Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста - не случайные дни: среда - это предание Спасителя - наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия. Пятница - это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней - знаменательных вех во времени. Как она дерзнет потом - на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь - Земная и Небесная - вспоминает их.
Из «Древнего Патерика»: « Об авве Пахомии говорили, что однажды труп мертвого несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомии увидел двух Ангелов, сопровождающих мертвого сзади одра, и, размышляя о них, просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к нему, и спросил он их: “Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете мертвого?”. И сказали ему Ангелы: “Один из нас – Ангел среды, другой – пятка (пятницы). И поскольку до тех пор, пока не умер он, душа его не переставала поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа».
В чем же должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни человека. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие. Потому подумайте, какая страсть или привязанность ко греху у вас особо преобладает? Думается, совесть ваша об этом подскажет непременно. Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей - сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души. Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский: "Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех". Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова "узкий и тесный путь", о спасительности которого говорил Господь. Пост - это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого - мира, радости и любви, о которыхпишет апостол Павел: «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5:22).
|
По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу. Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения. Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане, перед отправлением на проповедь свв. апп. Павла и Варнавы "совершили пост и молитву" (Деян. 13, 3). Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой. По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю - ко Христу.
|
Как пишет священник Александр Ельчанинов: "...В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы - пост открывает истинную сущность человека". Также протоиерей Валентин Свенцицкий говорит: "Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, - ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни".
Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами преподобного Исаака Сирина: "Пост - ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел...От поста и воздержания рождается в душе плод - ведение тайн Божиих".
Итак, дорогие христиане, будем поститься, то есть воздерживаться от пищи и питья, которые могут питать страсти нашей плоти, но наипаче будем воздерживаься от греховных дел и сугубо совершать наши молитвы, творить добрые дела и милостыни, участвовать в церковных Таинства и богослужениях. Никому из нас не должно быть стыдно последовать примеру Иисуса Христа, нашего Господа, Которой постился в течение сорока дней, перед выходом на подвиг Свой. Последуем Ему и да поможет Он нам в святые дни Великого поста! (Н.Е. Пестов)
«В ПОСТ ГЛАВНОЕ - НЕ ЕСТЬ ДРУГ ДРУГА…»