Управление финансами: сущность, методы, инструменты.




Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования цели и задачи их деятельности.

В управлении финансами выделяют две группы методов:

1. Экономические

2. Административные

1. К экономическим относятся:

- фискальная политика;

- финансовое планирование;

- координация финансовых ресурсов;

- финансовое регулирование.

Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов для воздействия на экономику с целью ускорения экономического роста.

Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование фондов денежных средств.

2.К административным методам следует отнести:

- систему амортизационных отчислений;

- систему финансовых санкций.

- финансовый менеджмент.

Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:

1. Финансовое планирование

2. Финансовое прогнозирование

3. Оперативное управление

4. Финансовый контроль

1. Целью фин. планирования является обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период.

2. Основной целью фин. прогнозирования является оценка предполагаемых объемов фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации и соответствующее перераспределение фин. ресурсов.

4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

Управление финансами на государственном уровне осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов. Органы государственного управления финансами можно условно разделить на две группы: а) органы общего (или законодательного) управления финансами (принимают участие в составлении финансового законодательства, утверждают государственный бюджет и отчет о его исполнении, вводят или отменяют отдельные виды налогов, утверждают предельный размер государственного долга и др.); б) органы (исполнительная власть) оперативного управления финансами (проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу и контролю).

. Система управления общественными финансами Российской Федерации
Система управления общественными финансами
Субъекты управления Механизм управления Объект управления Цель управления
- Президент Российской Федерации; - Парламент Российской Федерации; - Правительство Российской Федерации; - Министерство финансов Российской Федерации; - Счетная палата Российской Федерации; - Центральный банк Российской Федерации и др. - принципы управления финансами; - финансовое планирование; - финансовое прогнозирование; - финансовое программирование; - финансовое регулирование; финансовый контроль; - принятие финансового законодательства; - система методов мобилизации денежных средств; - система методов распределения и использования денежных средств - отношения по образованию и использованию централизованных фондов денежных средств; - отношения по образованию и использованию децентрализованных фондов денежных средств - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты

Таблица 2

Принципы, методы и формы управления общественными финансами
Принципы Методы и формы
Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность · Общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов; · открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов; · наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности; · рассмотрение и утверждение законодательными органами основных показателей бюджетной отчетности; · формирование и представление бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения международных сравнений
Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов · Прогнозирование основных бюджетных параметров на средне- (до 3 лет) и долгосрочную (свыше 3 лет) перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики; · реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования; · наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости налоговой и долговой нагрузки; · систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам с учетом стабильности и предсказуемости бюджетных доходов (в том числе с выделением доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры); · создание и поддержание необходимых финансовых резервов, в том числе для стран с высокой долей доходов от экспорта сырьевых товаров, в форме стабилизационных фондов и фондов будущих поколений
Эффективность и справедливость системы межбюджетных отношений · Законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами власти; · сбалансированное и взаимоувязанное разграничение между уровнями бюджетной системы расходных обязательств и доходов; · возможность и заинтересованность для субнациональных властей самостоятельно формировать свои бюджетные расходы и доходы исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ (бюджетно-налоговую автономию); · объективная, формализованная и прозрачная система бюджетного выравнивания; · наличие стимулов для повышения эффективности управления субнациональными финансами и, при необходимости, санкций, обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований
Консолидация бюджета и бюджетного процесса - Четкое и однозначное определение ответственности и полномочий органа исполнительной власти, осуществляющего выработку и реализацию бюджетной политики, в том числе организацию составления и исполнения бюджета; - необходимость отражения всех доходов и расходов в едином бюджете, без увязки определенных видов доходов с теми или иными направлениями расходов; - отсутствие в бюджетной системе внебюджетных фондов (за исключением законодательно созданных фондов социального страхования, а также стабилизационных фондов и фондов будущих поколений); - планирование и исполнение текущих и капитальных расходов, а также бюджетных программ разных видов осуществляется ведомствами, отвечающими за политику в соответствующих сферах деятельности, в рамках единых процессов и процедур; - функционирование эффективной системы проведения бюджетных платежей, управления единым счетом бюджета и учета бюджетных обязательств
Среднесрочность финансового планирования - Составление и утверждение годового бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу; - наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок; - наличие и применение формализованных методов расчета (корректировки) бюджетных расходов, предопределяемых действующей политикой, в том числе социальных трансфертов населению; - наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках установленных бюджетных ограничений; - установление для ведомств лимитов расходов на среднесрочный период
Бюджетирование, ориентированное на результаты - Установление для каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики; - наличие и применение формализованных методов оценки полной стоимости расходных обязательств (бюджетных ассигнований); - обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений; - использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований; - наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном периоде (аудита эффективности бюджетных расходов)
Эффективность финансового контроля, отчетности и мониторинга - Ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти; - наличие и соблюдение нормативно установленных процедур проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства; - наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок; - регулярное проведение анализа и оценки качества финансового менеджмента с поддержкой мер по его повышению; - развитие внутреннего финансового аудита (контроля)

Общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное СобраниеПарламент РФ и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные проработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственное законодательство) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства со стороны представительных органов власти организован специальный контрольный орган — Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата РФ, образуемая Федеральным Собранием РФ и подотчетная ему, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Задачами Счетной палаты РФ являются:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, которые оказывают влияние на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также подготовка предложений, направленных на устранение этих отклонений и совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Наряду с Федеральным Собранием регламентация деятельности финансовой системы осуществляется непосредственно Президентом РФ в форме указов, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений. Правительство РФ также издает постановления и распоряжения, создающие нормативную базу управления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ — это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

- совершенствование бюджетной системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков.

Самостоятельными федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Министерства финансов РФ, являются Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство (табл. 3).

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство РФ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики и выполняет следующие функции:

- разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила проведения банковских операций и осуществления расчетов в РФ;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, отзывает и приостанавливает их действие, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Таблица 3

Характеристика федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации
Служба Характеристика
Федеральная налоговая служба (ФНС России) Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору: за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов
Федеральное казначейство (Казначейство России) Федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета
Федеральная служба страхового надзора Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела)
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля
Федеральная служба по финансовому мониторингу Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти

Федеральная таможенная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, выполняет следующие основные задачи в области финансов:

- обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность и защищает экономические интересы страны;

- взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

- участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализует эти меры;

- ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства;

- осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции.

Тема 3. Бюджет как основное звено финансовой системы.

3.1 Содержание и роль бюджета в социально-экономическом развитии государства.

3.2 Принципы построения бюджетной системы, бюджетное устройство.

3.3 Система межбюджетных отношений. Внебюджетные фонды РФ.

3.4 Бюджетный процесс и его участники.

Государственный бюджет: понятие, функции и задачи

Законодательное определение бюджета- это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С юридической, доктринальной точки зрения, бюджет- с одной стороны это основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов, с другой- он принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона.

Все бюджеты в РФ принимаются в форме годовых бюджетов - на один финансовый (бюджетный) год (с 1 января по 31 декабря).

Функции бюджета:

1. Распределительно- перераспределительная- через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).

2. Аналитическая- состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей общества и государства.

3. Общетеоретическая- назначение бюджета- способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.)

4. Контрольная- бюджет позволяет осуществить мониторинг и контроль над объемами потребностей и возможностей общества и государства.

5. Критическая- в процессе бюджетных отношений выявляются недостатки и пробелы в действующем законодательстве и сфере бюджетной деятельности, несоответствие правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом.

К основным задачам бюджета относят:

1. перераспределение ВВП,

2. государственное регулирование и стимулирование экономики,

3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства.

4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ и Бюджетным кодексом РФ.

Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете РФ на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

Государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев и включает:

1. федеральный бюджет;

2. бюджет субъектов РФ

3. местные бюджеты (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений возникающих между различными субъектами в процессе:

1. Формирования и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования гос и муниципального долга.

2. Составление и рассмотрение проектов бюджетов системы, их утверждение и исполнения, контроля за их исполнением.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределении и использовании бюджетных средств.

В соответствии с действующим законодательством бюджетная система страны строится на принципах:

1. единства бюджетной системы РФ;

2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3. самостоятельности бюджетов;

4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5. сбалансированности бюджета;

6. эффективности и экономности использования бюджет-ных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов;

8. гласности;

9. достоверности бюджета;

10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная классификация.

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация применяется для обеспечения сопоставления и систематизации по однородным признаками доходов и расходов бюджетов разных уровней.

Бюджетная классификация включает в себя:

1. классификацию доходов бюджетов- группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ определяющая источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

2. функциональную классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направления бюджетных средств на выполнение основных функции государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

3. экономическую классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию, которая состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.

4. классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов- группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ- группировка долговых обязательств правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

6. классификацию государственного внешнего долга и классификацию внешних активов РФ- группировка государственных внешних долговых обязательств РФ, внешнего долга субъектов РФ, а так же внешнего долга международных фин. Организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед РФ.

7. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета -группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (орган гос власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а так же наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации).

Бюджетный процесс - деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях - законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии:

1.Составление проекта бюджета явл. исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 4 чтениях.

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - одна их форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти. Контроль осуществляет Счетная палата РФ. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей готовит орган исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета является Мин Фин. РФ.

Деятельность государственных органов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл.

Основными принципами бюджетного процесса являются:

1. принцип правильности исполнения федерального бюджета

2. принцип полноты и своевременности

3. принцип финансирования расходов связанных с предоставлением бюджетных ссуд

4. принцип финансирования расходов по утвержденным обязательствам.

 

Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении региональных или местных органов самоуправления.

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение.

С помощью внебюджетных фондов происходит перераспределение национального доходы органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Цель внебюджетных фондов

Цель – содействие развитию или материальной поддержке специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений.

Классификация

 

Среди внебюджетных фондов социальные фонды призваны обеспечить дополнительными средствами приоритетные сферы экономики и расширение социальных услуг населению.

В рамках государственного бюджета социальные расходы финансируются с большим напряжением, а наличие социальных внебюджетных фондов позволяет разгрузить бюджет от социальных расходов.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФФОМС, ТФОМС).

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий

- государственного пенсионного обеспечения,

- оказание бесплатной медицинской помощи,

- поддержки при потере трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Платежи, осуществляемые из внебюджетных социальных фондов, носят страховой характер. Они выплачиваются только при наступлении страховых случаев. Уровень страховых платежей определяется государством, оно же принимает решения об изменениях структуры и размера денежных выплат.

В формировании социальных фондов много схожего:

- они основаны на страховых платежах;

- носят возвратный характер.

Однако для каждого из государственных социальных фондов установлен свой тариф, не совпадает круг выплат, на которые начисляются взносы, есть разница в применении штрафных санкций за нарушение уплаты страховых взносов.

Тема 4. Финансовые ресурсы как основа производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 4.1 Сущность финансов предприятий (организаций) 4.2Финансовые ресурсы предприятий 4.3. Доходы предприятий и их использование

Сущность финансов предприятий (организаций)

Финансы предприятий (организаций) – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала и денежных средств. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые служат основным источником экономического и социального развития общества.

Материальной основой финансов предприятий служит кругооборот капитала, который в условиях товарно-денежных отношений принимает форму денежного оборота, опосредствующего реализацию хозяйственных связей и расчетов, в процессе которых создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях. С их помощью осуществляются: обслуживание индивидуального кругооборота фондов, в процессе которого денежная форма стоимости превращается в товарную, а после завершения процесса производства и реализации готового продукта вновь превращается в денежную; формирование, распределение, перераспределение и использование доходов и прибыли предприятий на их собственные и нужды государства; контроль за соответствием между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов. Иными словами функции финансов предприятий реализуются через денежные потоки, отражающие их финансовую деятельность. Это – формирование и использование финансовых ресурсов и регулирование денежных потоков предприятия, так называемая распределительная функция. А также стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование – контрольная функция. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью анализа финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятий и разработки необходимых мероприятий в целях повышения эффективности распределительных отношений.

 

4.2. Финансовые ресурсы предприятий

 

Денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия. При этом финансовые ресурсы предприятия представляют собой совокупность денежных средств, предназначенных для осуществления деятельности предприятия, получаемых за счет собственных денежных доходов и поступлений извне.

В соответствии с источниками образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные и привлеченные (внешние).

Реальное формирование финансовых ресурсов связано со стадией реализации готовой продукции, когда стоимость реализована и из выручки от продажи выделяются отдельные ее элементы (фонды возмещения, в том числе амортизация, оплата труда и прибыль).

К собственным финансовым ресурсам относятся прежде всего средства предприятия в виде уставного капитала, которые находятся в распоряжении предприятия на протяжении его существования. Источниками пополнения собственных финансовых средств являются доходы и прибыль от основной и прочей деятельности, в том числе эмиссионный доход предприятия, выручка от реализации выбывшего имущества, амортизационные отчисления.

К источникам пополнения, приравненным к собственным, можно отнести кредиторскую задолженность, постоянно находящуюся в распоряжении предприятия, а также средства, поступающие в порядке перераспределения, и бюджетные ассигнования (привлеченные, или внешние).

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно также разделить на собственные и заемные. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в уставный капитал предприятия в качестве добавочного в цел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: