Характеристика исследования.




Занятие№2.

Тема: Понятие исследования.

Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, это особый вид познавательной деятельности, для которой характерны следующие отличительные особенности:

1. Наличие специальных методов исследования. Это основной признак научного исследования, так как научное познание основано на научном методе.

2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на т очно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные.

Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов понимается новизна не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны. Этим научное исследование отличается от диагностического обследования. Сходство между этими двумя видами деятельности в том, что и там, и здесь реализуется акт познания. Однако цели его различны: целью исследования, как уже отмечалось, является получение нового знания. Целью диагностики, или распознавании, является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания.

Возьмем пример из медицинской диагностики.

К врачу приходит больной и излагает свои жалобы на состояние здоровья. Врач его внимательно расспрашивает (собирает данные анамнеза), направляет на анализы и затем ставит диагноз. В самом начале врач не знал, какое у больного заболевание, а в конце он его называет. Познавательный акт налицо - у врача знания не было, а потом оно появилось. Но является ли оно новым для общества? Нет. Потому что врач действует в рамках известной классификации болезней, которых современная медицина насчитывает несколько десятков тысяч. Его задача состояла лишь в том, чтобы определить, какое из известных обществу заболеваний имеет место в данном конкретном, единичном случае.

После специальных методов исследования новизна получаемых результатов, пожалуй, - самый важный признак, определяющий его специфику. Это то. ради чего проводится исследование. Если в исследовании не получают новые данные, оно бесплодно.

5. Демократичность. Сопоставляя познание в науке и искусстве по этому признаку, можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, поэтому его принципиально можно передать другому человеку, и. соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит трансляции. Однако при обучении искусству всегда остается то, что зависит от индивидуальных особенностей и опыта человека, воспринимающего или создающего произведение искусства. Например, если человек в силу индивидуальных особенностей его эмоциональной сферы или его индивидуального опыта лишен чувства музыки, то передать его этому слушателю практически невозможно, и поэтому он в данный момент не в состоянии понять исполняемое произведение. Исследование -это вид деятельности человека, состоящий в:

-распознавании проблем и ситуаций;

-определении их происхождения;

-выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

-установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

-нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме и практике её разрешения. В реальной практике эти признаки исследования находятся в определённом соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности. Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий. Познание -специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.

Типология исследований.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня. Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Соответственно, бывают исследования незначительные по ресурсоёмкости и, наоборот, ресурсоёмкие. И по времени- продолжительные и непродолжительные. Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации. Наконец, исследования, различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

Характеристика исследования.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:

- методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;

- организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закреплённых в регламентах, нормативах и инструкциях;

- ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (н-р, информационных, экономических, человеческих и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;

- объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом -конкретная проблема, разрешение которой требует проведение исследования;

- тип исследования – принадлежность его к определённому типу, отражающему своеобразие всех характеристик;

-потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к её решению, стиль управления;

- результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию её содержания, истоков и последствий;

- эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Задание: изучить материал лекции, составить по нему конспект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: