Лекция № 2 Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом




Понятие о деятельности.

Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности.

Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков.

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций:

1) предметообразующая функция, так как именно деятельность, точнее ее главный тип – трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда.

2) функция обобщения научных знаний, так как понятие деятельности является междисциплинарной категорией и изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.).

3) методическая функция, поскольку деятельность выступает не только основным предметом, но и своеобразным средством – методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей.

4) методологическая функция: деятельность характеризуется двумя сторонами – внешней и внутренней, объективной и субъективной.

Деятельность – это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения груда.

Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Деятельность человека — это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Она имеет ряд отличительных психологических черт.

1. Деятельность человека носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Если человек не осознает цели, то нельзя говорить и о деятельности в человеческом смысле слова. В этом случае имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности, импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями (как у животных).

2. Деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.

3. Деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Именно в процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Как показали исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления. Кроме того, исследования, выполненные А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими учеными, показали, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

2. Структура деятельност и.

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Цель — это то, ради чего действует человек, а мотив — это то, почему действует человек. У каждого есть на это какие-то свои собственные, побудительные причины, мотивы. Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов — ближайших, более отдаленных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели — это придает силы для преодоления препятствий. Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов.

Принято различать действие и движение. Действие — относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение — составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов — «взять», «переместить», «отпустить» в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы.

В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются. С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию.

К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения. С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловнорефлекторные) и приобретенные (условнорефлекторные).

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия. Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

• постановка цели (осознание конкретной задачи);

• планирование работы;

• выполнение, осуществление деятельности;

• проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

• подведение итогов деятельности и ее оценка.

3. Понятие о профессиональной деятельности.

Существуют различные классификации профессий, которые можно разделить на две группы:

1) на основании содержания труда в этих профессиях, характеристики объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям);

2) на основании характера требований к психике человека, то есть характеристики субъекта труда.

Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Так, по объекту труда различают профессии:

* человек — живая природа (агроном, садовод, животновод, биолог, биохимик и т.д.);

* человек — человек (врач, учитель, юрист и т.д.);

* человек — знаковая система (чертежник, редактор, программист, бухгалтер и т.д.);

* человек — техника (шахтер, столяр, строитель и т.д.);

* человек — художественный образ (артист, писатель и т.д.).

Все названные профессии могут различаться по целям: гностические (эксперт, ревизор и др.); преобразующие (токарь, учитель и др.); изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.).

Профессии могут различаться по средствам их осуществления:

‒ профессии ручного труда;

‒ профессии машинно-ручного труда;

‒ профессии, связанные с применением автоматизированных систем.

Профессии различаются по условиям:

‒ профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.);

‒ профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ);

‒ профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.);

‒ профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.);

‒ профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда.

Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификацией, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др.

Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход. Модуль профессии — это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективных характеристик типового элемента и психологических характеристик требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей. Модель специалиста — это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Различают модель работающего специалиста и модель подготовки специалиста, последняя исходит из предыдущей.

Модель специалиста включает в себя следующие компоненты:

‒ профессиограмму (описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста);

‒ профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста);

‒ квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты).


 

Лекция № 2 Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом

Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

Если рассматривать мотивацию в узком смысле слова, то можно сказать, что мотивация – это действия побуждающие человека к труду, которые направлены на достижение поставленных целей и результатов, реализацию своих интересов. В этом случае мотивация труда будет выступать в качестве так называемого толчка, который способствует работе человека и реализации потребностей каждого человека. На сегодняшний день выделяют два вида мотивации: положительный и отрицательный.

Под положительной мотиваци ей понимается стремление человека добиться успеха в той или иной трудовой деятельности. Как правило, в момент положительной мотивации человек осознано выполняет какую-либо трудовую деятельность, при этом у человека только положительные эмоции.

Отрицательная мотивация отличается от положительной тем, что для человека она звучит как наказание, как материально, так и нематериально, за малейшую ошибку в работе. В психологическом смысле для каждого человека осознание отрицательной мотивации всегда вызывает негативное впечатление. И как следствие этого выступает нежелание работать вообще и полностью поглощаться работой.

Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Сегодня теории мотивации разделяют на две категории.

1. Содержательные, которые определяют потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объемов и содержания работ.

2. Процессуальные, которые анализируют, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:

– побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности);

– направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности);

– регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу.

К таким побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности.

Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

Профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

Потребность в профессиональном труде – это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называю также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основе мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.

Важно различать мотивы и стимулы.

Стимулы – это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы, как внутренние побуждения.

От мотивов следует отличать мотивировки. Это указания человеком на причины своих профессиональных действий, которые могут не совпадать с настоящим мотивом. Таким образом, термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается как мотивирование. И те, и другие явления чаще всего не осознаются.

Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Заявить – не означает сделать.

Цель в профессиональной деятельности – это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целеобразование (порождение новых целей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата – «не перетрудиться», другие желают добиться наивысших результатов и т.д.

Говоря о профессиональном целеполагании, различают:

– сильное целеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое)

– слабое целеполагание (зависимое от внешних условий).

Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной деятельности. Смысл – это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя. Важно, чтобы человек обладал смыслотворчеством, умел находить все новые смыслы в своей работе. Если уровень смыслотворчества низкий, то может наблюдаться потеря смысла работы. Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести кадров.

В практической деятельности часто используются различные типологии мотивации работника. В качестве примера приведем типологию, представленную В.В. Травиным и В.А. Дятловым.

1. «Инструментально» мотивированный работник ориентирован на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он противник других форм поощрения, индифферентен к форме собственности и работодателю.

2. Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Его в значительной степени волнует содержание труда и характер работы. Для него типично развитое профессиональное достоинство.

3. «Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду – высокие идейные и человеческие ценности: построение социалистического общества, достижение равенства, социальной гармонии и т.д.

4. «Хозяйская мотивация основана на достижении и приумножении собственности, Богатства, материальных благ. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически неограниченны.

5. Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.

Существуют различные мотивационные теории, которые, по мнению М.Х. Мескона, можно разбить на две группы:

– содержательные (объясняющие поведение человека мотивами, основой которых являются те или иные потребности человека). К группе мотивационных теорий содержательного характера обычно относят теорию А. Маслоу, теорию Д. Мак Клелланда, двухфакторную модель Ф. Герцберга;

– процессуальные (устанавливающие тот или иной набор факторов, взаимодействующих между собой в психологическом процессе формирования мотивов поведения). В составе группы относят теорию ожиданий В. Врума и теорию справедливости, модель Портера-Лоулера.

Абрахам Маслоу считал, что мотивирующие потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. Он полагал, что, если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей.

В своей иерархии потребностей Маслоу выделяет пять уровней.

‒ Физиологические потребности, к которым относятся голод, жажда, сон и секс.

‒ Потребность в безопасности: эмоциональная и физическая безопасность.

‒ Потребность в любви, принадлежности к малой группе.

‒ Потребность в уважении, признании. Сюда относятся потребности во власти, достижениях, статусе.

‒ Потребность в самовыражении. В сущности, самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя и реальности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: