Билет. Творчество Шардена и Грёза




 

Жан - Батист Шарден

2 ноября 1699 года родился Жан-Батист Симеон Шарден

Французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря его натюрмортам сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете.
Жан-Батист Шарден родился в парижском квартале Сен-Жермен. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа. Отец его был резчиком по дереву, который выполнял сложные художественные работы. Еще в детстве Жан-Батист начал проявлять склонность к рисованию и делать первые успехи.
В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Сначала он поступил на обучение в мастерскую Пьера Жака Каза, живописца, совершенного забытого в наши дни. Там он делал копии картин в основном на религиозные темы. Потом попал в подмастерья к Ноэлю Куапелю, мастеру исторического жанра в живописи. Именно там он начал делать первые серьезные успехи в изображении различных предметов быта, когда дописывал мелкие детали и аксессуары на картинах Куапеля. Свою работу он выполнял настолько точно и скрупулезно, что в итоге детали эти стали выглядеть намного лучше, чем вся картина целиком. Куапель понял, что из подмастерья вырос настоящий мастер.
В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были "Скат" и "Буфет", которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к живописи голландских мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор. На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же

году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.
Жан-Батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Множеством маленьких мазков он старался передать все едва уловимые оттенки предмета. Серебристые и коричневые тона доминируют в его живописи. Объекты на его полотнах освещены лучами мягкого света. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Получался оптический эффект смешения красок, и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.
Жан-Батист Шарден заслуженно именуется поэтом домашнего быта, спокойного уюта, теплоты семейных уз и домашнего очага. Излюбленными моделями для художника были заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, играющие дети. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.
Ни один живописец до него не мог похвастать таким искусным умением накладывать светотени. Свет на полотнах мастера ощущается почти физически. Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.
В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.

 

Сентиментально-морализующее направление во французской живописи второй половины XVIII столетия возглавил Ж. Б. Грёз.

Жан Батист Грёз

 

Жан-Батист Грез ( фр. Jean-Baptiste Greuze, 21 августа 1725 года, Турню — 4 марта 1805 года,Париж) — французский художник, великолепный портретист и жанрист. Начальное образование он получил у выдающегося педагога и живописца Шарля Грандона, который был членом французской академии живописи и скульптуры. Позднее Жан-Батист Грез обучался в Академии художеств в Париже. После окончания Академии и получения степени художник отправился в путешествие по Италии, надеясь открыть в себе талант мастера исторических полотен. Однако написанная по возвращении картина, посвященная римским императорам, совершенно не привлекла внимание публики. Грез принял решение вернуться к бытовому жанру и не прогадал. Произведения, иллюстрирующие повседневную жизнь людей, удавались Жану-Батисту Грезу лучше всего и принесли ему известность и материальный достаток. Впрочем, к концу жизни живописец потерял все свое состояние и умер практически нищим в своей луврской квартире, подаренной конвентом. Скончался он 4 марта 1805 года.
Особенности творчества художника Жан-Батиста Греза: его картины, пусть несколько сентиментальные и театральные, написаны с большим изяществом. Чувственные и фривольные, мелодраматические и морализующие работы пользовались большим успехом. Практически все они были объединены одной темой: бытом простых людей, показанным незатейливо, но приятно. Восторженные отзывы оставляли самые знаменитые современники Греза. Одним из почитателей был французский драматург и философ Дени Дидро. Живописец великолепно работал с цветом и светотенью, а его композиционные решения достойны высших похвал. Кроме бытовых сцен он написал множество портретов, которые также были очень популярны.
Известные картины Жана-Батиста Греза: «Разбитый кувшин», «Паралитик», «Девушка, оплакивающая мертвую птицу», «Отцовское проклятие». Кроме того, им написано множество портретов, отличающихся невероятной выразительностью. Следует отметить, что в этих произведениях Грез старался добиться максимального сходства с моделью, что шло вразрез с модными в то время тенденциями.

Основные идеи картин Жана-Батиста Греза

На первый взгляд, бытовая живопись не несет никакой иной смысловой нагрузки, кроме развлечения публики забавными, драматическими или интимными сценами из жизни обычных людей. Однако это не совсем так. На полотнах «низкого жанра» есть место морали: не только буржуазной, основными принципами которой выступают личное обогащение, индивидуализм,эгоизм собственника, но и христианской, соответствующей основным религиозным положениям.
На картинах Жана-Батиста Греза восхваляется добродетель, любовь к близким, осуждаются людские пороки. Многие полотна, на которых представлена, казалось бы, довольно банальная сцена, полны символов и тайных знаков. Таково, к примеру, произведение «Разбитый кувшин». На нем изображена совсем юная, судя по лицу и фигуре, девушка. Положение рук и трещина на кувшине, по мнению исследователей, символизируют потерю невинности. Этой же теме посвящена другая картина, которую написал художник Жан-Батист Грез — «Невинность,увлекаемая Любовью». Несмотря на явную симпатию к своим героиням, как и к представительницам прекрасного пола в целом, живописец в своих работах явно осуждает подобное поведение.
Грез старался изобразить повседневную жизнь так, как он видел ее сам: правдиво и без особых прикрас, придерживаясь максимального сходства с действительностью. Однако следует помнить, что все же он не был приверженцем реализма, а работал в стиле рококо. Изящество, любование вечной молодостью и красотой, изысканность и декоративность — основные черты стиля, которые четко прослеживаются на картинах Греза. Прекрасные женские головки на холстах живописца вызывают восхищение, а его работы зачастую носят подчеркнуто чувственный характер: место для эротики и обнаженной натуры Жан-Батист находил практически на каждом полотне.
Произведения художника были необычайно популярны, но успех был временным. После событий 1789 года интерес к рококо стал снижаться, уступая место идеям классицизма,а вниманием французских ценителей прекрасного завладел Давид. Грез же в конце жизни был забыт своими современниками.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: