Характеристика форм организации внеурочной деятельности




Практическая работа

«Сравнительная характеристика различных форм организации внеурочной деятельности»

Цель работы: характеристика различных форм организации внеурочной деятельности.

 

В результате выполнения практической работы обучающийся должен уметь:

– анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

Требования к теоретической готовности обучающегося к выполнению практической работы:

Для выполнения практической работы обучающийся должен знать:

– формы организации внеурочной деятельности;

Задание практической работы:

1. Заполните сравнительную таблицу «Формы организации внеурочной деятельности».

Алгоритм выполнения:

1. Внимательно познакомьтесь с текстом Приложения 4.

2. Определите основные формы внеурочной деятельности, представленные в тексте.

3. Дайте определение каждой форме внеурочной деятельности.

4. Выделите характерные черты каждой формы внеурочной деятельности.

5. Определите преимущества каждой формы внеурочной деятельности.

6. Оформите в таблицу. (См. Бланки для оформления результатов работы)

7. Сделайте вывод об отличительных особенностях данных форм внеурочной деятельности.

Бланки для оформления результатов работы:

Сравнительная характеристика различных форм организации внеурочной деятельности.

Форма внеурочной деятельности Определение Характерные черты Преимущества
       

Критерии оценки

Критерии оценки Баллы
1. Структура работы соответствует требованиям  
2. Верно определены характеристики основных форм внеурочной деятельности  
3. Таблица заполнена в логической последовательности  
4. В ответах нет дословного повторения текста (переписывания текста источника)  
5. Сделан вывод по результатам анализа  
6. Материал в таблице изложен грамотно  
  ИТОГО  
«отлично» - 6 баллов «хорошо» - 5 баллов «удовлетворительно» -4 балла

 

Приложение 4

Характеристика форм организации внеурочной деятельности

Кружок – объединение учащихся с общими интересами, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера; наиболее приемлемая и распространенная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Отличительные признаки:

1. Направленность на решение предметно-практических задач.

2. Создается на основе общих интересов и потребностей участников в какой-либо узконаправленной, прикладной сфере деятельности.

3. Функции: углубление, компенсация предметных знаний; приобщение к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; адаптация и самоопределение в заинтересовавшей сфере занятости; организация досуга и отдыха.

4. Занятия проводятся по специально разработанной педагогом программе с активным использованием занимательных, игровых исследовательских видов деятельности.

5. Состав участников: одно- или разновозрастной. Может создаваться на базе одного класса или нескольких классов одной возрастной группы на добровольной основе. Как правило, имеет более узкий состав членов по сравнению с клубным объединением.

6. Обучение ведется одним педагогом, характер прямого руководства более выражен, чем при клубной форме занятий.

7. Успех работы в значительной степени зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя.

8. Результаты работы за учебный год выражаются в коллективных, внешне эффектных формах: выставках, итоговых праздниках, показательных смотрах, дискуссиях, устных журналах и т.д.

Клуб - объединение учащихся по интересам профильной (клуб знатоков математики), непрофильной (клуб почемучек) или многопрофильной (клуб юных краеведов) направленности, основанное на коллективной творческой самодеятельности детей и взрослых через общие дела и стремление к общению.

Отличительные признаки:

1. Наличие:

- названия клуба, внешней атрибутики и символики (девиз, эмблема, знаки отличия, элементы формы и пр.);

- органов детского самоуправления (соуправления детей и взрослых);

- устава клуба (его упрощенного варианта), определяющего цели, содержание, порядок деятельности, права и обязанности членов объединения;

- традиций и ритуалов, их поддержка и развитие.

2. Гибкость и богатство выбора тематики содержания и форм проведения конкретных занятий, широта привлекаемой информации на основе инициативы участников.

3. Совместная деятельность в непосредственном контакте участников, возможность привлечения учащихся разного возраста, приглашения

интересных людей.

4. Отказ от массовости состава, стремление к более качественному результату деятельности на основе общих интересов и устремлений.

5. Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей культуры общения, рефлексии.

Студия (от лат. studium-место занятий) - добровольное объединение клубного типа, в котором учащиеся занимаются искусством и творчеством (студия танца, студия флористики, вокальная студия, студия декоративно-прикладного творчества, театральная студия, фотостудия и др.). Близкое толкование: студия (итал. studio - усердно работаю, занимаюсь) – творческий коллектив, сочетающий в своей деятельности учебные и творческие задачи.

Отличительные признаки:

1. Предметное содержание деятельности связано с определенным видом искусства или творчества (изобразительное, вокальное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

2. Интеграция учебного и творческого процесса, которые способствуют более эффективному развитию индивидуальности учащихся.

3. Основное назначение - формирование творческих задатков и способностей учащихся, поддержка творческой одаренности, активизация индивидуального саморазвития и социально- культурное становление участников.

4. Основа каждого занятия – деятельность с высокой степенью творческой активности участников.

5. Характерен особый эмоциональный характер межличностных отношений, основанный на общности ценностно-смысловой сферы, развиваемой в совместной деятельности.

6. Процесс и результаты творческого роста участников сопровождаются демонстрацией детских достижений.

7. Комплектование контингента студии может быть связано со специальными условиями набора на основе предварительного выявления задатков и склонностей детей.

8. Как правило, проведение студийных занятий требует специально обустроенного и подготовленного постоянного места, создания особого предметно-вещного пространства.

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью, где учитель - Мастер создает условия для восхождения своих учеников (последователей) к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Отличительные признаки:

1. Принадлежность содержания деятельности к определенному виду творчества, ремесла, искусства или прикладного знания.

2. Создание условий для творческой продуктивной деятельности ребёнка, направленных на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.

3. Основой работы в мастерской является творческая деятельность каждого, а результатом – создание некого индивидуального или коллективного продукта, а также овладение специальными технологиями, сопровождающими этот процесс.

4. Мастер – не является наставником-резонером, новое знание разворачивается по формуле: «спрос рождает предложение», происходит обмен мнениями, идеями, творческими находками между участниками мастерской.

5. Особая атмосфера общения, сотрудничества и сотворчества, эмоционального комфорта, творческого поиска, основанных на взаимоуважении Мастера и подмастерьев, признании самоценности и уникальности каждого ученика.

6. Обеспечение публичности и социальной оценки продуктов детского творчества через презентации, вернисажи, школьные СМИ, ярмарки, смотры-конкурсы и т.д.

7. Наличие собственного помещения для мастерской – пространства для продуктивных и социально полезных практик.

Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.).

Отличительные признаки:

1. Спортивно - оздоровительная специализация (шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики).

2. Обусловленность содержания деятельности определенным видом физической культуры.

3. Особая методика проведения каждого отдельного занятия - тренировки (щадящий режим физических нагрузок, чередование отдыха с физическими упражнениями, опора на достигнутые результаты).

4. Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Не менее важный результат – позитивное влияние секции на формирование здорового образа жизни, развитие волевых качеств учащихся.

5. При комплектовании группы возможно применение тестов, выявляющих уровень физической подготовки для занятия избранным видом физической культуры (спорта).

6. Требуется наличие материально-технических условий и оснащение необходимым спортивным инвентарем и реквизитом.

7. Коллективные и индивидуальные достижения фиксируются в промежуточных и итоговых соревнованиях, состязаниях, показательных выступлениях.

Видовое разнообразие организационных форм внеурочной деятельности с их отличительными характеристиками массовому учителю также предстоит еще освоить, чтобы избежать часто встречающегося в школьной практике прямого несоответствия между названием заявленной формы и ее «жанровыми» особенностями.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: