Сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Мф. 9, 29)
Когда вы постились... Для меня ли постились?
(Зах. 7, 5)
Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности. Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности - мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.
Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.
Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории - на исцеление тела.
Время поста - это время особенно важное для духовной жизни, это "время благоприятное, это день спасения" (2 Кор. 6, 2). Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.
Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?
|
Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Преподобный Варсонофий Великий говорит: "Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста" (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: "Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело". Пост не есть голод. Голодает и больной, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: "постимся, братие, телесно, постимся и духовно". Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями: молитвой, воздержанием от греха, милосердием, покаянием и т.д.
Пост – это сугубое воздержание, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром, пост – это жертва благодарения Богу за ту великую Искупительную Крестную Жертву, которую принёс за нас Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Главная цель поста: восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями. У поста есть, конечно, и другие цели, но основная из них - изгнание из души своей лукавого духа - древнего змия. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом",- сказал Господь Своим ученикам. И Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда "возвратился в силе Духа" (Лк. 4, 14).
|
Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности, искренним покаянием и, конечно, воздержанием от всяких развлечений - хождения в театры и места развлечений, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста. Здесь нужно вспомнить, что по пятницам преподобный Серафим Саровский не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании.
Священник Александр Ельчанинов говорит: "Пост - период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов - усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами". Здесь приложимы слова премудрого Соломона: "Всему свое время и время всякой вещи под небом....время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать... время молчать и время говорить" и т.д, (Еккл. 3, 1-7).
Истории из «Древнего Патерика»:
+ Брат спрашивал авву Пимена: “Я сделал великий грех и хочу каяться три года.” – “Много,” – говорит ему авва Пимен. “Или один год,” – говорил брат. “И то много,” – сказал опять старец. Бывшие у старца спросили, не довольно ли сорока дней. “И этого много, – сказал старец. – Если человек покается от всего сердца и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог.”
|
+ Спрошен был старец одним воином, принимает ли Бог раскаяние. И старец, поучив его многими словами, говорит ему: “Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его вон?” Воин говорит ему: “Нет! Но я зашью его и опять буду носить.” Старец говорит ему: “Если ты так щадишь свою одежду, то тем паче Бог: разве не пощадит Он Свое творение?” И воин, убедившись в этом, отошел с радостью в свою страну.
Слово о пище
Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста:
1) Отказ от мяса;
2) Отказ от молочного;
3) Отказ от рыбы;
4) Отказ от масла.
5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. (с большим рассуждением и только по благословению духовника!!!)
Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста. Перед постом следует взять благословение у духовника. Также, не лишним будет посоветоваться с ним о своей мере воздержания и постнических трудов. Все следует делать с большим рассуждением и по совету.
Помните, не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней. Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка. "Почему мы постимся, а Ты не видишь?"- взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).