Основные направления развития психологических идей эпохи Возрождения




 

Период Возрождения наступает после средневековья и датируется XIV-XVI вв. Он характеризуется активизацией культурной и научной жизни (возрождение). Наиболее важной отличительной чертой эпохи Возрождения явилось возвращение к ценностям античности.

В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гуттенберг (1406 — 1468) изобрел первый печатный станок — началась эпоха книгопечатания. Первыми в печатную форму перевели философские трактаты античных авторов.

Восстановление античных памятников культуры, великие географические открытия, усложнение и совершенствование орудий труда, возникновение мануфактурного производства, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе, – все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно – и его представления о мире и о самом себе.

В центре внимания деятелей периода Возрождения — "земное царство человека", образ человека — творца собственной судьбы. Человек занимает достойное его место в системе общественных ценностей. Утверждается величие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире. Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества — принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценить человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию. Акцент делается не на происхождении, а на индивидуальных достоинствах человека.

В это время в определении человека происходит переход от понятия "индивид" к понятию "индивидуальность", в котором уже фиксируется оригинальность, уникальность и личностная неповторимость каждого индивида, его право на свободу индивидуального самоопределения.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественно-научного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии (Б. Телезио, П. Помпонацци).

 

Во главе эмпирико–натурфилософского направления в Италии стоял Бернардино Телезио (1509 — 1588), который создал в Неаполе Общество (Академию) естествоиспытателей (опытного изучения).

В концепции Телезио Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя и признавался его творцом. Создав природу, он дает ей возможность развиваться далее самостоятельно. Телезио считал, что познание действительности, свойств вещей должно опираться на ощущения, опыт.

Телезио рассматривал психическое (спиритус) как определенное состояние материи, а это значит, что ум, чувства и т.д. также подчиняются природному закону самосохранения. Эту же идею Телезио использовал при разработке теории аффектов: в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к самосохранению, в отрицательных — слабость. Он отстаивал взгляд на личность как на высшую ценность и, несмотря на свою естественно – научную ориентацию, считал, что одним движением материи не объяснить особого положения человека, которого отличает бессмертная душа, данная ему Богом.

 

Одна из главных проблем Пьетро Помпонацци — соотношение разума и веры: «Философствовать надо, исходя из естественных начал». Помпонацци считал, что разум неотделим от материи, мышление невозможно без органов чувств, ощущений, чувственных образов и представлений (т.е. мышление – телесный процесс). А душа индивида, включая интеллект смертна и уничтожается вместе с телом.

Принадлежность человека к божественному Помпонацци выводит из этических идей. Он говорит, что когда человеческая душа совершает дела, в которых сходится с духовными сущностями, она именуется божественной, превращается в Бога; когда же совершает поступки зверские, то обретает звериный вид. Таким образом, Помпонацци доказывает нравственность идеи смертности человека и обосновывает превосходство этой идеи над системой, опирающейся на страх загробных мучений и ожидание награды на небесах. Земная жизнь — благо. Земное счастье — достижимо, утверждает мыслитель, тем самым обращает внимание на личную ответственность человека.

 

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый — экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, — человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения — изображения. Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством. Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу.

Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически — познавательными, но и практическими задачами. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых. Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в.

Он стремился быть в обществе ученых — естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт — главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", — говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности». Опыт понимался им широко — это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.

Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь происходило в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) доказывал, что природа человека познается путем наблюдения и опыта, позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка.

Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530-1592), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод "исследования способностей к наукам" (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: