Эссе на тему
«Измерение и разнообразие демократии»
ВВЕДЕНИЕ
На словах все сегодня – за демократию, широкие политические и гражданские права и свободы. Практически невозможно представить себе адекватного публичного политика или государственного деятеля, который заявил бы, что диктатура лучше. Демократия стала общепринятым нормативным принципом, своего рода «духом времени». Легитимизация власти происходит повсеместно в демократических – если не по содержанию, то уж по виду –формах. Даже там, где демократические процедуры лишь фасад, за которым власть реально осуществляется совсем по-другому.
С большим трудом сегодня можно найти официально действующую конституцию, в которой не признавались бы выборы, многопартийность, независимость ветвей власти, гражданские свободы и прочие демократические атрибуты.
Способы измерения демократии.
В сравнительной политологии накоплен богатый арсенал методологических подходов к проблеме измерения демократии. Все эти подходы можно классифицировать по трём основным методам.
Институциональное измерение демократии фиксирует развитие демократических институтов власти.
Процессуальное измерение демократии фиксирует развитие избирательного процесса и его условий.
Субстанциальное измерение демократии фиксирует соблюдение прав человека
В качестве конкретного примера, иллюстрирующего технологию измерения демократии, можно привести Индекс политического развития Филиппа Катрайта, который был создан одним из первых и широко применяется, начиная с середины 60-х годов ХХ века. Студентам будет интересно узнать о конкретных методиках измерения такого необычного объекта, каковым является демократия.
В соответствии с технологией применения Индекса Катрайта, каждое государство оценивается путём приписывания того или иного количества баллов основным властным институтам государства: законодательной власти (в диапазоне от 0 до 2 баллов) и исполнительной власти (от 0 до 1 балла).
Процессуальное измерение демократии фиксирует развитие избирательного процесса и его условий. К методикам, исходящим из этого принципа, относится, в частности, Индекс демократизации Тату Ванханена, который впервые был опубликован 1984 году.
Индекс демократизации Ванханена основан на измерении двух параметров.
· Уровень конкурентности (К), который определяется по доле голосов, полученных оппозиционными партиями на парламентских и/или президентских выборах. Эта доля подсчитывается вычитанием процента голосов, полученных правительственной партией из 100.
· Второй индикатор – уровень электорального участия (У) – определяется как доля населения, действительно участвующая в голосовании. Подсчитывается от всего населения, а не только от имеющих право голоса.
Затем подсчитывается Индекс демократизации по следующей формуле:
Индекс демократизации (ИД) = К*У/100
На основе своего индекса Ванханен классифицировал страны на группы.
1. Демократические страны, если уровень К больше 30%, а Убольше 15%, ИД 5 и выше.
2. Полудемократические, если уровень конкурентности (К) составляет 20-30%, электоральное участие (У) – 10-15%, тогда Индекс демократизации (ИД) составляет от 2 до 5 баллов.
3. Недемократические страны имеют показатели Индекса менее 2 баллов при К менее 20%, а Уменьше 10%.
Согласно Индексу Ванханена, измерившего уровень демократии в 147 странах мира в конце 80-х годов ХХ столетия, по степени демократичности лидировали Исландия (46,2), Дания (45,7) и Бельгия (44,7).
Самым известным индексом измерения демократии является Индекс свободы «Дома свободы». Дом свободы – исследовательский центр в США. Начал эмпирическое исследование свободы Раймонд Гастил в 1973 году. С этого времени проводятся ежегодные обзоры состояния свободы во всём мире.
Разнообразие демократии.
- Либеральная. Это вид демократического устройства государства, основанный на представительной демократии. Либеральная демократия предполагает ограничение воли большинства граждан, а также законных представителей, обладающих властными полномочиями ради сохранения и защиты прав и интересов меньшинств, и отдельных личностей. В условиях либеральной демократии каждому гражданину априори гарантируются права на свободу слова, собраний, религиозных убеждений, неприкосновенность частной собственности и личной жизни и правовую защиту в соответствии с действующим законодательством.
Концепция естественных прав исходит из того, что человеку от рождения присущи определенные права и свободы, они даны природой, проистекают из ее основных законов. Будучи «досоциальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Локком, Монтескьё и др., была зафиксирована в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обеспечения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
- Плюралистическая. Согласно теории плюралистической демократии отправной точкой формирования политической власти является не личность или народ, а группа. По этой причине ее сторонники всячески поощряют плюрализм, объединение граждан в группы по политическим и иным убеждениям, открытое выражение своей позиции и отстаивание прав. Самыми известными теоретиками плюралистической демократии являются Р. Даль Г. Ласки, Д. Трумэн.
Политический плюрализм (лат. pluralis – множественный) представляет собой один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации. Образование политической воли в плюралистическом обществе происходит в открытом столкновении различных интересов, при котором нужен только минимум общих взглядов. Учитывая многообразие мнений и социальных конфликтов, невозможно принять абсолютно справедливое для всех решение. Поэтому основа для согласия – принцип большинства, однако не должна возникнуть его «диктатура», нарушающая демократические правила игры и покушающаяся на неотъемлемые права человека, ибо от ошибок не застраховано и большинство. Избранные на срок своих полномочий (легислатура) представители общества особо не связаны обязательствами; по истечении же его они подвергаются вотуму избирателей (то есть решению или мнению, выраженному путем голосования).
- Народная (коллективистская). Разновидность демократии, при которой основным субъектом с правом осуществлять законодательную деятельность и реализовывать политическую власть является народ. Эта модель демократии в частности лежит в основе коммунистической идеологии.
· Партиципаторная. Сторонники концепции партиципаторной демократии (англ. participate – участвовать), или демократии для всех – современные политологи Кэрол Пейтман (род. 1940 г.; автор термина «демократия участия» и книги «Участие и демократическая теория», 1970 г.), Крофорд Макферсон (1911–1987), Джозеф Циммерман (род. 1928 г.), Норберто Боббио (род. 1909 г.), Питер Бахрах, Кэрол Гулд и др. – по сути дела возвращаются к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Они считают важнейшим условием демократического участия и его распространения социальное равенство: принцип участия должен относиться и к негосударственным общественным институтам, где люди прямо выражают свою волю, в первую очередь к трудовым коллективам. Тем самым эти ученые во многом следуют идеям развивающей демократии, трактуя ее, в частности, как самоуправление граждан. Свобода, равное право на саморазвитие могут быть достигнуты только в партиципаторном обществе, которое совершенствует чувство политической эффективности и способствует проявлению заботы о коллективных требованиях. В таком обществе граждане хорошо информированы, заинтересованы в своей активной причастности к процессу управления (активистская концепция демократичности Макферсона, где он критикует пассивность и утилитаризм, присущие иным либеральным моделям демократии).
ВЫВОД
Бурно развивающаяся в последнее время технология измерения уровня демократичности имеет большое идеологическое, политическое и даже экономическое значение. Она позволяет перевести вопрос о наличии или отсутствии демократии в том или ином обществе из области словесной демагогии на прочную почву единой для всех стран процедуры расчётов. С помощью политологических индексов, в том числе и представленных выше, осуществляется ежегодный мониторинг состояния демократии в мире, на основании которого выявляются как страны, наиболее свободные и демократичные, а также страны авторитарного и тоталитарного режима.
Список литературы:
1) « Как измерить и сравнить уровни демократического развития в разных странах?» А.Ю. Мельвиль, М.В. Ильин Е.Ю. Мелешкина, М.Г. Миронюк, Ю.А. Полунин И.Н. Тимофеев,О.Г. Харитонова, Я.И. Ваславский
2) Статья «Демократия — понятие, признаки и разновидности»