Глава 1. Теория развития финансовой системы государства




Южно-Уральский Институт Управления и Экономики

Кафедра “Экономики, финансов и бухгалтерского учета”

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Экономическая теория”

На тему “Развитие финансовой системы государства”

 

 

Группа ЭБ-108

Студент М.А. Завьялов

Руководитель работы

Р.И. Гарипов

 

 

Челябинск

План курсовой работы
по теме: ”Развитие финансовой системы государства”

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория развития финансовой системы государства…………………5
1.1 Понятие финансовая система государства………………………………5
1.2 Функции финансовой системы государства……………………………11
1.3 Структура финансовой системы государства…………………………13
Глава 2. Анализ статистических данных………………………………………16
2.1 Финансы властных структур………………………………………………16
2.2 Финансы субъектов государства………………………………………….18
2.3 Финансы предприятий……………………………………………………..21
Глава 3. Рекомендации…………………………………………………………25
3.1 Недостатки современной финансовой системы…………………………25
3.2 Проблемы финансовой системы России….……………………………..32
3.3 Рекомендации по решению проблем………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………..42

 


 

Введение

Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.

Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Например государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

В системе финансовых отношений государства немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играют налоги. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику и в области регулирования бюджета.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов. Влияние государственных расходов на совокупный спрос аналогично влиянию инвестиций. И подобно инвестициям государственные расходы обладают мультипликационным эффектом.

В основе бюджетной политики государства могут лежать различные теоретические концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция, в основе которой лежит идея функциональных финансов.

 

 

Глава 1. Теория развития финансовой системы государства

1.1 Понятие финансовая система государства

Понятие финансовой системы является раскрытием более общего определения «финансы».

Финансы – являются исторической категорией. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства. В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилось. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы – это экономические отношения, связанные с образованием, распределением использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, признанных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой – из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена – государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производственных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет – основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общественные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты – налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70% до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие эко­номической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Ита­лия, ФРГ, Австрия) - процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в частности финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь, частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.

С учетом выше изложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.


 

1.2 Функции финансовой системы государства

Функции финансовой системы - существует целый ряд причин, исходя из которых в разных странах финансовые институты существенно отличаются друг от друга. В их число входят уровень доступности и сложности технологии и различные размеры, а еще отличие в историческом и культурном, политическом развитии определенного государства. Функции финансовой системы кроме того трансформируются в течении определенного времени, т.е. подлежат изменению. Изменяться функции в финансовых институтах могут значительно и расширяться несмотря на то, что учреждение как имело свое раньше название так и имеет сейчас. Сегодня современные банки США которые существуют, уже значительно отличаются от банков которые были во второй половине XX века, название то может их и осталось прежним, а вот смысл поменялся значительно, т.е. функции самой системы изменились, они отличаются еще от институтов которые называются банками в Германии и Великобритании.

 

Функции финансовой системы:

• У финансовой системы функции имеют более устойчивую характеристику, чем ее институты. Это значит что проходит определенное время и функции значительно изменяются, причем это соотносится как страна к стране.

• Из функций системы логически вытекает форма финансовых институтов. К повышению эффективности функционирования финансовой системы приводят инновации институтов в технологической деятельности.

• Главной функцией финансовой системы заключается правильное и выгодное распределение ресурсов для производства на предприятии, если проводить более обширный анализ, то можно говорит уже о нескольких ключевых функциях этой системы.

• реализация способов для перемещения экономических ресурсов во времени, из одних частей экономики в другие через границы стран.

• Управление риском обеспечение различными способами.

• Обеспечение торговли, клиринга.

• Объединение финансовых ресурсов построение механизма для этого и в различных предприятиях разделение имущества.

• Еще одна функция финансовой системы это снабжение ценовой информацией, которая позволяет контролировать различные финансовые решения в области экономики.

• Реализация способов для устранения проблемы финансового стимулирования. В основном такие проблемы появляются, когда один из участников сделки знает информацию, которую не знает больше никто, в основном такой информацией владеют специальные агенты (комиссионеры) которые представляются от другого имени.

Все что выше перечислено, являются основными функциями финансовой системы и описывается смысл этих функций.

 


 

1.3 Структура финансовой системы государства

Структура финансовой системы - это совокупность звеньев, блоков, финансовых отношений и под звеньев.

Структура финансовой системы состоит из трех крупных блоков:

• финансы государственные;

• местные финансы;

• физических и финансы юридических лиц.

Государственные финансы означают экономические отношения по использованию централизованных фондов денежных средств и формированию, нужных для реализации выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственные внебюджетные фонды и государственный бюджет. По месту, осуществляемому в структуре финансовой системе государства, государственный бюджет обуславливает собой основной финансовый план государства на определенный финансовый год, имеющий силу закона. По своему содержанию материальному государственный бюджет — это фонд денежных средств (централизованный) государства. По социально-экономической сущности он реализует собой основной инструмент перераспределения ВНП, национального дохода государства и распределения.

Государственный бюджет реализует следующие функции:

• парораспределительную;

• регулирующую;

•стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование в первую очередь, бюджетных средств и эффективное использование всех экономических ресурсов);

•контрольную (через госбюджет реализуется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на бюджеты субъектов государства и федеральный бюджет.

Федеральный бюджет — это республиканский бюджет государства. Бюджеты субъектов страны включают бюджеты автономных областей и округов, республиканские бюджеты республик в составе страны, бюджеты столиц, областные бюджеты. Местное самоуправление отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты — это окружные, районные бюджеты, городские, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Структура финансовой системы - государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения денежных средств и аккумуляции, используемых для дополнительного финансирования территориальных нужд и удовлетворения социальных потребностей. Внебюджетные фонды создаются на территориальном уровнях и имеют целевое назначение и федеральных уровнях. Внебюджетные фонды включают в себя Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения,Фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию использованию денежных фондов организаций и предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы некоммерческих организаций и финансы коммерческих. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы других физических лиц и предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица.

Структура финансовой системы — это не просто сумма звеньев и под звеньев, блоков. Это действительно система, которая представляет собой единственное целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами отношений и экономических связей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: