Ответ: сенсибилизация (лат sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к воздействию к.-л. фактора окружающей или внутренней среды.




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Задача 1.

Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.

1. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.

2. Дайте обоснование своего выбора.

Ответ:1) индивид: низкая адаптация к темноте, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность. 2) личность Старательность, общительность, трудолюбие, аккуратность.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

!!! Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Ригидность психологическая - недостаточные подвижность.

Задача 2.

Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

ВД - А) Условие развития психики;

У - Б) Деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

ВД- В) условие проявления всех психических реакций;

Т - Г) Деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;

У - Д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

И - Е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

Ответ: Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Учение – в шир. смысле приобретение инд. опыта. Процесс усвоения ЗУНов, овладение разными способами учебно-познавательной дея-ти.

Труд -в шир.:всякая практическая деятельность, выполняемая чел-ком по опр.заданию и приводящая к цели. В узк: это прсс преобразования ч-ком предметов окр. дей-ти с целью удовл-я потр-тей – общих и личных.

Задача 3.

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работавшего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от совей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Ответ: 1 - переключение внимания, 2 – концентрация и сосредоточение.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Концентрация – степень состредоточения его на объекте, выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем явл. невозможность отвлечь внимание от предмета дея-ти посторонними раздражителями.

Задача 4.

1. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?

2. По каким признакам можно это установить?

Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была окончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.

Ответ: распределение внимания. Признак – выделял одновременно 2 вида деятельности.

Распределение – выражается в том, что при любой дея-ти чел может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов, но в процессе дея-ти внимания сосредотачивается на каком-то одном объекте.

Задача 5.

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?

В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный – сразу две, правой и левой руками.

Ответ: опытный -переключаемость, начинающий -концентрация.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Концентрация – степень состредоточения его на объекте, выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем явл. невозможность отвлечь внимание от предмета дея-ти посторонними раздражителями.

Задача 6.

Ниже приводятся отличительные особенности языка и речи. Необходимо определить, какие особенности в большей степени характеризуют язык, а какие - речь.

Р -А) наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств;

Я -Б) исторически сложившиеся нормы средств общения;

Я -В) средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества;

Р -Г) индивидуальные особенности произношения, стиля, словаря

Р -Д) использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности общения.

Ответ: Речь - это процесс общения людей, осуществляемый посредством языка.

Язык - система словесных знаков, опосредствующих психическую, прежде всего интеллектуальную, деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Задача 7.

Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.

1. Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности?

2. Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?

Ответ: при нижнем возникает, при верхнем нет.

Порог чувствительности – величина раздражителя, которая способна вызывать незначительные ощущения. Выражает зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителя. Порог абсолютной чувствит-ти – наименьшая сила раздражителя, при кот впервые возникает едва заметные ощущения – нижний абсолют порог. Нижний порог (порог различений) – та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметные различения в силе или качестве ощущений.

Задача 8.

1. Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте?

2. Какая закономерность ощущений здесь проявляется?

3. Каков физиологический механизм такого изменения?

При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.

Ответ: сенсибилизация (лат sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к воздействию к.-л. фактора окружающей или внутренней среды.

Наши ощущения могут претерпевать изменения как под воздействием окружающей среды, так и в результате изменения состояния организма.

Взаимодействие ощущений - это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, воздействующих на другие анализаторы. Общая закономерность такого взаимодействия состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные, напротив, понижают чувствительность анализаторов. К видам взаимодействия ощущений относятся явления сенсибилизации, компенсации, синестезии и контраста.

Сенсибилизация (лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация, т.е. обострение чувствительности, может быть вызвана:

-взаимодействием, системной работой анализаторов, когда слабые ощущения одной модальности могут вызывать повышение силы ощущений другой модальности. Например, чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи или негромком звуке;

-физиологическим состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ. Так, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А;

-ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, установкой на различение определенных раздражителей. Например, ожидания в приемной стоматолога могут стимулировать усиление зубной боли;

-опытом, приобретенным в процессе выполнения какой-либо деятельности. Известно, что хорошие дегустаторы по едва уловимым нюансам могут определить сорт вина или чая.

Задача 9.

1. Что общего имеется между приведенными примерами?

2. О какой закономерности ощущений здесь идет речь?

А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно возможно более низким голосом. Названия маленьких предметов произносятся детьми обычно более высоким голосом, чем названия вещей крупных.

Б. Мы часто употребляем и хорошо понимаем смысл таких выражений: «кричащие цветы», «острые вкусы», «сладкие звуки», «тяжелые краски», «пышная музыки», «плоский звук», «кислый запах», «холодный колорит картины» и т.п.

Ответ: синестезия.

Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия – форма взаимодействие ощущений, при которой под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерного для другого анализатора. Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Задача 10.

Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?

А. В известном рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П.Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспомнила при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: