Право как социальное явление.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общегуманитарных дисциплин

 

 

ЛЕКЦИЯ № 7

по дисциплине «ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

Тема: «Право и общество: диалектика взаимодействия»

Донецк 2015

ЛЕКЦИЯ № 7. Право и общество: диалектика взаимодействия

План:

Право как социальное явление.

Право в социальном взаимодействии.

Социальный институт права

Социологический анализ права можно осуществлять разными исследовательскими путями. Один из них - проведение опросов разных категорий людей с постановкой вопросов о различных сторонах права, выяснение их отношения к правовым явлениям.

Почему опрос и что он может дать? Да потому, что право - это в том числе и то, что о нем думают люди. Давайте посмотрим чем представляется право разным категориям людей. Так, для студентов высшего юридического заведения право - это прежде всего сумма более или менее занимательных и нужных учебных предметов. Цель и смысл изучения ими права - получение профессиональной квалификации в области юриспруденции.

Для преподавателей-правоведов, выступающих носителями правовых ценностей, право - научная юридическая дисциплина, законодательство и правовая практика. Цель же их деятельности - "трансляция" правовых знаний будущим юристам и подготовка их к практической работе.

Для адвокатов право представляется в виде юридических инструментов, посредством которых они осуществляют правовую защиту клиентов.

Для судей право - юридический механизм разрешения споров, конфликтов, возникающих между участниками социальных отношений. Судопроизводство символизируется как Правосудие с большой буквы, в нем они видят свою профессиональную и гражданскую миссию.

Для политика право может быть одной из форм политической игры. В демократическом обществе ценностным аспектом деятельности политика выступают нормы правового государства.

Для большинства обычных граждан право - нагромождение законов, предписаний, отношение к которым определяется ситуацией: помогает или не помогает жить так, как бы этого хотелось, выручает или не выручает в разрешении жизненных проблем.

Ну, а люди, подвергнувшиеся наказанию по закону, наверное, имеют свое, отличное от правопослушных граждан, мнение о правовой справедливости.

Другой путь социологического изучения феномена права - попытка сформулировать понимание права, приемлемое для целей социологического анализа.

Исходным положением изберем следующее: право есть социальное явление, составная часть ("момент" на языке Гегеля) целостного социального организма, структурно-функционально встроенного и действующего в обществе.

Право как социальное явление.

Обратимся к социальной дилемме, названной "трагедией общинных выгонов". Представьте себе 100 фермерских хозяйств вокруг выгона-пастбища, способного прокормить 100 коров. Если каждый фермер пасет одну корову, то пастбище используется оптимально: коровы сыты, пастбище не вытоптано, трава успевает вырасти. Но один из фермеров решает удвоить свою выгоду и выпустить на выгон вторую корову. Он считает, что "излишнего выпаса будет всего на одну корову сверх обычного". Но так поступить может каждый из 100 фермеров и тогда вместо зеленого пастбища будет утоптанная площадка без единой травинки.

Дилемма "общинных выгонов" показывает те проблемы, которые возникают в реальных социальных отношениях и которые приходится преодолевать людям в процессе социального взаимодействия. Казалось бы, решение дилеммы не сложное: просто всем надо соблюдать условия и правила этой игры и все будут в выигрыше. Однако так ли на самом деле все просто? Допустим, один из фермеров свято соблюдает сложившиеся правила, а другие этого не делают. Тогда он оказывается в проигрыше и начинает рассуждать следующим образом: "Конкурентам доверять нельзя. Я должен защищать себя и свои интересы. Кроме меня об этом беспокоиться некому. У меня нет выбора. Я должен действовать так же, как и мои конкуренты". Ловушка заключается в том, что такой способ размышления может быть характерен для каждого участника этой ситуации. Итоговый результат известен. Парадоксально то, что в ловушку попадают те, действия которых, казалось бы, вполне рациональны - каждый стремится обезопасить себя и получить большую выгоду. Такой рационализм, как известно, соответствует постулатам либеральной теории, в которой провозглашается, что стремящиеся к максимальной выгоде для себя удовлетворяют вместе с тем общественные потребности. "Не благодарности мясника, пивовара и булочника обязаны своим обедом, но их заботе о своих личных интересах", - говорил А. Смит.

Размышляя над дилеммой "трагедии общинных выгонов", предположим, что взаимное недоверие фермеры смогли преодолеть, и они сумели урегулировать возникших проблемы таким образом, что следование правилам, которые были нарушены, восторжествовало. Но какова цена такого решения? Не достигнут ли общественный порядок путем отказа от индивидуальной свободы, посредством жесткого внешнего контроля над инициативой и предприимчивостью? Не окажутся ли они в ситуации (тоже ловушка), когда можно сказать: "Регулирование уничтожило свободу". Не заплатили ли они таким "простым правильным" решением этой социальной дилеммы перспективой своего будущего, благополучием как отдельных людей, так и общества в долгосрочной перспективе. Ведь всякое социальное развитие невозможно без инициативы, проявления таланта, воли, упорства.

Итак, подведем итоги. Дилемма "трагедия общинных выгонов" позволяет увидеть, что социальные взаимодействия переплетены в сложный клубок интересов участников общественной жизни, как в чем-то совпадающих, так и крайне противоположных. Стремление к личной выгоде, успеху, признанию выступает источником благополучия людей. Однако конкуренция и ограниченность ресурсов, помимо прочего, становятся основой различных конфликтов, включая деструктивные. Конкурентные отношения обусловливают необходимость социальной регуляции в обществе, с целью предотвращения положения "игры без правил" и установления социальной стабильности. Тем не менее благая цель социальной регуляции имеет свою цену, которая может оказаться чрезмерно высокой в том случае, когда за стабильность платится свободой и правами человека. "Насильственные оковы не умертвят в человеческом разуме духа независимости, но также недостаточно дать ему свободу для того, чтобы установить равновесие; надо, чтобы он правильно употребил данную ему свободу", - писал Э. Дюркгейм1.

Успешно функционирующее общество по-своему парадоксально, поскольку "сопрягает", по меньшей мере, три разных момента: свободу индивидов, общественную стабильность и социальное регулирование, которое обеспечивает сосуществование первого и второго. В принципиальном плане решение социальных дилемм достигается в состоянии (траектории) динамического равновесия общества. Динамическое равновесие обеспечивается действием значительного числа факторов: экономических, политических, научно-технических, социокультурных, правовых и др.

Остановимся на некоторых наиболее важных аспектах понимания права как социального явления.

1. Право есть процесс и результат, выражающий потребности функционирования и развития общества.

Для социологического анализа важно понимание права как естественного социального образования, так и позитивного.

Право сложилось в процессах социального взаимодействия и в этом смысле является естественным. (Правоведы по-разному толкуют понятие "естественное" - это и физическая природа, и космос, и природа человека, и мир социально-политических отношений, словом, все "не искусственное", "подлинное", "первичное". В социологическом анализе уместно проведение сравнения становления права с формированием рыночных отношений, которые возникли стихийно (естественно) в обществе без заранее придуманного плана с чьей-либо стороны. Также широко известна аналогия естественного происхождения права с развитием языка.

Рассмотрим, например, язык. "Язык, - писал М. Фридман, - представляет собой сложную, меняющуюся и развивающуюся структуру. Структура эта строго упорядочена, хотя ее не планировал никакой центральный орган. Никто не выносил специального решения, какие слова должны входить в наш словарь, какие должны быть приняты грамматические правила, что считать существительным, а что прилагательным… Как же развивался язык? Этот процесс во многом схож с развитием упорядоченной экономической структуры через посредство рынка. Язык сформировался в результате добровольного взаимодействия отдельных личностей, которые в этом случае, вместо обмена товарами и услугами, стремились к обмену идеями, информацией, либо просто сплетнями и слухами… Развивалась грамматика, которая позднее была закреплена в своде правил. Из двух партнеров, которые хотят общаться друг с другом, оба выигрывают в результате прихода к соглашению относительно значения употребляемых слов. По мере того, как все больше и больше людей находит выгодным и полезным общаться с другими людьми, общеупотребительные слова распространяются все шире, а их значения закрепляются в словарях".

Таким образом, с социологической точки зрения, право есть социальный феномен, не всегда тождественный воле законодателя, законодательству, в нем проявляется дозаконотворческий и надзаконотворческий комплекс объективных закономерностей, необходимостей, свойств, требований и правил социальной общественно-политической жизни2.

Однако для социолога право как социальное явление - это вместе с тем и позитивное право. "Позитивное право - в первую очередь совокупность норм, регулирующих общественные отношения, - пишет Р. 3. Лившиц. - Позитивное право всегда результат деятельности публичной власти… В позитивном праве концентрируются апробированные государством писаные нормы и урегулированные ими общественные отношения. Позитивное право - право сущее. Перед исследователем, да и перед правоприменителем право предстает в первую очередь как позитивное право, в нем концентрируется нормативный характер права и закладывается обязательность его предписаний. Вне позитивного права сущность права не может быть представлена"3.

2. Право образуется, функционирует в процессе социального взаимодействия. Так, для Робинзона Крузо, живущего одиноко на острове, добывающего пищу, разводящего огород и животных, до встречи с Пятницей, право, как нечто имеющее отношение к его жизни, лишено всякого смысла.

3. Право связано с типом организации социальной системы и ценностями, которые признаются приоритетными в данном обществе.

В принципе можно говорить о двух идеальных типах общественной организации и социального регулирования: о персоноцентристском и системоцентристском (социоцентристском) обществах1. Смысл и цели обществ персоноцентристской ориентации - человек, его свобода. В начале исторически долгого развития персоноцентризма его "стандарты" распространялись не на всех членов общества, как это было, например, в Древней Греции.

Поступательные изменения в истории человеческой цивилизации связаны в том числе с тем, что свободе человека в обществе отдается предпочтение во все большей и отчетливо выраженной форме. С периода Нового времени законодательно закрепляются права и свободы человека, нарушение которых считается неприемлемым посягательством на общественные устои и ценности.

В обществах социоцентристской ориентации человек - не свободный индивид, не самостоятельная и самодостаточная личность, а средство для осуществления так называемых общественных целей.

Право и тип социальной системы взаимосвязаны. В ранних (системоцентристских) цивилизациях, возникающих как родо-племенные сообщества, действуют мононормы, т. е. системоцентристские нормы, обеспечивающие строгую регламентацию жизни людей в сообществе. Сложившаяся позднее греко-римская цивилизация несет в себе начала персоноцентризма. Здесь разложение системоцентристских мононорм, с одной стороны, было связано с формированием морали и религии, допускающих свободомыслие, с другой - с появлением правовых норм, закрепляющих частнособственнические отношения и равенство свободных граждан. Возникновение христианской цивилизации приводит к возрождению греко-римского персоноцентризма (в частности, складывается персоноцентристская протестантская религия, мораль) и появлению идеологии естественных и неотчуждаемых прав человека1. Важную роль в становлении персоноцентристской правовой модели в христианской Европе сыграла "папская" (григорианская) революция, которая проводилась во имя так называемой свободы церкви и привела к развитию канонического права2.

Таким образом, право как социальный феномен обусловлена системой ценностей общества, характером отношений, которые формируются в системоцентристских или персоноцентристских моделях общественной системы.

4. Право в социологии рассматривается через призму интересов людей, социальных групп. В данном случае вопрос, интересующий исследователя, мог бы звучать так: есть ли у субъектов общественной жизни интерес (заинтересованность) в праве и если есть, то в чем он заключается?

В новоевропейском обществе, исповедующем личный успех в качестве одной из основных социальных ценностей, реалистичным является взгляд на человека как существо, ориентированное на получение личностного результата, успеха. Для этого от него требуются воля, упорство, способности, талант и немного удачи. Успех есть социальный показатель его "личностной и общественной состоятельности". "Состояться" в жизни, по сути, означает стать состоятельным (богатым). Интерес индивида в связи с этим заключается в достижении успеха, в желании обрести статус и реноме "состоятельного человека". Перед нами модель, которую условно можно было бы назвать "человек-успех".

"Человек-успех" прилагает усилия и стремится к выгоде. Это вполне типичное поведение людей в современном обществе.

Все стремятся к успеху, но ресурсы ограничены. В конкурентной борьбе победит самый предприимчивый (самый достойный), но лишь тогда, когда конкуренция будет проходить по правилам. В противном же случае победа будет за сильным по праву сильного или за обладателем прав привилегий, или победит власть по праву государства1. Таким образом, эгоистичному человеку нужно еще что-то для достижения успеха, реализации личных интересов кроме таланта и упорства. По сути, у него нет выбора - либо произвол, право сильного, либо… право. Получается, что индивиды, заботящиеся о своей выгоде, заинтересованы в праве.

"Интересы - выгода - право" - это взаимосвязанная и взаимозависимая система. Интерес в праве эгоистичного человека выражается в его личной заинтересованности создания стабильных, устойчивых форм социальных отношений, таких форм, которые представляют формально равные шансы на успех в обществе. Однако реальная жизнь - не просто некие красивые слова о правильном и неправильном, о должном и запрещенном, о том, что можно и что нельзя делать, а потому область правовых интересов субъектов социальных отношений простирается в сферу законодательных, процессуальных и правоприменительных гарантий.

Перевод изучения права в сферу интересов индивидов показывает, что право начинается с притязаний, придания им юридической формы и создания правовых гарантий в реализации притязаний.

5. Право, возникнув из потребностей субъектов социальных взаимодействий, становится "самостоятельной" социальной силой, регулирующей, определяющей общественную жизнь. Право меняет "социальную систему координат" поведения в жизни людей. Их желания, интересы "теперь… реализуются только потому, что побуждены и поддержаны правом, пусть даже вопреки породившей и предшествовавшей их жизни: fiat justicia, pereat mundus (пусть свершится правосудие, даже если погибнет мир), - писал немецкий социолог Г. Зиммель. - Следовательно, хотя соответствующее праву поведение коренится в целях социальной жизни… оно уже не является средством, но наоборот… определяет способ организации жизненного материала"2.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: