Тема: Понятие и сущность ценообразования. Ценовая политика фирмы, условия роста и снижения цен
I. Понятие, функции, виды цен. Классификация цен.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Функции цен:
Распределительная, то есть перераспределяет доходы между производителями и потребителями;
Стимулирующая – поощряет производителей, наиболее эффективно использующих ресурсы;
Регулирующая – регулирует деятельность производителей.
Система цен и тарифов включает:
Цены промышленности: оптовые цены предприятия оптовые цены промышленности;
Цены сельского хозяйства: закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;
Цены торговли: розничные цены, цены колхозного рынка, рыночные цены продуктов питания и товаров народного потребления;
Транспортные тарифы: тарифы железных дорог, водного и автомобильного транспорта и другие;
Коммунальные тарифы: квартплата, плата за энергию, хозяйство и прочее.
II. Порядок ценообразования. Эластичность спроса.
В зависимости от характера обслуживания оборота цены различают:
1.Оптовая цена предприятия:
Цопт пр = С + Пр; Цопр = С∙(1 + R), где
С – себестоимость единицы продукции;
Пр – прибыль;
R – средний уровень рентабельности.
2. Цена оптовая промышленности:
Цоп пр = Цопт пр + НДС +ТР+Т
ТР – транспортные расходы,
Т – расходы торговых организаций, включая их прибыль.
3. Розничная цена:
Цроз = Цопт пр + Т
Т – расходы и доходы посреднических торговых предприятий.
Эластичность спроса - степень зависимости величины спроса от изменения цены на товар.
Коэффициенты эластичности.
1.Коэффициент эластичности по цене:
а) Е > 1 – эластичный спрос;
б) Е < 1 – неэластичный спрос;
в) Е = 1 – единичная эластичность;
г) Е = 0 – совершенно не эластичный спрос;
д) Е = ∞ - совершенно эластичный спрос.
2.Перекрёстная эластичность:
Qх – процент изменения количества товара х;
∆ Ру – процент изменения цены на товар у.
Перекрёстная эластичность характерна для взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров:
а) Е ху < 1 – взаимодополняемые товары;
б) Е ху > 1 – взаимозаменяемые товары;
в) Е ху = 0 – независимые товары.
3. Эластичность по доходу:
∆у – процент изменения дохода.
а) Еу > 0 – нормальные товары
б) Еу < 0 – товары низшего качества
Ценовая политика предприятия — это общие принципы, которых оно придерживается в процессе формирования цен на свою продукцию, модель принятия решений о ценовом поведении на различных типах рынков с целью реализации долгосрочных интересов предприятия.
Цели ценовой политики могут быть различные. Обычно выделяют следующие основные цели: рост объема продаж, максимизация прибыли от продаж, увеличение доли рынка.
Цели ценовой политики являются долгосрочными, т. е. они рассчитаны на достаточно длительный период. Поэтому наряду с целями предприятия определяют задачи, которые должны решаться в процессе производства и реализации продукции.
Такими задачами могут быть:
• разработка комплекса мер по снижению себестоимости продукции;
• обеспечение лидерства в качестве отдельных видов продукции;
• опережение конкурентов в освоении производства и выведении на рынок новых товаров;
• проведение маркетинговых исследований;
• разработка мер по стимулированию продаж (реклама, использование системы скидок, оказание покупателям различных услуг и др.).
В зависимости от особенностей товара, размеров и финансового состояния предприятия, а также поставленных целей и задач для расчета цены могут быть использованы различные методы, которые можно применять изолированно или в различных комбинациях друг с другом.
Фирмы, разрабатывающие и проводящие в жизнь ценовую политику, при определенных условиях время от времени испытывают необходимость инициативного снижения и повышения цен. Побуждающими причинами могут выступать существенные изменения во внешних ценообразующих факторах, внутрифирменных (производственных, технологических, финансовых) параметрах.
Снижение цен является болезненным процессом для фирмы. Она может получить меньше доходов и прибылей, чем ожидалось. Чаще всего субъекты рынка рассматривают снижение фирменных цен как признак какого-то неблагополучия.
Снижение цен может объясняться следующими обстоятельствами:
· • избыток производственных мощностей. Чтобы занять их, фирме нужно расширить объем своего бизнеса, и если повышения спроса не удалось добиться с помощью рекламы, усовершенствования продукта и т.п., то фирма может прибегнуть к понижению цен;
· • сокращение доли рынка, занимаемой фирмой, при интенсивной ценовой конкуренции;
· • желание господствовать на рынке. Фирма, имеющая относительно низкие издержки, надеется расширить свое участие на рынке и получить дополнительные прибыли за счет увеличения объемов производства при падающих издержках;
• экономический кризис, приводящий к сокращению числа покупателей, приобретающих дорогие товары.
Позволит ли снижение цены оставить на прежнем уровне или увеличить массу прибыли от реализации продукции, зависит от того какое влияние окажет:
1) снижение цены на уровень спроса и, следовательно, на выручку от продажи товара;
2) изменение объема реализации на себестоимость продукции.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение цены.
2. Функции цен.
3. Из чего складывается рыночная цена?
4. Цели и задачи ценовой политики предприятия.
5. Обстоятельства которые влияют на понижение цен.