Деятельность вожатого в организационный период.




Организационный период лагерной смены.

Основные понятия темы :смена,адаптация,отрядный уголок, режим дня.

План изучения темы

1.Особенности организационного периода лагерной смены.

2. Деятельность вожатого в организационный период.

3. Основные мероприятия организационного периода.


1. Особенности организационного периода лагерной смены.

В самом общем виде логику смены можно представить как комплекс последовательных развивающих задач, решить которые предстоит в организационный, основной и заключительный периоды.

Организационный. ( Знакомство детей с педагогами и друг с другом. Знакомство с жизнедеятельностью лагеря. Определение структуры коллектива, формирование основ коллективной деятельности. Адаптация).

Основной. (Включение детей в активную деятельность.Создание благоприятных условий для самореализации детей).

З аключительный. (Подведение общих итогов реализации программы смены. Выявление результатов индивидуальных и коллективных достижений. Награждение организаторов и активных участников смены).

В организационныйпериод вожатому вместе с напарником необходимо (за 3-4 дня) заложить основы успешной работы и жизни своего отряда в течение смены: создать ситуации для быстрого знакомства членов отряда (визитки с именами, специальные игры-знакомства и т.п.); провести разведку интересных дел и вместе с ребятами составить план работы, определиться с характером самоуправления в отряде или наметить как, при необходимости, будут решаться коллективные дела, узнать детей и постараться найти среди них помощников, обеспечить психологическую поддержку воспитанникам в довольно сложный для них адаптационный период. Именно эти дни - первый психологический кризис смены: для основной части ребят привыкать надо ко всему: новому человеческому и предметному окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям.

Организационный период - это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.
Цель оргпериода – заложить основы существования детского коллектива.
Задачи оргпериода:
- удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;
-создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;
-предъявить единые педагогические требования;
- наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);
-организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;
-получить необходимую информацию о каждом ребенке.
Процесс адаптации затрагивает целый ряд аспектов. Во-первых, ребенку необходимо сориентироваться в территории лагеря – корпусе, где он проживает, постройках (столовая, спортзал/стадион, душевые и т.д.), границах этой территории. Во-вторых, ребенок привыкает к определенному режиму дня. В-третьих, онзнакомится, выстраивает отношения с ответственным за него взрослым – педагогом-организатором, воспитателем. В-четвертых, он адаптируется к новому для него детскому коллективу, устанавливает отношения с другими участниками, занимает среди них свое место. И, наконец, в-пятых, воспитаннику необходимо принять нормы и правила жизнедеятельности, общения, поведения, принятые в данной воспитательной организации. Решению задачи адаптации участников служат такие мероприятия как расселение и благоустройство комнат, экскурсии, организационные сборы и «отрядныеогоньки».
В этот период активно идут процессы создания коллектива, в группе выделяются лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры. Также формируются нормы общения, поведения, совместной деятельности. Конечно, каждый воспитатель желает, чтобы его объединение стало сплоченным коллективом (здесь понятие «коллектив» приводится как высший уровень развития группы). Однако часто это нереалистично в силу тех или иных причин, порой не зависящих от педагога. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы создать в объединении доброжелательную атмосферу, позитивные отношения, где каждый участник чувствует себя комфортно и безопасно, принят другими. Педагогу необходимо искусно сочетать приемы и формы работы с коллективом с индивидуальным подходом. Для диагностики сложившейся структуры и характера межличностных отношений в группе рекомендуется использовать на 3-4 день методику социометрии.
Личностно-ориентированный подход в деятельности воспитателя требует отношения к ребенку как субъекту собственной жизнедеятельности, способному делать выбор и осуществлять его. Следовательно, помимо тех моментов оздоровления и организации досуга, которые заложены педагогами лагеря, воспитанник может определить собственную цель и смысл участия в летней смене. Поэтому информирование участников о содержании программы смены необходимо не только для их адаптации, формирования образа предстоящей деятельности, событий. Это информирование о существующих возможностях отдыха, оздоровления, развития должно носить личностно-ориентированный характер. Информация должна быть достаточна для того, чтобы воспитанник определил собственные интересы и цели, а также увидел конкретные возможности их реализации. Для решения задачи информирования педагоги могут использовать игры-путешествия, беседы в объединениях и индивидуальные беседы, презентации, информационные стенды и отрядные уголки, линейку открытия.
Эмоциональная линия организационного периода развивается по нарастающей от первого к третьему дню. Обычно первый день бывает полон организационными моментами, бытовыми мероприятиями, проходит суетливо, несмотря на наличие у педагога-организатора подробного плана. Второй день имеет большую содержательную нагрузку и рисует участнику всю картину предстоящей смены. В течение второго и третьего дня воспитанники интенсивно взаимодействуют в рамках своего объединения, знакомятся друг с другом. Вечер третьего дня становится эмоциональной кульминацией этого взаимодействия.

Деятельность вожатого в организационный период.

Организационный период очень важен. Если вы не знаете, как поступить в той, или иной ситуации, лучше обратиться за помощью к более опытным коллегам за советом, чтобы не упустить момент.Чтобы оргпериод прошел эффективно, вожатым необходимо:
1. Взаимопонимание между напарниками на отряде.

2.Распределение обязанностей между напарниками.

3.Четкое планирование первых дней смены.

Позиция педагога в организационный период
Позиция вожатого в работе с отрядом – скрытая позиция воспитателя. Она определяется этапом смены (в свою очередь, зависящим от этапа становления коллектива).
Организационный период – это период предъявления четких требований. Выполнение этих требований для ребенка интересно, необходимо, выгодно. Для этого вожатый вызывает с помощью различных методов как можно больше различных форм поведения, реакций, характерных проявлений личности. При этом будет возможно определить оптимальные пути разрешения педагогических трудностей.
Вожатый в организационный период – ведущий, организатор, лидер. Эффективный прием взаимодействия с детьми – повторять их мысли, высказывания, перестраивая их в нужном направлении, редактируя, расставляя нужные акценты. При этом поддерживается уверенность ребят в том, что они сами приняли нужное решение, с помощью вожатого они включаются в процесс обучения принятия решений. Вожатый – организатор, детского творчества, но не автор и не исполнитель идей.
Для появления общности в группе ребят, для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, то есть для обеспечения социально-психологического благополучия, необходима деятельность – интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего не способны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети – активные участники дел, помощники (но не зрители).
Необходимо обратить внимание и на поведение вожатого: важно в меру улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательная интонация. Необходимо постоянное общение с детьми, участие во всех делах вместе с ними, особую заботу и внимание к внешности, самочувствию, настроению детей; необходимо интересоваться успехами ребенка, его мнением, занятиями. Не менее важно эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, вожатому нужно проявлять терпение, ненавязчивость (с шуткой, но последовательно предъявлять требования), представлять детям пример в выполнении всех правил, требований.

План действий в организационныйпериод.

В первые дни необходимо выполнить очень много дел, чтобы все успеть, необходимо иметь план действий. Составить план действий необходимо еще до заезда детей. Очень важно, чтобы особенно в первые дни дети всегда были заняты каким-либо мероприятием, что бы у них не было времени скучать (особенно для детей младшего возраста).

Подготовительный этап. Необходимо запомнить расположение комнат вашего отряда, проверить заранее чистоту комнат, мебель в комнатах и т.п.

Заезд детей.

После прибытия детей на территорию лагеря их делят по отрядам и передают вожатым (обычно это делают начальник лагеря либо старший вожатый, методист).

Первичный медосмотр. Сразу же по приезде детей в лагерь они проходят первичный медосмотр в медкабинете, где медперсонал осматривает кожные покровы, медкарту ребенка.

Расселение детей.

После формирования отряда необходимо расселить детей по комнатам. Обязательное условие: мальчики и девочки должны жить отдельно. При распределении детей по комнатам следует учитывать их пожелания. Но при необходимости, вожатый должен уметь проявить твердость и сам определить вариант расселения. Скажите ребятам, на сколько человек рассчитаны комнаты, и попросите их разделиться. Если желающих проживать в одной комнате окажется больше, чем необходимо, тактично, но твердо и уверенно объясните, что это невозможно, и предложите варианты решения ситуации.

Составление списков

Составьте списки детей вашего отряда, по форме, принятой в ДОЛ.

Проведение инструктажей

В первые же дни обязательно провести с детьми инструктажи, объяснить правила пребывания в детском оздоровительном лагере. Инструктажи необходимо получить у начальника лагеря, старшего вожатого, либо методиста.

Предъявление единых педагогических требований. Формирование дисциплины.

Сразу же необходимо познакомить детей с законами лагеря (закон «зелени», «точного времени» и т.п.), правилами поведения, установить дисциплину в отряде. Не нужно увлекаться «застраиванием» детей. Ваше общение с детьми не должно сводиться только к попыткам установить дисциплину. Все должно проходить в доброжелательной, игровой форме.

Игры

Обязательно в организационный период проводить игры на знакомство, на выявление лидера, на сплочение. Игры способствуют установлению благоприятного микроклимата, более тесному общению участников. Ребята быстрее знакомятся друг с другом и лучше адаптируются к новым условиям.

Знакомство.

После того как все обустроились, соберите ребят на отрядном месте. Это ваш первый отрядный сбор. Основная его задача – это познакомить ребят, помочь ребятам почувствовать себя более свободно и раскованно. Поможет вам в этом, конечно же, игра. Используйте игры на знакомство, раскрепощение, снятие эмоционального зажима («снежный ком», «здравствуйте», «творческий круг» и т.д). Даже если все ребята знакомы друг с другом, не следует пренебрегать этим правилом. Помните, чем больше упражнений на «прикосновение», эмоциональность, подвижность (динамичность), тем больше уверенности, раскрепощённости, желания работать и т.д.

Знакомство не стоит затягивать (всего 20-30 минут), иначе ребятам надоест играть и станет скучно. При подборе игр следует также учитывать количество, возраст ребят, знакомы они друг с другом или нет, в каком помещении вы работаете и т.д.

Не стоит думать, что сразу все всех запомнят по именам. С целью повторения имен играть на знакомство, проводить КТД на узнавание друг друга нужно в течение всего оргпериода.

Как говорит Д.Карнеги, для любого человека самый приятный звук - звук его имени. Обращение по имени - это первый шаг к взаимопониманию и дружбе. Вожатому необходимо постараться в первый же день запомнить имена детей, чтобы не испытывать постоянного чувства неловкости в тот момент, когда нужно обратиться к кому-то из ребят.

Результаты оргпериода:

o вожатый знает имена и особенности всех детей;

o дети адаптировались к новым условиям;

o установлена дисциплина в отряде;

o сформировано самоуправление в отряде, выявлены лидеры;

o определен имидж отряда;

o сплочение коллектива:

o создан благоприятный эмоциональный настрой.

o ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым.

o заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.

o принятие норм лагеря.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: