Роль медиа в современном обществе




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет »

 

Физико-математический факультет

Кафедра математики и методики преподавания математики

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИКТ И МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ПОТРЕБИТЕЛИ МАСС-МЕДИА

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: Математика и Физика

Форма обучения: очная

  Выполнил обучающийся: Чернова Анастасия Геннадьевна 1 курс, группа ОБ – МФ – 11
  Руководитель: Халиуллина Маргарита Сагиндыковна

Оренбург, 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 3

1.1 Что такое масс-медиа. 3

1.2 Роль медиа в современном обществе. 5

2 МАСС-МЕДИА КАК ТОВАР. 6

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.. 8


 

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Что такое масс-медиа

Масс медиа – это средства массовой информации. Техническо-организационный комплекс, при помощи которого возможной становится централизованное распространение и передача визуальной, словесной, звуковой информации. Сюда традиционно включают газеты, журналы, кино, радио, телевидение, популярную литературу и музыку, а в последние пару десятилетий и новые электронные медиа, в том числе Интернет. Средства массовой информации в настоящее время рассматривают уже не только как информирующие средства, но и как формирующие общественное мнение и развлекающие. При помощи развития обратной связи возможным становится влияние на средства массовой информации или выражение собственного мнения со стороны слушателей, читателей, зрителей.

СМИ или масс-медиа, – общее обозначение всех форм коммуникации, ориентированных на массовые аудитории. Обычно историю медиа-исследований подразделяют на три основных этапа.

Первый этап начинается с XX в. и длится примерно до Второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о поистине безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль в формировании подобных взглядов сыграли пропагандистские успехи держав Антанты в Первой мировой войне, проанализированные американцем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне» (1927) [3]. Нередко превосходящее по результативности прямое силовое давление, пропаганда для него в определенном смысле тождественна демократии, ибо только на основе пропагандистского убеждения, демократия может добиваться поддержки масс, не прибегая к насилию, последствия которого часто разрушительны для общества.

Второй этап ограничивают периодом с 1940 г. до начала 70-х гг. На этом этапе социологи больше полагаются на результаты эмпирических исследований, прежде всего поведения избирателей и потребительского выбора. Именно в этот период возникает понятие «сопротивляющаяся аудитория», а разработанные теоретические представления о воздействии СМИ получают общее наименование «концепции ограниченного воздействия» [3]. Другим существенным достижением этого периода явилась так называемая двухступенчатая концепция реализации массовой информации. Идея заключается в том, что первоначально содержание сообщений СМИ воспринимается наиболее активными, затем они транслируют эти содержания, изменяя их, менее социально активным индивидам, не соприкасающимся с медиа напрямую.

Третий этап медиа-исследований, начало которого приходится приблизительно на 70-е гг. прошлого столетия, характерен отказом от господствовавшей ранее структурно-функционалистской теории и переходом к самостоятельным методам изучения новых тенденций [3].


 

Роль медиа в современном обществе

Рассматривая роль массовых коммуникаций и их влияние, отмечают, что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Масс-медиа обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации, выступая при этом субъектом и одновременно объектом политической, экономической, социальной, культурной и других сфер жизнедеятельности человека.

В сущности, масс-медиа является связующим звеном в прохождении информации от органов государственной власти к гражданскому обществу. При этом субъектам информационной деятельности предоставляется возможность оказывать управляющее воздействие на массовое сознание. Коммуникативная функция обеспечивает поле взаимодействия субъектов массовой коммуникации [4].

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.

Масс-медиа предлагают обществу образы социальных взаимодействий и институтов, которые, будучи ежедневно воспроизводимыми, во многом определяют, что в обществе считается нормальным, а что девиантным [4].

В рамках интегрирующей функции массовая коммуникация объединяет различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду.


 

МАСС-МЕДИА КАК ТОВАР

Потребительское поведение на информационном рынке связано с появлением новых СМИ. Средства массовой информации представляют собой разновидность производства и включают в себя все элементы этого процесса: цель производства, факторы производства, его результативность, продукцию и потребителей. Для конечных потребителей обобщающее название интересующего их товара – информация. Если она составляет редакционное содержание – это информация журналистская, если информация располагается на оплаченном рекламодателем месте – информация рекламная [1]. В первом случае потребителями являются читатели, телезрители или радиослушатели, для которых и производится конечный продукт. Во втором случае потребителями масс-медиа являются рекламодатели. Большинство СМИ существует для потребителей социальной информации (кроме специализированных рекламных изданий), поэтому наибольший интерес представляет журналистская информация.

Журналистскую информацию можно классифицировать по нескольким признакам. Так, по содержательному признаку разумно выделить политическую, правовую, социальную и деловую информацию. Виды журналистской информации как товара зависят от того, каким образом классифицируется то или иное средство массовой информации, в котором эта информация представлена.

Рекламно-коммерческая (обслуживает оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, а также сферу услуг). Различают следующие потребности в рекламе у потребителей: первичные, связанные с получением необходимой информации о товарах и услугах, способах потребления, имидже производителя; вторичные, утверждающие правдивость, достоверность, безопасность [1]. Потребители в определенной мере служат рекламе и часто поддерживают ее. При этом действия потребителей могут быть сознательными или неосознанными. Сознательное распространение рекламы наблюдается в том случае, когда потребитель позитивно настроен к рекламе и сознательно передает ее. Несознательно распространять рекламное сообщение потребитель может двумя способами: механически, когда другой потребитель получает в беседе рекламную информацию, отражающую собственный жизненный опыт и взгляд на товар; коммуникацией без слов, т. е. своим видом, жестом, мимикой передает окружающим элементы рекламного сообщения.


 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Масс-медиа как товар: [сайт]. URL: https://studopedia.su/9_3562_lektsiya--massmedia-kak-tovar.html (дата обращения: 14.05.2020).

2. Масс-медиа: [сайт]. URL: https://biznes-prost.ru/mass-media.html (дата обращения: 14.05.2020).

3. Современные масс-медиа. Степень доверия потребителей: [сайт]. URL: https://revolution.allbest.ru/journalism/00915013_0.html (дата обращения: 14.05.2020).

4. Функции масс-медиа в современном обществе: [сайт]. URL: https://vuzlit.ru/105545/funktsii_massmedia_v_sovremennom_obschestve (дата обращения: 14.05.2020).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: