Классный час 9-А класс
Добро не на словах, а на деле
Хоминская Е.С.
Цель:
- развить представления учащихся о доброте, способах проявления;
- поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора
Задачи:
- развить этические нормы поведения в обществе и в общении друг с другом;
- развить эмоционально-ценностную сферу учащихся;
- привить основы нравственного поведения;
- объяснить необходимость уважительного отношения к окружающим;
- развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.
Спешите делать добро
А. П. Чехов
Ход классного часа.
Ребята, мне бы хотелось классный час начать со следующей истории, послушайте ее, пожалуйста, и постарайтесь определить тему.
Притча о старике
Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышал и зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой. За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей. Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом. Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”. Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.
|
Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего классного часа? Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах, поступках. Мы часто говорим о хороших людях: «Доброжелательный человек, человек отличается добротой….». Разъяснение слова доброта по толковому словарю:
- ДОБРОТА, -ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Толковый словарь Ожегова);
- Добросердечие, добросердечность, сердечность, душевность (Словарь синонимов).
Ассоциации со словом добро (ответы учеников).
Правильно, добро – умение радовать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, откликаться на чувства других.
Доброта должна проявляться везде: в школе, дома, в отношении с друзьями, родителями, окружающими.
Народная мудрость гласит: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливее других. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь, должен к ним относиться хорошо».
Какие пословицы можете привести о доброте? Обсудите в группе.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- Злой не верит, что есть добрый.
- Добрая слава лежит, а худая бежит.
- Доброго чтут, а злого жалуют.
- Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
|
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.
Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Эту мысль продолжил уже в I н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для се6я, живи для других».
Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Работа в группе. Ситуативный практикум.
Представьте себе, что ваш частый обидчик оказался в критической ситуации, кроме вас, помочь ему никто не может. Как вы поступите?
Вывод по данной ситуации: Зло противостоит добру. Зло – это хамство, равнодушие, эгоизм, обман….
Ребята, какие высказывания мыслителей о зле знаете вы?
- Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал (ок.60 – 127)
- Жизнь злых людей полна тревог. Дидро (1713 – 1784), французский философ
Давайте подумаем и скажем, как же стать добрым?
Быть добрым нелегко, но важно. Попробуем сформулировать правила доброты:
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений;
- Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям;
- Делать добро для близких друзей;
- Не завидовать;
- Не вредничать, не грубить;
- Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым;
- Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать;
- Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим;
- Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
- Каким делает человека доброта? Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
|
- Какой человек может быть добрым? Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.
- Что такое доброта?
-Закроем глаза и представим доброту. Какая она у вас доброта, с чем у вас она ассоциируется?
Разбор ситуаций
Разыграть ситуацию, а мы с вами должны будем ее оценить с позиции доброты, и выяснить, как бы поступили мы в этой ситуации.
- Вас обидел одноклассник, и убегая от вас, он сильно упал и подвернул ногу. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Вы разворачиваетесь и уходите, говоря ему в след «Так тебе и надо! Мне тоже было больно от твоих слов!».
Правильно ли поступил мальчик? А вы что бы сделали в этой ситуации?
- Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? – спросил её парень.
- А до вокзала, сынок, до вокзала.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой.
Какой поступок совершил молодой человек? (Хороший, он уступил место пожилому человеку). А почему он это сделал?(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать). А как он это сделал? (Плохо, обидел старушку). Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
- Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: «Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно».
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь, что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
Путь к доброте, которая спасёт мир - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Учитель.
Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова - корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.