Искусство Голландии, Фландрии и Испании 17 века




Общая характеристика искусства западноевропейских стран 17 века. Семнадцатый век — один из важнейших этапов в истории европейского общества, в развитии его культуры, который был ознаменован новым научным и культурно-художественным подъемом во многих странах Европы, но здесь пойдет речь о искусстве Голландии, Фландрии и Испании 17 века.

К этому времени относится расцвет больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии (о современных Нидерландах читайте здесь). Каждая из них обнаруживает значительное своеобразие, яркую национальную самобытность, обусловленные особенностями исторического и культурного развития той или иной страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций.

В то же время искусство 17 века, как и вся культура этого времени, характеризуется рядом общих черт, связанных с новым миросозерцанием эпохи, проявившимся во всех сферах ее духовной жизни. Связь с реальной действительностью, с самыми разнообразными ее аспектами и явлениями становится по сравнению с предшествующим периодом неизмеримо многосторонней и активней. Поразительные успехи науки, особенно математики, механики, астрономии, естествознания, географии, чрезвычайно расширяют и усложняют представление о мире, как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Возникает отчетливое ощущение нерасторжимой связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. В свете этих представлений оказывается закономерным отказ от антропоцентризма, характерного для культуры Возрождения. Не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи с человеком становятся предметом творческого познания и осмысления в литературе и в изобразительном искусстве. Именно поэтому, развивая во многом ренессансные традиции, искусство 17 века чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. Соответственно обогащаются и его тематика, сюжетный репертуар, разрабатываются новые самостоятельные жанры, развиваются или углубляются те, которые уже существовали в эпоху Возрождения. В частности, значительно видоизменяются и получают весьма разнообразную интерпретацию религиозные и мифологические сюжеты — от бурной патетики и декоративности в творчестве мастеров барокко до жизненной конкретности и даже бытовой характерности в работах художников-реалистов. Но сложность и многообразие жизненных представлений уже не вмещаются в формы этих традиционных жанров, они требуют более непосредственного, прямого взаимодействия художественного образа и реальности. Поэтому особое значение приобретают в этот период такие жанры, как портрет и пейзаж. Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека приводят к необычайному расцвету портретного искусства, в частности, к развитию психологического портрета. Иным более многозначным и активным становится и восприятие природы. Новое представление о мире способствует стремлению глубже познать ее жизнь, ее многообразие, ее сложные взаимосвязи с человеком. Диапазон художественного толкования природы оказывается в этот период очень широким — от грандиозного по масштабу образа, вмещающего понятие о мироздании в целом (в работах Пуссена, Рубенса) до точного отображения характерных национальных мотивов (в искусстве голландских художников). Пристальное творческое исследование природы приводит к важнейшим открытиям в передаче пространства, освещения, общих закономерностей ее жизни. Именно поэтому завоевания пейзажного искусства 17 века стали основой для его развития в последующий период.

Поскольку в искусстве 17 столетия важнейшее значение приобретает не только человек, но и среда его существования — природная, жизненная и социальная, — широкое распространение получает бытовой жанр, занимающий очень важное место в художественной культуре многих стран и обнаруживающий значительное разнообразие сюжетов и образных концепций — от непосредственного изображения современной, в том числе и народной жизни (братья Ленен, многие голландские жанристы) до их возвышенно-поэтической (Веласкес, Вермер) или, напротив, гротескно-заостренной интерпретации (Браувер). В некоторых случаях бытовой жанр включает элемент иносказания, порой приобретает аллегорический смысл. Не меньшее значение имеет в это время исторический жанр, в котором изображение действительных событий нередко сочетается с аллегорическими и мифологическими мотивами (Рубенс, Пьетро да Кортона). Особую роль в творчестве многих художников играют темы античной истории (Пуссен). Вместе с тем к 17 веку относится формирование новой концепции исторического жанра как жизненно убедительного изображения конкретного и даже современного события (Веласкес). Наконец, именно в это время впервые получают самостоятельное значение такие специфические жанры, как натюрморт или изображение животных. Осуществленная в искусстве 17 века разработка разветвленной системы самостоятельных жанров всецело отвечала тому дифференцированному подходу к действительности, который был характерен как для научного метода эпохи, так и для ее художественной культуры.

17 век — время осуществления смелых градостроительных идей, период расцвета садово-паркового искусства, создания грандиозных дворцовых ансамблей, в которых в нерасторжимое художественное единство объединяются все виды пластических искусств. Само понимание синтеза расширяется и усложняется, и это заметно активизирует развитие монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Чрезвычайно обогащается в этот период творческий метод, художественный язык искусства. В частности, 17 век приносит совершенно новое понимание композиции и в архитектуре и в изобразительном искусстве. Она становится более напряженной и динамичной, в ее построении активно используется пространство. Трактовка последнего тоже существенно меняется. Вместо строгого деления на планы, характерного для композиций эпохи Возрождения, искусство 17 века разрабатывает более целостное и гибкое понимание пространства. По-новому решаются и живописные проблемы. Высокие колористические достижения искусства этого времени основываются на богатой разработке цветовых отношений, на тонкой нюансировке цвета, на развитии тонального колорита, наконец — на смелом и изобретательном использовании светотени. Сама техника выполнения становится значительно более разнообразной, богатой и выразительной.

Неравномерность развития отдельных европейских государств, сложное взаимодействие и борьба социальных сил, характерные для этого бурного переходного периода в истории общества, естественно, породили сложность и многообразие художественной культуры 17 века. Искусство этого времени уже нельзя определить единым стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы можно нередко отметить существование различных, порой противоположных течений и тенденций. Ведущей стилистической системой в искусстве 17 века было барокко, преимущественно связанное с католической и феодальной культурой, но отнюдь не ограниченное рамками придворной идеологии. В искусстве барокко нашли яркое выражение утвердившиеся на рубеже 16—17 веков новые представления о мире, о его безграничных масштабах, его изменчивости, драматической сложности, конфликтности. Барокко — стиль резких контрастов, неожиданных сопоставлений. Чрезвычайно показателен для всей его образной системы дуализм — сочетание идеального и конкретного, духовного порыва и земного чувственного начала, иррациональных мистических представлений и удивительно живого ощущения натуры и красоты реального мира. При всем разнообразии идейных концепций и художественных решений барокко характеризуется чрезвычайной активизацией всех изобразительных и выразительных средств: напряженной динамикой, подчеркнутой эффектностью, декоративностью, театральностью, патетикой. Зародившись и достигнув наиболее яркого расцвета в Италии, барокко получает значительное распространение и в других странах, прежде всего там, где господствующими социальными силами были дворянство и католическая церковь, например, во Фландрии.

Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы — классицизма. Он стал своеобразной художественно-эстетической аналогией рационалистической философии и свое высшее выражение получил в искусстве Франции — родины Декарта. Стилистические принципы классицизма формировались на основе творческого истолкования традиций классического, прежде всего античного искусства, в котором его мастера видели непревзойденный образец возвышенной красоты и разумной гармонии.

Однако обе эти стилевые системы — барокко и классицизм — отнюдь не исчерпывают многообразия и сложности творческих устремлений эпохи. В искусстве тех стран, где предпосылки для формирования барокко или классицизма оказываются более слабыми или отсутствуют вовсе, как, например, в Голландии, развивается направление более тесно связанное с натурой, основанное на непосредственном восприятии действительности. Чаще всего оно становится выражением идеалов широких демократических социальных слоев и его проблематика отчетливо отражает передовые устремления духовной жизни эпохи. Именно в русле этой линии художественного развития осуществляются многие высшие реалистические достижения искусства 17 века, связанные с творчеством таких художников, как Веласкес, Рембрандт, Вермер Делфтский.

Следует вместе с тем отметить, что все названные тенденции художественной культуры 17 столетия существовали не изолированно, а в непосредственном и сложном взаимодействии в пределах одной национальной школы, а порой и в творчестве одного мастера. Их параллельное развитие сопровождалось не только борьбой, но часто и активным взаимовлиянием, обогащением.

На смену спокойной уравновешенности и совершенству образов Возрождения в 17 веке приходит сложная многогранность характеров, острота драматических столкновений личности и окружающего мира. Представление об этом мире уже не соизмеряется с человеком, который перестает быть мерилом всех вещей, а воспринимается как часть мироздания, в сложных и многозначных с ним связях. Непосредственная стихия жизни, самые различные ее аспекты и конкретные проявления обретают в эстетическом сознании подлинный масштаб и значение. Ее познание и творческое истолкование становятся пафосом художественной культуры новой эпохи. Утратив цельность и гармоничность искусства Возрождения, она утверждает многообразие форм эстетических подходов, более широкий диапазон художественных концепций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: