Часть 4.
Виды больших групп:
- Социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимают определенное место в системе общественных отношений, долговременны и устойчивы. Например, этнические, профессиональные, половозрастные группы.
- Стихийные (случайные) объединены общим объектом внимания, местом и временем.
Признаки больших групп:
- Наличие специфических регуляторов социального поведения
- Образ жизни группы (интересы, потребности)
- Специфический язык (национальный язык, жаргон).
Социально-психологические аспекты большой группы:
- Национальный характер
- Эмоционально-потребностная сфера.
Методы изучения больших групп:
- Этнографический
- Статистический анализ
- Методы анализа знаковых систем.
Стихийная группа – стихийно возникающее, кратковременное объединение людей
Толпа – бесструктурное скопление людей, которое ясно не осознает общность цели, и характеризуется общим эмоциональным состоянием и объектом внимания.
Виды толп:
- Окказиональная или случайная. Образуется вследствие спонтанно возникшего объекта внимания.
- Конвенциональная. Интерес к заранее объявленному мероприятию, наличие размытых норм поведения.
- Экспрессивная. Цель образования толпы – выразить отношение к чему-либо.
- Действующая: агрессивная (слепая ненависть к объекту внимания), паническая (стихийная), стяжательная (стремление овладеть какими-либо ценностями), повстанческая (возмущение действиями властей).
Механизмы соединения людей в толпу:
- Заражение; подверженность индивида эмоциональным состояниям, которое происходит через передачу психического настроя с большим эмоциональным зарядом.
|
- Подражание; Воспроизведение человека черт и образцов демонстрируемого поведения, носит непроизвольный характер.
- Внушение; Вербальное воздействие одного человека на другого, целенаправленно, происходит вследствие некритического восприятие информации из-за авторитетности, авторитарности источника информации.
Этапы формирования толпы:
- Циркулярная реакция. Нарастающее, обоюдно направленное эмоциональное заражение.
- Кружение. Состояние готовности к реагированию на информацию других действием.
- Появление нового объекта внимания. Продукт группового творчества.
- Активизация действия. Наличие дополнительного стимулирования (подстрекатели).
Способы ослабление действия толпы:
- Переориентирование внимания
- Трансформация действующей толпы в экспрессивную, т.к. она не имеет объекта внимания.
Паника – скопище людей, которые связаны подражанием и спасаются от реальной или мнимой опасности.
Факторы, вызывающие панику:
- Физиологические (усталость, голод, жажда, бессонница)
- Психологические (удивление, неуверенность, страх)
- Социально-психологические
- Дефицит/излишек информации.
Факторы, снижающие панику:
- Влияние авторитетный лидер
- Отвлечение внимания от источника страха (запись гимна в театре на случай пожара).
Слух – сообщение, исходящее от одного или нескольких лиц о событиях ни чем не подтвержденных, и устно передающееся в массе людей от одного человека к другому.
Признаки события, лежащего в основе слуха:
- Важность
- Неопределенность.
Функция слуха – придать значение ситуации, которую люди не понимают.
|
Виды слухов по эмоциональным потребностям, которые они удовлетворяют:
- Слух-пугало (страх опасности)
- Слух-мечта (надежды, стремления)
- Слух-разделитель или агрессивный слух (негативные предрассудки).
Причины распространения слухов:
- Нехватка информации
- Значимость темы для человека.
Психологические причины распространения слухов:
- Компенсация эмоциональной недостаточности (удовольствие от реакции получателя слуха, удовольствие от восприятия волнующего факта)
- Утверждение личности человека в группе (доступ к закрытой информации, желание оставить за собой последнее слово и трансформировать слух по своему желанию)
- Вера в истинность слуха (большинство верит слуху, значит, верим и мы)
- Желание предупредить об опасности/уменьшить собственное психологическое напряжение
- Озлобление и враждебность к объекту слуха
- Уровень тревожности индивида (чем тревожнее человек, тем активнее он распространяет слухи).
Функции слухов:
- На уровне индивида: снабжение информацией, снижение уровня возбуждения.
- На уровне группы: формирование групповой идентичности, повышение гомогенности мнений в группе, роль слуха в межгрупповом конфликте – дискредитация оппонента в глазах большинства, провокация на действия выгодные одной из конфликтующих сторон, введение в заблуждение.
Противодействие слухам:
- Не говорить о слухе
- Давать опровержение без упоминания о существующем слухе.
*Тема для диплома: трансформация слухов.
Этническая группа как часть большой социальной группы.
Этническая группа или этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, что зафиксировано в самом названии.
|
Особенности этноса:
- Общее историческое прошлое
- Общая история
- Общий язык, культура, психика
- Самосознание.
Пропущено полпары!
Этноцентризм – неспособность подходить к другим людям в другой манере, чем та, которая продиктована нашей собственной культурой
Этноцентризм - тенденция судить о людях в соответствии с нашей собственной культурой и рассматривать другие культуры как нижестоящие.
Этноцентризм - тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров.
Этноцентризм - восприятие и интерпретация поведения других людей через призму своей культуры.
С детства мы воспитываемся в соответствии с определенными правилами, сначала нам необходимо, чтобы озвучивание правил подкреплялось чем-то еще, позже мы начинаем принимать их автоматически. Мы ожидаем, что правила, действующие для нас, в равной степени обязательны к выполнению для других.
Мы склонны судить о людях в соответствии со степенью выполнения ими правил, которым нас научили. Это происходит бессознательно, эмоции – некий ориентир. Мы все являемся этноцентристами так как неосознанно оцениваем людей в соответствии с нашими культурными фильтрами. Важный момент – осознанность восприятия через культурные фильтры.
Виды этноцентризма:
- Гибкий (осознание, принятие, понимание своего этноцентризма)
- Жесткий (неспособность выйти за рамки собственных культурных фильтров, убеждение о том, что собственный способ интерпретации единственно верный, корень – незнание, расширение кругозора помогает подняться над эмоциональной реакцией).
Этноцентризм может быть рассмотрен как общий процесс и гибкое/негибкое выражение его в поведения.
Негативные высказывания о других этнических группах – признак жесткого этноцентризма.
Функция этноцентризма:
- Объединение общества, культуры
Признание этноцентризма - важный шаг в борьбе с межкультурными рознями и пр.
Свойства этноцентризма:
- Люди склонны считать действия, осуществляющиеся в своей культуре, правильными, и наоборот.
- Рассмотрение своих обычаев и образа жизни как универсального.
- Кооперация с членами своей группы – естественна.
- Гордость за свою группу.
- Чувство неприязни по отношению к внешним группам.
- Действовать так, чтобы члены своей группы оставались в выигрыше.
Национальный характер – некая наиболее устойчивая часть в психологии этнической группы. Поведенческая, мировоззренческая модель, типичная для данного этноса, обусловленная
Не набор черт характера, свойственных определенным нациям, а степень выраженности этих черт. Относительная устойчивость национального характера (детское изображение домика). Существует ли национальный темперамент, способности? Точного ответа не дано, так как не разработаны методология сравнения, так как каждый исследователь оценивает темперамент, способности с точки зрения позиций приоритетных в его культуре.