Сущность и роль региональных финансов




Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения [7.17].

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

 

 

Целью данной работы является рассмотрение доходов и расходов бюджета субъектов Федерации как органической части государственного бюджета.

Задачи работы:

1. Определение и принципы построения бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Определение доходов бюджета.

3. Определение расходов бюджета.

 

Бюджет субъектов РФ (региональный бюджет)

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень
бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований,
находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет
субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит
перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей
субъектов РФ [5.17].

Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных и административно-территориальных образований, то и бюджеты субъектов Федерации представлены разными видами бюджетов - республиканскими (у республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. По мере возрастания роли региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на соответствующей территории усиливается и значение бюджетов субъектов Федерации, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных).

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

· принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

· принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

· принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

· принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней [6.17].

Реализация этих принципов прослеживается и в БСС РФ.

Бюджет субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета (см. Схема 1).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Расходная часть Доходная часть
БЮДЖЕТЫСУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Расходная часть Доходная часть
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
Расходная часть Доходная часть
       

 

Необходимо заметить, что понятие бюджет разнопланово:

· как экономическая категория - совокупность экономических отношений;

· централизованный фонд государства и различных госструктур;

· финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

 

Сущность и роль региональных финансов

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов [9.17].

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории [10.17].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: