Ранние концепции психического развития Ст.Холл А Гезелл К Бюлер В Штерн




Понятие психологии развития.

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, ана­лизируя различные подходы, различные стороны становления психики

Возрастная психология - это раздел психологии, в которой изу­чаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности про­цесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности.

Предмет психологии развития

Психология развития имеет тесные междисциплинарные связи с рядом наук:

1) генетикой, анатомией и физиологией развития; данные науки важны для психологии развития, так как помогают осветить особенности пренатального развития, физического и моторного (двигательного) развития. Особый интерес представляет развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез;

2) этологией (занимается сравнительным изучением поведения среди животных); она показывает биологические корни поведения.

3) культурной антропологией и этнологией, которые изучают надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании.

4) социологией и социальными дисциплинами

5) психологические дисциплины: общая психология позволяет лучше понять психические процессы познания, эмоций, мотивации и т. п.; педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, обучение и воспитание;

 

2. Понятие «развитие». Предпосылки, источники, условия и движущие силы психического развития

Развитие.

Основные формы развития - филогенез и онтогенез.

Филогенез - процесс развития биологических структур в ходе био­логической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез - процесс индивидуального развития человека.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Выделяют следующие области:

· психофизическая - внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств и т.д.) изменения организма че­ловека;

· психосоциальная - изменения в эмоционально-волевой и лич­ностной сферах;

· когнитивная - познавательное развитие, развитие всех позна­вательных процессов и способностей.

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития

Предпосылками развития принято называть предварительные условия развития психики.

Предпосылки психического развития делятся на:

естественные (биологические, природные) - строение организма, его функции, его созревание - необходимы для психического развития;

культурные (социальные, общественный опыт) - источник психического развития, из него ребенок через посредника (взрослого) получает материал для формирования психических качеств и свойств личности

К предпосылкам относят: среду, наследственность, активность.

Наследственность - это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факторы: свёрнутость инстинктивной деятельности индивида; длительность детства; беспомощность новорождённого и младенца, к-ая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития.

Среда – это окружающий чел-ка общественные, материальные, духовные условия его существования. Исследователи отмечают, что ребенок –это биологическое существо, но благодаря воздействию соц среды, он становится чел-ком. В то же время вклад каждого из факторов процесса психического развития до сих пор не определён, ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований наследственностью и средой оказывается различной.

Активность – это деятельное состояние организма, как условия его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источники активности и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает само движение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. При этом активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение - к определённой цели требует преодоления сопротивления среды. Таким образом, активность –это системообразующий фактор наследственности и среды.

К условиям развития относят предметы материальной и духовной культуры, определяемые культурным развитием и исторически обусловленными реальностями существования человека (предметный мир, знаковые сист, соц пространство и окр природа).

К движущим силам психического развитияотносят противоречия, возникающие практически на каждом возрастном этапе между потребностями и возможностями; образом жизни и возможностями. Противоречия всегда разрешаются, когда удовлетворяется потребность и возникает новый более высокий уровень психического развития, неудовлетворённая потребность – тормозит развитие. Соответственно, движущей силой и показателем адекватного протекания психич развития является психическое и психологическое здоровье, соответствующее критериям возрастного развития.

Закономерности психического развития - это общие или частные законы развития, опираясь на которые можно не только представить психическое развитие, но и управлять им:

возрастные кризисы - непродолжительный период онтогенеза, характеризуется резкими психическими изменениями;

новообразования - качество и свойство личности, возникающее на новом возрастном этапе;

ведущий вид деятельности - тот, который на данном возрастном этапе обуславливает важнейшие изменения в психике человека.

Отличительной чертой закономерностей психического развития являются: относительная обратимость изменений; направленность изменений (надстраиваются над старыми); воспроизводимость однотипных изменений, их закономерный характер.

 

3. Понятие «возраст» в психологии. Возрастные кризисы

Возраст (хронологический, психологический, социальный, био­логический).

· Хронологический возраст - это время отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни.

· Психологический возраст - это те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.

· Социальный возраст - за основу взяты те социальные измене­ния, которые происходят в психике взрослых. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и соци­альной структуры Биологический возраст - это те генетические, физиологиче­ские, морфологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости установлены определенные возрастные нормативы.

 

· Кризис одного года:

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

· развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве, основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

· появление первого слова: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название, увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.

· У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.). В младенческом возрасте «...автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».

· Кризис трех лет:

Характеристики кризиса трех лет:

• Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие,которое он отказывается выполнять,а на требование или просьбу взрослого)

• Упрямство (реакция ребенка,который настаивает на чем-то не потому,что ему этого очень хочется,а потому,что он требует,чтобы с его мнением считались)

• Строптивость (направлена не против конкретного взрослого,а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений,против принятых в семье норм воспитания,против навязывания образа жизни)

• Своеволие,своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности:ребенок хочет все делать и решать сам)

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу».

· Кризис семи лет:

Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции»,которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с игрой,— менее важным.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

· Кризис юности:

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

· Кризис 30лет:

Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми. Кризис 30лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. Смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву.

Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е.когда цель была поставлена неверно.

· Кризис 40лет:

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Главные проблемы кризиса среднего возраста:убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность. Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе.

 

4. Проблема обучения и развития. Соотношение обучения и развития по представлениям Пиаже и Выготского

 

Проблема соотношения обучения и развития - одна из центральных тем психологии развития.

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

1. обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение - чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.;

2. обучение и развитие - это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект, а объект обучения;

3. обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение - не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение - движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения - создание возможности овладения собственным поведением.

Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае «идет в хвосте развития», оно как бы надстраивается над созреванием.

Таким образом, первая теория имеет своим основным положением идею о независимости детского развития от процессов обучения. Согласно этой теории, развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. По мнению Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения. Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека. «Развитие создает возможности - обучение их реализует». Обучение - это лишь внешние условия созревания, детского развития. Оно рассматривается как «чисто внешний процесс, который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвующий активно в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и изменяющий его направление».

Некоторая часть современных отечественных и зарубежных детских психологов и педагогов придерживаются позиций данной теории, которые так ярко и однозначно описал Л.С. Выготский. Многие полагают, что за такими позициями стоит сама педагогическая жизнь, многолетняя устоявшаяся практика образования, ведь этой психологический теории соответствует знаменитый дидактический принцип - принцип доступности (согласно ему, как известно, ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он «может понять», для чего у него уже созрели определенные познавательные способности). Первая теория, естественно, не признает развивающего обучения, - это теоретическое обоснование практики образования в принципе исключает какие-либо возможности проявления такого обучения.

Согласно второй точке зрения, обучение и развитие - тождественны. Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом нет разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.

Таким образом, вторая теория, согласно Л.С. Выготскому, придерживается той точки зрения, что обучение и есть развитие, что первое полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (при этом развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек) [1, c. 282].

Естественно, что по этой теории любое обучение - развивающее, поскольку обучение детей, например, каким-либо математическим знаниям может приводить к развитию у них ценных интеллектуальных привычек. Нужно иметь в виду, что учителя и методисты, опирающиеся в своей работе по преимуществу на практической опыт, могут быть сторонниками именно такой теории, не требующей проведения достаточно сложных процедур по различению процессов «обучения» и процессов «развития» (а они порой действительно трудно различимы).

 

5. Периодизации психического развития в зарубежной психологии

 

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом.

Существуют периодизации по одному внешнему критерию, но связанному с процессом психического развития ребенка. Примером такой периодизации может являться периодизация Рене Заззо на основе ступеней системы воспитания и обучения детей. В данной периодизации выделены следующие стадии развития:

- стадия раннего детства (до 3 лет), ее основное содержание – воспитание в семье;

- стадия дошкольного возраста (3-6 лет), ее основное содержание – воспитание в семье или дошкольном учреждении;

- стадия начального школьного образования (6-12 лет), ее основное содержание – приобретение основных интеллектуальных навыков в начальной школе;

- стадия обучения в средней школе (12-16 лет), ее содержание – получение общего образования;

- после 16 лет – стадия высшего или университетского образования.

3игмунд Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. Психосексуальное развитие по Фрейду состоит из:

1) оральной (младенчество) – 0-1 год. Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела.

2) анальной (раннее детство) – 1-3 года. Приучение к туалету (самоконтроль).

3) фаллической (дошкольное детство) – 3-5. Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания.

4) латентной (младший школьный возраст) – 5-12. Расширение социальных контактов со сверстниками.

5) генитальной (подростковый и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12-18 лет. Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

Становление личности в концепции Эрика Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми.

1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Жан Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения.

- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.

- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Ранние концепции психического развития Ст.Холл А Гезелл К Бюлер В Штерн

Название теории Основные положения теории, понятие развития, факторы и условия развития Основные переодизации Переодизация Примечания  
Г.С. Холл (1844 - 1924) Труд «Юность» - первая в истории психологии монография, посвященная психическому развитию в подростковом и раннем юношеском возрасте. В объяснении психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Формирование детской психики трактовалось им как фатальный переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим.     Он считал, что детям следует предоставить возможность беспрепятственно проходить «примитивные» стадии своего развития. Холл был также основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов  
        Сходство предметов допускает использование однотипных (автоматизированных) действий с ними, а их различия вызывают нарушение привычного хода действий и ведут за собой особую (ориентировочную) реакцию.  
        Он был одним из немногих ученых рубежа XIX-XX веков, кто считал необходимым исследовать не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также считал необходимым изучать личность не изолированно от общественного процесса, но внутри него.  
У.Л. Штерн (1871 -- 1938) Персоналистическая психология. В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личн. и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личн. и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции.     Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде. Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма.  
К.Л. Бюлер (1879-1963) Теория речевого такта. К. Бюлер выделял три составляющих речевого акта: «отправителя», «получателя», «предметы и ситуации» и соотносил их с определёнными функциями языка (в скобках приводятся названия функций по Р. О. Якобсону, см. след. абзац): экспрессии (эмотивная, «сосредоточенная на адресанте»), апелляции (конативная, ориентирующаяся на адресата) и репрезентации (референтивная, сообщение о действительности). Три основных стадии психического развития. 1.Инстинкт. 2.Дрессура (образование условных рефлексов). 3.Интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации). Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал со-роль именно в формировании эмоций. Он вводит понятие функционального удовольствия, объясняя, что в игре нет продукта не потому, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а потому, что игра и не нуждается в продукте, ее цель сам процесс игровой деятельности (игра, по его мнению, находится на стадии дрессуры). Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации.  
А.Л.Геззел (1880-1961) - Американский психолог. В центре научных интересов - природа младенчества и раннего детства. Развивал идеи биологизаторского подхода в психологии, поскольку возрастные изменения детей объяснял наследственным фактором. Солидарен с положением о том, что ребенок в первые годы жизни как бы повторяет историю развития человеческого рода. В то же время детство - это и продукт эволюции. У человека в сравнении с животными детство самое длинное и качественно иное. Функция психики - адаптация к среде. Главную роль в развитии психики играет созревание нервной системы. Показатель развития - его темп. Закон развития: снижение темпа развития с возрастом, на начальных этапах развития темп максимальный, на конечных - минимальный. Темп развития. 0-1 год - темп развития максимальный 1-3 года - темп средний. 3-18 лет - темп низкий. Положил начало нормативного подхода в психологии, ориентированного на описание достижений ребенка в процессе развития, на построение норм развития. Ввел в детскую психологию лонгитюдный метод исследования. Одним из первых использовал метод близнецов. Вместе с тем, ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, Отожествление развития и роста.  

Рекапитуляция – Стенли Холл – онтогенез повторяет филогенез.

1 стадия: от рожд до 5 лет – рытье и копание

2 стадия: от 5 до 8 лет – охота и захват (дети боятся чужих, агрессия, стремление делать некторые вещи тайком)

3 стадия: от 8 до 11 – пастушачья (стремление иметь свой уголок)

4 стадия: от 11 до 15 – земледельческая (интерес к природе, погоде,наблюдению)

5 стадия: от 14 до 20 – промышленность и торговля (роль денег)

Арнольд Гезелл – ам. Психолог, работал в психоклинике, разработал парктическую систему диагностики психического развития от рождения до юношеского возраста. Она базировалась на систематических исследованиях (норма - паталогия).

Л. Термен. Создал новый тест для измерения умственных способностей. Коэффециент интеллекта, сохраняющийся на всю жизнь. Исследовал зависимость IQот пола, возраста, порядка рождения, расы, социального и экономического статуса, от образования родителей и т д.

Лонгитюдиальное исследование в течение 15 лет (при участии 1500 человек).

Гений ассоциируется с лучшим здоровьем более высокой умственной способностью, более высоким уровнем достижения.

Карл Бюллер – нем. Психолог.

Теория 3х ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект.

 

 

7. Периодизация психосексуального развития З. Фрейда

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус.

Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы.

Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

 

Периодизация возрастного (психосексуального) развития (по з. Фрейду)

Стадии развития Эрогенные зоны проявления либидо Возрастные задачи стадии Качества, формирующиеся при позитивном варианте развития Качества, формирующиеся при негативном варианте развития
Оральная (от рождения до 1 года) Губы и ротовая полость Возникновение чувства зависимости. Становление различения внутреннего и внешнего мира. Получение удовольствия от овладения знаниями или владения собственностью. Доверчивый человек – фиксирован на оральном инкорпоративном типе личности. Оральная агрессия – сарказм, словесная агрессия и любовь к спорам. Курение, грызение ногтей, переедание, жадность.
Анальная (1-3 года) Анальная область тела Обучение регуляции инстинктивных импульсов – формирование «Супер-Эго» Креативность и продуктивность. Аккуратность, опрятность, бережливость, упрямство. Все виды несдержанности: жестокость, беспричинная деструктивность, своенравие, беспорядочность.
Фаллическая (3-5 лет) Область гениталий Идентификация ребенка с родителем того пола, приобщение к ценностям, ролям и установкам своего пола Самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Главная роль отводится инстанции «Эго». Усиленная агрессивность, властолюбие, хвастовство, зазнайство.
Латентный период (5-12 лет) Уменьшение в силе сексуальных влечений Переориентация либидо на социальную активность, освоение общечеловеческого опыта Становление интеллектуальных и социальных целей. Установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми. Асоциальное поведение. Стыд, отвращение, мораль для противостояния сексуальным желаниям.
Генитальная (12-18 лет) Область гениталий Становление ориентированного на реальность социализированного взрослого Формирование зрелой сексуальности, стремление к нормальному общению с представителями противоположного пола. Аскетизм, внутренние запреты, интеллектуализация. Гомосексуальность, нарциссизм.

 

8. Понимание психического развития в школе Жана Пиаже. Стадии развития мышления

Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия - проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Начиная, где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь, со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.

Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме. Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.

Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: