Основные виды республик и их признаки




Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая (конституционная) Парламентская, (конституционная)
1. Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту
2. Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
3. Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учётом парламентских выборов
4. Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
5. Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
8. Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

 

2) Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Основных форм республики две: президентская республика и парламентская республика. Кроме того, существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

1) Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США).

2) Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

3) Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Основные виды республик и их признаки

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
1. Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). Избирается на заседании парламента.
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.
3. Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства.
4. Право роспуска парламента у президента Отсутствует. Президент имеет право роспуска парламента.
5. Наличие поста премьер-министра Отсутствует. Существует пост премьер-министра.
6. Объём полномочий президента Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает.
7. Современные государства США Австрия, Россия, Франция Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

 

Нельзя сказать, что та или иная форма правления имеет преимущества перед другими или уступает им. Всё зависит от традиций, истории, особенностей культуры конкретной страны. Лучшая форма правления — та, которая этим особенностям более всего соответствует.

 

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:

· унитарное

· федеративное

· конфедеративное

 

 

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность формы государственно- территориального устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти. Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации. Принимаются высшими органами власти государств-участников.
3. Территория Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов установленном конституцией порядке. Отсутствие единой территории.
4. Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью. Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция Единая. Союза и субъектов, верховенство конституции союза. Государств-участников.
6. Гражданство Единое. Союзное и субъектов. Государств-участников.
7. Правовая и судебная системы Единая. Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты. Отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены. Государства- участники осуществляют международную деятельность.
9. Право расторжения договора Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония. Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария. Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС
       

СМИ и политика

 

Во второй половине XX в. в политической жизни общества значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием «средства массовой информации (СМИ)». В последние годы политическая информация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет.

Некоторые исследователи оценили влияние СМИ на людей как определяющее: от СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т.п. Иными словами, политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. Не случайно СМИ стали называть «четвертой властью».

Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: политическая позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существующие в нем различные точки зрения. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию. В этом и состоит возросшая в наше время роль СМИ.

Попытаемся разобраться в том, как рассматривает политическая наука участие СМИ в современной политической жизни общества.

Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят «средства массовой коммуникации»). К ним относят периодические печатные издания (прессу – газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.

В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Ключевым словом в этом определении является «информация», под которой понимаются передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. В политике особое значение имеет социальная информация – знания, сообщения о социальной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности.

Массовая информация имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сбор, обработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей. Это целенаправленный преимущественно в одном направлении (хотя существует возможность и обратной связи) поток информации – от СМИ к потребителю. Она предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта информация отличается регулярностью распространения. Ее содержание открыто для всех.

Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио, телевидения. Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфические функции включают выбор и комментирование информации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция – представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.

Функционирование СМИ обеспечивается постоянной работой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.). Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (издательствах газет, радиовещательных корпорациях, телецентрах, редакциях и т.п.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Конституции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. стали важным социальным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе. Развитие новых информационных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возможность создания всемирного единого информационного пространства.

В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений. Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.

В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру.

В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.

Информация, передаваемая по каналам СМИ, характеризуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.

Сообщения СМИ могут представлять информацию местную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.

Политическая информация охватывает не только текущие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политической истории и образы политических деятелей нашей страны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных процессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.

Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритетность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катастрофы и т.п.), – в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решениях, заявлениях и т.п. В-четвертых, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярности. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и правительств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церковной или иных структурах.

Наиболее распространенные СМИ – радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса.

Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представляется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смысловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимающий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.

Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуалов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.

Стремление создать противовес «скучным» жанрам, повысить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов – все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печатные средства массовой информации не утратили своего значения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные проблемы политики. Обращение к таким статьям и другим публикациям позволяет продвинуться от поверхностного представления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение – «для всех», то газета исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Так называют процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону.

Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т.п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации – подтасовка фактов, дезинформация.

Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, приходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли.

Интернет существеннои меняет условия развития политической жизни. В отличие от традиционных СМИ в сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна. Среди аналитиков существует мнение, что если Интернет и демократизирует мир, то явно не по классической модели общественности. Он расщепляет общество на множество группировок по интересам. Граждане и группы используют Иетернет для организации своих акций. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической.

Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они нередко воспринимают на веру обещания и призывы тех политиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.

Попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т.д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т.п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение – это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.

Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или видеофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической психологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фамилию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фотографии и т.д. Другой вид клипа должен представить программу кандидата в виде одной привлекательной для избирателя идеи. Следующий вид – негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид – «ударный» клип, призывающий голосовать за кандидата («Мы – за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов таких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощущение соревнования, побуждает следить за ходом «избирательного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориентируясь на мнение большинства.

Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждому определить собственную политическую позицию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: