Классно-урочная система обучения. Особенности современного урока




Как уже отмечалось, эту систему обучения разработал в XVII в. чешский ученый Я.А. Коменский. Он разделил учащихся на группы, однородные по возрасту, а учебный процесс — на временные отрезки — уроки, на которых ученики изучали строго определенное содержание учебного предмета. Я.А. Коменский утвердил в качестве принципов обучения природосообразность, сознательность, систематичность и прочность.

Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения — классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относятся ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.

Урок — это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

Типы уроков выделяют на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса учащихся: обобщения, повторения, формирования новых знаний и умений, проверки знаний и умений (вводный урок, урок усвоения новых знаний и умений, урок повторения и закрепления знаний и умений, урок обобщения и систематизации, урок контроля и проверки, комбинированный урок (смешанный), интегративный урок).

Обязательными элементами любого урока являются организационный момент, т.е. постановка целей и обеспечение их принятия учащимися; создание рабочей обстановки; актуализация мотивов учебной деятельности и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала; подведение итогов для оценки работы учащихся и определения перспектив дальнейшей работы.

Виды уроков определяют на основе различий применяемых методов и простых форм. Так, если на уроке много времени отводится беседе, то это будет урок-беседа, если лекции — урок-лекция. Наиболее распространенные виды уроков — урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-экскурсия, киноурок, телеурок.

В производственном обучении в качестве основной формы используется урок производственного обучения. Различают следующие типы уроков производственного обучения: вводный урок, урок упражнений в трудовых операциях и приемах, урок выполнения комплексных работ, контрольно-проверочный урок. Все большее распространение получают нестандартные уроки: бинарные, ролевые игры, конкурсы и т.д.

Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, из которых одни развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Достоинствами урока являются его экономичность, четкие временные рамки, гибкость, возможность поглощать другие формы организации обучения (урок-лекция, урок-экскурсия и т.д.). В то же время урок несовершенен и имеет серьезные недостатки: он жестко регламентирован во времени, отличается консервативной структурой, осложняет реализацию индивидуального подхода к учащимся.

В ходе урока решается целый комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач:

· формирование знаний, умений и навыков, составляющих содержание общего и профессионального образования;

· формирование отношения к самым различным сторонам жизни (обществу, труду, профессии, природе и т.д.), в результате чего развивается личностный потенциал учащихся; развитие задатков, интересов, т.е. психологических качеств учащихся.

Структура современного урока достаточна подвижна. Каждый урок имеет свою внутреннюю логику, которая определяется целью урока. Основными этапами внутренней логики урока являются предъявление новой информации, прямое или вариативное применение учащимися этой информации, самостоятельное творческое решение учащимися проблем, построенных на основе усвоенных знаний и умений.

На всех этапах урока обязательна организация эмоционального воздействия на учащихся — посредством содержания обучения — личностных проявлений учителя, которые направляют внимание учащихся на программируемые ценности процесса обучения.

Значимым признаком технологии урока является актуализация прежде изученного содержания (включение старого содержания в контекст нового, задания на воспроизведение изученного с разной степенью преобразования).

Новое знание в технологии современного урока может быть предложено в виде рассказа учителя, его беседы с классом, демонстрации способа деятельности, разрешения познавательных проблемных ситуаций. Исходя из способов организации нового знания, уроки разделяются на объяснительно-иллюстративные и проблемные.

Непременным технологическим элементом урока является закрепление основных идей или действий (умений), предусмотренных содержанием урока.

Следующий важный технологический элемент современного урока — систематический контроль учителя за качеством усвоения знаний, уровнем освоения познавательных и практических умений и навыков учащихся.

Технологически урок требует наличия у учащихся единого учебника, учебных и наглядных пособий, общих для всех учащихся домашних заданий.

Урок имеет фиксированные временные рамки. Жесткий лимит времени строго регламентирует объем учебного содержания на уроке, количество учебных заданий и длительность самостоятельной работы учащихся.

При традиционной «урочной технологии» школьники изучают в течение дня от четырех до шести разных предметов, информация дробится на мелкие порции. Выполняя домашнюю работу, школьники готовятся к урокам на следующий день нередко уже по другим предметам — так установлено расписанием. Психологические исследования доказывают, что такая организация восприятия и запоминания информации неэффективна, является одной из главных причин низкой успеваемости учащихся, перегрузки и потери интереса к учебе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: