Физическое воздействие страха на человеческий организм. 2 глава




Жизнь человека всегда была сопряжена с опасностями. Не случайно наши далекие предки, делая первые шаги по пути эволюции, учились пользоваться камнем не только как орудием труда, но и как оружием. Борьба за существование заставляла людей всеми правдами и неправдами цепляться за жизнь, приноравливаться к любым невзгодам, как бы тяжелы они ни были, смело идти навстречу опасностям. Для людей, чья жизнь постоянно сопряжена с опасностями, очень важна предварительная подготовка, как физическая, так и психологическая. Сотрудники, которым предстоит действовать длительное время в условиях повышенного риска должны пройти предварительно процесс адаптации, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и, таким образом, получает возможность полноценно работать в сложных условиях. Люди, прошедшие адаптацию, имеют шансы не только сохранять саму жизнь, но и решать задачи, ранее для них неразрешимые. Процесс адаптации очень сложный и многоступенчатый. На первом его этапе, этапе адаптации к любому новому фактору, организм близок к максимуму своих возможностей, но решает возникшую задачу далеко не совершенно. Однако по прошествии некоторого времени, если человек не погибает, а фактор, требующий адаптации, продолжает действовать, возможности живой системы возрастают — на смену экстремальной, или срочной, стадии процесса приходит стадия эффективной и устойчивой адаптации. Это превращение — узловое звено всего процесса, его последствия зачастую поразительны. Большинство людей, поставленных в экстремальные ситуации, из которых нет выхода, не погибают, а приобретают ту или иную степень приспособленности к ним и сохраняют свою жизнь до лучших времен. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн, но при этом не деградировало, продемонстрировав высокую эффективность адаптации к экстремальным ситуациям. Конечно, цена такой адаптации неоправданно высока, но эти бесспорные факты неизбежно приводят к заключению, что организм должен обладать достаточно эффективными специализированными механизмами, ограничивающими стрессовую реакцию и предупреждающими стрессорные повреждения и, что самое главное, позволяющими сохранить жизнь и здоровье. В целом все это соответствует хорошо известному житейскому наблюдению — люди, прошедшие через суровые жизненные испытания, приобретают определенную устойчивость к повреждающим факторам среды, т.е. жизненноустойчивы в любой экстремальной ситуации. Ваша задача сегодня – начать процесс адаптации к предстоящим Вам действиям, запустить и «отладить» адаптационный механизм исходя из принципа: «предупреждён – значит вооружён». Процесс Вашей адаптации завершится на месте, непосредственно при соприкосновении с теми факторами и условиями, которые создают в работе повышенную опасность. И в связи с этим один небольшой совет – прибыв на новое место первые 3-4 дня минимум постарайтесь никуда не «высовываться», а просто смотреть по сторонам и ждать. Дайте своему процессу адаптации завершиться. В зависимости от условий, для полного завершения процесса адоптации необходимо от 5 до 15 и более дней». Упражнения с ограничением ведущего анализатора Ведущий предлагает группе провести эксперимент. Для этого в ограниченном пространстве (примерно 10х15м для группы в 30 человек) группа делится на две равные части. Обе команды выстраиваются друг напротив друга в разных концах площадки и завязывают глаза. Далее ведущий предлагает каждому медленно дойти до противоположного конца площадки и не столкнуться ни с кем. Прибыв на место самостоятельно развернуться лицом в сторону площадки и, не снимая повязки с глаз, ждать следующего задания. Далее обучаемым предлагается бегом пробежать до противоположного конца площадки и остановиться, не поворачиваясь и не снимая повязки. Затем обучаемым предлагается спиной вперёд пробежать до противоположного конца площадки и остановиться, не поворачиваясь и не снимая повязки. По выполнении этой части упражнения ведущий предлагает, не снимая повязок, взять за руки соседей слева и справа, чтобы получилась единая цепочка. Ведущий помогает построить цепочку, берёт за руку крайнего и начинает с постепенным ускорением, по сложным траекториям, по пересечённой местности водить группу в течение 1,5 – 2-х минут. После этого ведущий предлагает снять повязки и поделиться своими ощущениями. Наводящие вопросы: - Как себя чувствуете? - Сильно устали? - Где напряжения в теле, что болит? - Какие главные ощущения были в процессе работы? - Какие мысли приходили в голову? Ведущий заостряет внимание обучаемых на том, что при отсутствии тяжёлой работы и значительной физической нагрузки большинство из них испытывают утомление и перенапряжение. Вывод: отключение ведущего анализатора – зрения – поставило организм в стрессовые условия и моментально сработал оборонительный рефлекс заставив тело ответить перенапряжением. Через некоторое время, если продолжать выполнять подобные упражнения, организм адаптируется и напряжение уйдёт. Ведущий приводит пример: «Все Вы видели пистолет Марголина, стреляли из него. Очень хороший спортивный пистолет. А знаете, что человек, создавший его, Михаил Владимирович Марголин, был слепым? Он потерял зрение на боевом корабле. Свой пистолет он создавал уже будучи слепым. Взамен зрения он развил у себя остальные органы чувств, практически заменившие ему зрение. Марголин ощущал сопротивление металла, баланс оружия, абстрактно видел баллистику пули, он на ощупь определял величины деталей с точностью до 0,01 мм. Без палки и поводыря быстро и свободно ходил по улице. Быстро и без промаха стрелял из пистолета на звук. На расстояние 10-15.м на звук тиканья карманных часов бросал нож и попадал. У него развилось острое чувство пространственной ориентации, чувство на людей и предметы. Вот так человек может адаптироваться к любым ситуациям». Ведущий предлагает продолжить эксперимент, для чего всем участникам группы построиться в одну шеренгу с интервалом 50 см., лечь на землю (пол) на живот, вытянуть руки вдоль туловища. Затем ведущий объявляет условия упражнения: «приготовьтесь, настройтесь, соберитесь, напрягите мышцы ног, туловища, рук, шеи. По моей команде Вам необходимо будет сделать резкий старт и рывок, пробежать 10м. Время я засекаю по последнему. Не расслабляйтесь. Держите всю мускулатуру в тонусе, в напряжении. Команда может последовать в любой момент». Повторяя формулу напряжения ведущий держит обучаемых в предстартовой готовности 1,5-2 мин и даёт команду. Время финиша на обозначенном рубеже засекается по последнему и объявляется всей группе. После этого ведущий предлагает всей группе расслабленно попрыгать, сбросить с себя напряжение, вернуться на место старта и занять исходное положение. Ведущий: «А теперь мы с Вами полностью повторим выполненное только что упражнение с одним небольшим изменением. Постарайтесь полностью расслабиться. Не думайте ни о чём. Слушайте только мой голос. Расслабьте лицо, мышцы шеи, расслабьте плечи и руки, расслабьте спину и живот. Дышите ровно и спокойно, вдох через нос, выдох через приоткрытый рот. Закройте глаза. Расслабьте ноги от бёдер до самых кончиков пальцев. Расслабьте всё тело. Растекитесь по земле (полу) как большая медуза, почувствуйте все неровности и бугорки под собой. Не ждите моей команды, просто лежите, спокойно дышите, расслабляйтесь и получайте удовольствие. Не засните только… МАРШ!». Время засекается по последнему. В ходе всех проведённых тренингов оно оказывалось лучше первоначального времени. Результаты упражнения, ощущения и мысли участников обсуждаются группой. Выводы ведущего нацелены на формирование у обучаемых устойчивого мнения о целесообразности и возможности состояния расслабленного ожидания. Комментарий: Состоянием расслабленного ожидания можно назвать такое состояние человека, при котором скелетная мускулатура расслаблена, находится в нормальном тонусе, дыхание и пульс соответствуют состоянию покоя. Сознание свободно от мыслей, рассуждений и др. логических действий, сосредоточено на дыхании либо созерцании окружающего, присутствует установка на моментальную готовность к действию.   Следующее упражнение, которое ведущий предлагает попробовать выполнись сотрудникам – это падение вперёд или на спину (по желанию и степени готовности) с полностью напряжённым и полностью расслабленным телом. В практике проведения тренингов никто пока так и не решился упасть назад с полностью напряжённым телом. Сохраняя тело расслабленным на спину падают практически все. При этом часто возникала метафора: «Пьяный с возу падает ничего ему не делается, а трезвый упадёт – обязательно себе сломает чего-нибудь». Далее ведущий предлагает каждому самостоятельно прыгнуть вверх. Но первый раз сделать это из положения – стоя на прямых напряжённых ногах, с напряжённым туловищем, а второй раз – стоя на подсогнутых (под углом 15-20 градусов) расслабленных ногах с расслабленным туловищем. Группе предлагается обсудить свои наблюдения, ощущения, мысли. Ведущий делает общий вывод о том, что оптимальным состоянием для нахождения в ситуациях повышенного риска является состояние расслабленного ожидания. В противном случае можно просто «перегореть» и к моменту необходимости действовать – оказаться без сил, без желания делать что-либо, предельно уставшим. Ведущий обращает внимание группы на то, что отработанный сигал опасности нормально действует только в состоянии расслабленного ожидания, а при перенапряжении «забивается» шумами организма и его «не слышно». Ведущий: «Но есть ещё одна скрытая опасность – неконтролируемые сознанием очаги напряжения в теле. Сожмите левую руку в кулак изо всех своих сил и держите так, пока я не скажу. Не ослабляйте руку. Держите крепко. Ещё крепче. (проходит 30 сек) Отпускайте. Какие ощущения в теле? Слабость в ногах? Испарина? Руки дрожат? Правильно, а казалось бы напрягали только одну руку. Так и в теле. Есть участок перенапряжённых мышц, - он утомляет всё тело, забирает энергию, незаметно изматывает организм потому, что не расслабляется даже ночью. А представьте, если перенапряжено всё тело? Потом идут боли, необратимые изменения, болезни и т.д. Каким образом такие участки образуются и как их профилактировать мы поговорим с Вами далее». Ведущий объявляет 5-ти минутный перерыв.
5 мин     20 мин     10 мин   5 мин     5 мин     5 мин   5 мин     5 мин     5 мин   5 мин

В процессе перерыва ведущий незаметно подготавливает какое-либо имитационное средство (взрывпакет, ШИРАС, либо нечто другое, издающее громкий, внезапный звук).

 

Дополнительные теоретические положения о воздействии стрессовых факторов на организм человека и практическое применение полученных знаний. По окончании перерыва ведущий собирает группу, попросит сотрудников закрыть глаза и расслабиться, потренироваться в переходе в состояние расслабленного ожидания и, неожиданно, в непосредственной близости от сотрудников, приводит в действие имитационное устройство. Ведущий: «А сейчас очень внимательно прислушайтесь и зафиксируйте все ощущения в теле. Кто что сумел отследить? Напряжение в животе. Напряглись ноги и руки. Поднялись плечи. Сжались кулаки. Забилось сердце. Участилось дыхание. Захотелось закрыть голову руками. Очень хорошо. Отследите участки наибольшего напряжения в мышцах. Так. Голеностоп. Плечи и шея. Лицо. Живот. Теперь рассмотрим, что же произошло. Сработал оборонительный рефлекс. У каждого из Вас он сработал по разному, в зависимости от Вашего жизненного опыта, предрасположенности и т.д. Данный рефлекс подразумевает всего лишь три простых действия, оставленных нам в процессе эволюции: нападать, убегать и затаиться (замереть, приготовиться к смерти, притвориться мёртвым, авось хищник побрезгует). Таким же образом работает данный механизм и во всей живой природе. Чем же характеризуются эти три состояния организма? А характеризуются они различным состоянием различных групп мышц, различной деятельностью органов и, соответственно, различным поведением человека. Крайними формами поведения при высоком уровне действующего стрессогенного фактора являются так называемые ажитация, сумеречное состояние сознания и ступор. Чем же они характеризуются? АЖИТАЦИЯ наиболее распространена. Она выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. В двигательном плане реакция ажитации обусловливает совершение человеком автоматических действий защитного характера. Например, он закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо или тело руками, пригибается к земле, отшатывается от источника опасности, бежит прочь. В организме в это время происходят серьезные изменения. Под воздействием гормона адреналина кровь в большом объеме устремляется к органам, обеспечивающим движение, преимущественно в ноги. От других органов кровь в это время отливает, особенно от головного мозга. Именно поэтому его работа ухудшается, и напуганный человек часто не знает толком, куда же ему бежать. На людей со слабой нервной системой повышение уровня, адреналина в крови оказывает обратное воздействие: оно парализует их мышцы. Это тоже естественная реакция, выработанная в процессе эволюции: чтобы тебя не тронули, притвориться мертвым, поскольку ни один хищник не питается падалью. Да и в бою с себе подобными в горячке сражения людям обычно не до того, чтобы заниматься павшими. СТУПОР проявляется в том, что человек застывает на одном месте, либо становится крайне медлительным и неловким, а то и просто падает без сознания. Все это потому, что мышцы судорожно сжались, их кровоснабжение резко ухудшилось, координация движений нарушилась. СУМЕРЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ сознания выражается в провалах памяти (человек не помнит того, что он только что делал), алогичности мышления, эмоциональном перевозбуждении. Внешне сумерки сознания выглядят как своего рода приступ безумия, непоследовательные или бессмысленные агрессивные действия в Отношении источника страха. Правда, полномасштабная агрессия в качестве формы проявления страха встречается довольно редко. Зато ее атрибуты общеизвестны: это злобное выражение лица, угрожающие жесты и поза, крик или визг. В их основе кроется бессознательное стремление испугать противника, что иногда удается, а иногда — нет. Итак, стрессовая поза жертвы нам всем прекрасно знакома. Вспомните себя при встрече с начальствам: голова втянута в плечи (чтоб не разбили), спина колесом (голову прячет), ноги подсогнуты (чтобы бежать легче было), глаза бегают по сторонам, не фокусируются в одной точке (укрытия ищут), дыхание мелкое, поверхностное, частое (т.к. грудная клетка сжата). Перенапряжены трапецевидные мышцы на спине, мышцы голени и голеностопа. Стрессовая поза агрессора. Вспомните себя в детстве, или перед строем подчиненных: голова откинута назад (показана шея, я, мол, не боюсь), грудь колесом (чтобы больше казаться, авось испугается враг), ноги прямые и напряжённые (чтоб выше быть), кулаки сжаты, челюсть сжата, взгляд в одну точку, на врага, ничего по сторонам не замечая. Перенапряжены лицевые мышцы, кисти и запястья, мышцы передней части голени, лопаток и поясницы. Состояние ступора рассматривать будем дальше, в процессе занятий, при оказании взаимопомощи, потому, что в этом состоянии человек – не боец. Теперь вспомните, какие группы мышц у Вас напряглись больше всего? К какой реакции Вы более склонны? Какие места в Вашем теле чаще всего болят? Это напрямую может быть связано с накоплением стресса. Мышцы накапливают и «держат» в себе стресс. Дальше рассмотрим, что же со всем этим делать». Ведущий предлагает обучаемым выполнить несколько упражнений, позволяющих сбрасывать нервное напряжение, находить и поддерживать у себя оптимальное состояние расслабленного ожидания. Упражнение «Сброс нервного напряжения движением» Ведущий: «Мы с Вами рассматривали реакцию организма на стресс. Основой данной реакции является выброс в кровь гормонов катехоламиновой группы – адреналина и норадреналина, которые вызывают сокращение гладкой мускулатуры кровеносных сосудов скелетных мышц и, тем самым, обеспечивают повышенное поступление в мышца крови, насыщенной кислородом и питательными веществами. Но представьте себе ситуацию, когда гормоны выделились в кровь, кровеносные сосуды расширились, но Вы застыли на месте, либо вынуждены не делать активных телодвижений. Что происходит при этом? Кислород, являющийся окислителем для питательных веществ, переносимых кровью, не поступает в достаточных количествах, мышцы не работают и не могут использовать попадающие в них питательные вещества. В конечном итоге, мышцы забиваются не окисленными до конца продуктами распада, происходит отравление внутренней среды организма и другие неприятные явления. Да и сами выделившиеся гормоны, разлагаясь при недостаточном количестве кислорода в крови, превращаются в ядовитые соединения. Простейшим и очень полезным выходом из данной ситуации является старый, испытанный способ – дать сразу же после стрессовой ситуации организму физическую нагрузку: отжаться, присесть, пробежать небольшую дистанцию. Этим Вы очистите организм от продуктов распада и избежите накопления вредных веществ в мышцах и крови. То же самое и с мышцами. Если чувствуете непорядок, «застой» в какой-то группе мышц, дайте на неё физическую нагрузку после этого расслабьте. Для лучшего расслабления разомните эти мышцы руками, если не дотягиваетесь, попросите товарища помять Вам это место, если некого попросить, помните мышцы о какой-нибудь твёрдый предмет, покувыркайтесь, покатайтесь расслабленной спиной по пластиковой бутылке с горячей водой и т.д.». Нахождение собственного оптимального состояния Ведущий: «А сейчас каждый из Вас, с моей помощью, постарается найти для себя оптимальное состояние, запомнить его и научиться в него входить и его поддерживать. Для начала запомните несколько важных принципов: - В человеке тело и психика теснейшим образом взаимосвязаны. При напряжённом теле не может быть свободной, расслабленной психики. При занятой, загруженной, напряжённой психике не может быть расслабленного тела. Посмотрите на людей вокруг себя новым взглядом. Посмотрите на их перенапряжённые, перекошенные тела, на их озабоченные, озадаченные лица и Вы всё поймёте. - Тело напрягает психика. Само по себе тело не напрягается, если Вы не пропускаете через него электрический ток. Голова напрягает тело. - Психику напрягают эмоции: страх, гнев, отвращение, горе, ярость, радость и др. Чаще всего присутствует страх. Страх смерти, страх боли, страх потери, страх одиночества, страх ответственности. Только освободившись от эмоций мы расслабляем тело. Без эмоций мы обычно делаем рутинную, привычную, повседневную работу. Делаем её даже не загружая голову содержанием этой работы. Война это работа для тех, кто выбрал профессию, связанную с войной. Учитесь жить и работать, а не выживать. - Основой состояния психики является дыхание. Научитесь правильно дышать, контролировать своё дыхание, научитесь преодолевать страх. Недаром все традиционные воинские системы Востока столько внимания уделяли и уделяют сознанию и дыханию. В качестве метафоры для пояснения перечисленных принципов я хотел бы напомнить вам древнюю восточную притчу о сознании в поединке. Она гласит о том, что сознание в поединке должно быть как озеро в безветренную лунную ночь. Пока озеро гладкое, оно отражает одну целую луну и противник один. Но вот подул ветер страха, неуверенности, размышлений и гладь озера покрылась рябью. И вот уже сотни лун, кусочков лун отражаются в волнах. Вот уже целое полчище противников. На мой взгляд эта притча всеобъемлюще отражает существо вопроса о состоянии сознания. Выполним следующееупражнение: Сядьте или лягте вокруг меня, кому как удобно. Постарайтесь, чтобы поза была как можно менее напряжённой. Закройте глаза. Внимательно слушайте мой голос. Обратите внимание на своё дыхание. На вдох… И на выдох… На вдох… И на выдох… Вдыхайте через нос… Выдыхайте через рот… Вдох… Выдох… Представьте, что внутри у Вас находится маленький фонарик... И он освещает изнутри те части тела, которые я называю... Там, где есть напряжение мышц, будет темнее, там, где мышцы достаточно расслабились, будет светлее. Сейчас мы совершим путешествие по Вашему телу. Постарайтесь осветить его, как следует изнутри… Вдох… Выдох… Освещаем лоб, щёки, язык, расслабляем и чуть приоткрываем рот… Шея спереди и сзади… Плечи. Опустите, отпустите плечи… Руки, кисти, пальцы до самых кончиков… Грудь, живот. Отпустите живот… Животом… вдохните… и выдохните… Спина… Поясница… Осветите её изнутри как следует, чтобы не осталось тёмных пятен. Спокойный вдох… Выдох… Вдох… Выдох… Ягодицы… Бёдра… Колени… Внимательнее просмотрите бёдра… Вдох… Выдох… Голень… Стопа… Пятка… Пальцы на ногах… Вдох… Выдох… Лоб… Щёки… Язык… Всё тело сверху вниз ещё раз… Вдох… Выдох… Медленный вдох через нос… Выдох через рот… Не изменяя состояния тела, медленно откройте глаза… Позвольте дыханию стать чуть глубже… ещё чуть чуть глубже… Прислушайтесь к своему телу… К своему дыханию… ко вдоху… и выдоху… Запомните, зафиксируйте в памяти это состояние… Оно Вам пригодится… Ещё некоторое время в нём побудьте… Запомните… И как только я хлопну в ладоши, быстро поднимитесь на ноги… Но только тогда, когда хлопну… А пока тело расслаблено… Следите за своим дыханием… За вдохом… и за выдохом… (хлопок в ладоши) Встали. Как ощущения в теле. Отдохнувшими чувствуете себя. Да. А сейчас попробуйте снова войти в это состояние самостоятельно, но теперь стоя и вблизи огневого рубежа». Ведущий переводит группу к огневому рубежу (либо любому учебному месту, где используются имитационные боеприпасы) и предлагает вблизи стреляющих попробовать прийти в необходимое состояние. Ведущий: «Каждый звучащий выстрел будет отдаваться внутри Вашего тела непроизвольным сокращением мышц. Не боритесь с этим. Сосредоточьтесь на дыхании и займитесь просмотром тела. Вспоминайте состояние. Вы должны научиться входить в него быстро, без лишних действий, без просмотра, а лишь подавая себе условный сигнал. Должны вырабатывать у себя условный рефлекс. По академику Павлову. Ищите состояние. Как только достигните его, медленно подходите ко мне стараясь не нарушить его. Состояние по мере тренировки должно поддерживаться и в движении». Далее, по выполнении задания всеми обучаемыми, ведущий предлагает каждому сотруднику определить для себя триггер, пусковой сигнал, для вхождения в это состояние. Триггер может быть любой формы. Телесным жестом, ощущением, положением, сдавливание, всем, что ассоциируется у обучаемого с искомым состоянием. Это могут быть звук, словесная формула, представляемая визуальная картина, набор движений, всё, что угодно. Ведущий: «Создайте для себя ритуал, особое действие, которое будет у Вас связано с предстоящей боевой работой. Выполняйте его всегда. Пусть это станет Вашей традицией, особенностью поведения. Я видел много подобных ритуалов. Люди создавали их для себя неосознанно, опираясь только на свой опыт, на свои пробы и ошибки. Один мой товарищ, например, быстро упаковав вещи в РД и подготовив оружие, ложился на кровать на спину, складывал руки на груди и смотрел в потолок. Именно так до команды «На выход». А другой, наоборот, до самой команды, медленно, тщательно и методично укладывал вещи, протирал оружие и в последний момент, спешно, на бегу, подгонял снаряжение. И только так, всегда. У каждого был свой ритуал. Никто не мог объяснить, почему он делает именно так. На вопрос «Почему?» обычно был ответ: «Я всегда так делаю». И всё». Каждому обучаемому предлагается, выбрав для себя триггер, самостоятельно потренироваться во вхождении в состояние и удержании его на фоне сильных звуковых раздражителей (рядом ведётся стрельба). Очень удобно отработку данного психологического вопроса совмещать с занятиями огневой подготовкой, так как основой стабильной стрельбы является стабильное психологическое состояние. Проверить усвоение навыка можно на огневом рубеже при проведении стрельб, а также при проведении занятий по специальной физической подготовке, при преодолении элементов полосы препятствий, требующих равновесия (которое зависит от равновесия психологического). Далее ведущий обсуждает с группой проведённую часть занятия, оставляет время для ответов на вопросы обучаемых. 20 мин     10 мин     30 мин   20 мин   20 мин   20 мин   10 мин

Ведущий объявляет перерыв 10 мин

Комментарий:

При наличии времени и возможностей нами проводилось объединение занятий по психологической подготовке с занятиями по огневой подготовке. По первоначальном освоении состояния релаксации обучаемым предлагалось выполнить стрелковое упражнение (№1 из ПМ – стоя, с 25м, по мишени №4, либо №1 из АК – лёжа, со 100м, по спортивной мишени). Ранее обучаемые выполняли предлагаемые стрелковые упражнения. Полученные результаты в 70% случаев были выше результатов предыдущей стрельбы. Однако часть обучаемых (порядка 30%) на огневом рубеже не смогли войти в необходимое состояние релаксации, что свидетельствовало о нетвёрдом усвоении навыка и необходимости индивидуального выяснения причин данного факта, что и делалось при помощи сотрудников, твёрдо усвоивших этот вопрос.

Далее условия выполнения того же самого стрелкового упражнения усложнялись, на огневой рубеж сотрудники выходили после преодоления элементов полосы препятствий и, кроме того, в упражнение вводился соревновательный элемент – скорость выполнения упражнения в целом. При этом основным заданием было – на огневом рубеже прийти в необходимое состояние релаксации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь