Исследование звукового состава стихотворений Лермонтова с точки зрения фоносемантики




 

Мы попытались описать фонетическое значение нескольких стихотворений Лермонтова, опираясь на звукоцветовые исследования А.П. Журавлева, пользуясь, как образцом, его исследованиями произведений других авторов.

Результаты нашей работы над стихотворениями Лермонтова "Нищий", "Она поет и звуки тают", "Царская дочь", "Тучки небесные, вечные странники" (Приложение 1) мы и предлагаем в практической части работы.

Выбор стихотворений обусловлен необходимостью представить разные темы и мотивы лирики Лермонтова, разные по времени создания, а значит и по настроению, произведения, важно было и разнообразие ритмических рисунков в стихотворениях.

Результаты звукоцветового исследования фонетического значения этих стихотворений (опираясь на повторяемость гласных звуков) представлены в таблицах (Приложение 2).

Но мы решили не ограничиваться только подтверждением предложенной нам теории, а идти дальше. Нам показалось интересным узнать соответствует ли эмоциональное восприятие этих стихотворений, выраженное в цвете (с помощью красок), результатам нашего исследования. Нами были выбраны группы участников опроса: учащиеся 6-х классов (11 -12 лет) и взрослые (20 - 50 лет). Принципом отбора стала степень знакомства с творчеством Лермонтова (учащиеся 6 классов практически не знакомы с творчеством поэта, а взрослые, в большей части, имеют свое особое отношение к поэзии Лермонтова в целом, не помня, в частности) и жизненный опыт. Результаты опросов представлены в таблицах (Приложение 3.1 - учащиеся 6 классов; Приложение 3.2 - взрослые).

Необходимо отметить, что в результате исследования мы выявили, что каждый из опрашиваемых обязательно "попадает" хотя бы в один из получившихся цветов, "попадание" сразу в несколько явление довольно редкое, если это и случается, то только тогда, когда эти несколько цветов из нижней части списка (работы, наиболее точно соответствующие подсчитанным, представлены в Приложении 4.1)

Три стихотворения из отобранных для анализа ("Она поет и звуки тают", "Царская дочь", "Тучки небесные, вечные странники") содержат в себе либо прямое указание на цвет, либо намек на цветовую характеристику явления или предмета, а стихотворение "Нищий", при всей его эмоциональной яркости ни прямого, ни косвенного указания на цвет не имеет. Нам важно было посмотреть, будут ли эти указания на цвет "отвлекать" участников опроса.

Оказалось, что в стихотворении "Она поет...", где есть намек на синий цвет ("и небеса играют"), именно он и стал наиболее популярным у взрослых, которые свои эмоции совмещают с внимательным отношением к содержанию. Дети же скорее всего реагируют на достаточно спокойный (по сравнению с предыдущим стихотворением "Нищий" особенно) тон этого стихотворения.

То же происходит и со стихотворением "Царская дочь". Для большинства детей это нечто похожее на сказку, поэтому они, идя за сюжетом, ставят на первый план зеленый и синий цвета, тем более, именно эти цвета упоминаются в самом стихотворении ("чудо морское с зеленым хвостом", "Море", "синие очи"). Взрослые же здесь идут по более сложному пути, они воспринимают не поверхностный смысл, основанный на сюжете, а видят за этим трагедию, которая и воспринимается большинством в черном цвете.

В стихотворении "Тучи" результат у взрослых и детей практически одинаков: все они реагируют на заявленный в стихотворении синий цвет неба, но рядом с ним у детей стоит достаточно оптимистичный зеленый, черный же, олицетворяющий тучи, на последнем месте; у взрослых же черный - знак трагичности состояния лирического героя, обреченности на скитание, на втором по значимости месте, а зеленый на последнем.

Все это позволяет нам говорить о том, что восприятие взрослыми и детьми одного и того же стихотворного текста отличаются друг от друга в первую очередь тем, что жизненный опыт взрослых гораздо богаче, хотя эмоциональный фон восприятия практически одинаков.

Когда речь идет о стихотворении "Нищий", в котором цветовых намеков не содержится, то здесь напрямую работает восприятие содержания и звучания текста. Получившийся при подсчетах лиловый (сиреневый) цвет, содержащий некий намек на формальную принадлежность стихотворения к любовной лирике, остался совсем не замеченным ни взрослыми, ни детьми (он на последнем месте). На первый план выходит олицетворяющий трагедию чувства черный цвет, который по подсчетам является последним.

Представляется интересным и тот факт, что некоторые из опрашиваемых, создавали не просто цветовую ассоциацию, а рисовали художественный образ. Например, второе стихотворение дает повод для ассоциации с цветочной поляной, с лебедем, с нежным цветком, с сердцем; первое - с вершиной горы, покрытой снегом, интересным представляется и образ руки, протягивающей камень; третье стихотворение рождает практически иллюстративный образ - образ русалки, на некоторых рисунках - образ огня. Четвертому стихотворению "повезло" меньше - чаще всего рисуют тучки или лицо с изображением слез. Наличие подобных иллюстраций объясняется тем, что многим проще изобразить смысловую иллюстрацию, чем создавать цветовой образ, отражающий эмоции.


Заключение

 

Занимаясь исследованием данного вопроса, мы пришли к выводу, что существует тесная взаимосвязь не только между смыслом и формой слова, но и между звуковой оболочкой слова, и даже текста, и его восприятием. Мало того, еще раз нашла подтверждение теория о тесной взаимосвязи звуковой оболочки слова и цвета, с помощью которого воспринимается оно человеком.

Наше исследование не претендует на глубину раскрытия вопроса, не является новым, оригинальным подходом к изучению фоносемантики, - это лишь попытка по - новому взглянуть на творчество любимого поэта, открыть иной способ интерпретации его лирики.

Теория, предложенная автором книги "Звук и смысл", представляется нам интересной, мы нашли не только хороший повод для размышления, но и перспективу исследования. Интересной кажется нам идея взглянуть на результаты исследования еще и с психологической точки зрения, занимаясь особенностями восприятия литературного текста, исходя из особенностей возраста, профессии (у взрослых), осведомленности, наличия или отсутствия жизненного опыта, темперамента.

 


Список литературы

1. Журавлев А.П. Звук и смысл. Москва, 1991г.

2. Лермонтов М.Ю. Избранное. Москва, 1975 г.

3. Миллер - Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А.Блока. // Известия Крымского Педагогического института. Т.3, Симферополь, 1930 г.

4. Поэзия французского символизма. Издательство Московского университета, 1993

 


Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: