол, фигурок людей.

Гварди – великолепный колорист, сплавляющий предметный мир в единой голубовато-охристой с отдельными белильными вспышками красочной массе, так соответствующей влажной, прозрачной, зыбкой венецианской атмосфере. В его картинах зритель прогуливается по уютным дворикам, любуется величественными арками со старинными фонарями, заглядывает в игорный дом Ридотто с одетыми в маски странными посетителями, посещает музыкальные концерты, проходящие в роскошных апартаментах с лепниной, люстрами знаменитого муранского стекла, зеркалами и стенами, покрытыми голубым бархатом, бродит по паркам загородных вилл, неторопливо плывет по вечерней лагуне.

Таков мастерский холст живописца «Гондола в лагуне», исполненный в 1780 году, с его жемчужно-серой тональностью и то ли скользящей гондолой, то ли сказочным городом, выплывающим издалека. Живопись здесь приобретает качества образной поэтической строфы.

Гварди – один из блестящих мастеров рисунка в мировом искусстве. Он передавал свет и воздух, подвижность и изменчивость атмосферы, чередование пространственных планов. Неподражаемо вписывал человеческие фигуры в окружающую среду, изображая массу людей с помощью нескольких беглых штрихов, – словом, придавал сценам жизненность.

Художник работал пером и тонкой кистью, любил коричневые чернила, бистр, иногда применял акварель. Рисовал, как правило, на плотной, грубой бумаге, позволявшей добиваться живописных эффектов. Техника придавала изображению особую динамичность, легкость, воздушность. Вот, например, рисунок бистром «Венецианский дворик» с разнообразными по интенсивности тона отмывками, легкими, прозрачными тенями и темпераментными росчерками пера. Недаром картины и рисунки Гварди с их тонким, поэтическим настроением, разнообразием оттенков чувств предвосхитили романтический пейзаж XIX века.

Пьяцца Сан-Марко и вид на базилику
«Мост Риальто и дворец Камерленги»

 

 

Беллотто Бернандо- итальянский художник, мастер городского пейзажа, ученик и племянник Каналетто. Наиболее известные произведения Бернардо Беллотто — реалистичные виды центральноевропейских городов, прежде всего Дрездена, Вены и Варшавы. Как и его дядя, носил прозвище Каналетто.

Итальянский период

В 1741 г. Беллотто женится, в 1742 г. путешествует по ряду итальянских городов. Постепенно он освобождается от стилевого влияния своего дяди и к 1743 г. становится самостоятельным художником.

Первый дрезденский период

В 1747 г. 25-летний художник переезжает в Дрезден и становится придворным художником саксонского курфюрста Августа 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: