Тема: Игра как основа деятельности временного детского коллектива
Основные понятия темы :игра, правила, функции игры, технология игрового моделирования,классификация.
План изучения темы
1. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка.
2. Правила и требования к организации игр с детьми разного возраста.
3. Виды и функции игр.
4. Технология игрового сюжетно-ролевого моделирования.
Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка.
А. Фромм сказал: “Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете”.
Что же такое игра?
Игра – этовиддеятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта.
Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми.
Игра - полезное средство воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей.
Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Ребята участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию. Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность воспитывает умело организованная игра. Одни игры помогают развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить. Другие — технические игры — учат обращаться с различными инструментами, овладевать трудовыми навыками. Чувство юмора, общительность воспитывают игры-шутки, игры-забавы. Игры умные, увлекательные чаще оказываются более действенными в воспитании детей, чем слово. Игра для детей выступает пробой собственных сил, и только в играх педагог, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игра зачастую выступает регулятором в развитии групповых и индивидуальных взаимоотношений, позволяя утвердить нормы взаимоотношений.
|
В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию, форме, по методике организации и проведению игр. В разделе «Что должен знать педагог о своих воспитанниках» мы уже упоминали о возрастных особенностях детей и подростков, о специфике их физического развития. Уточним те возрастные особенности детей и подростков, которые вожатому надо учитывать при организации игровой деятельности.
Правила и требования к организации игр с детьми разного возраста.
Дети младшего возраста. Дети любят и хотят играть, поэтому вожатый должен в совершенстве владеть методикой проведения различных игр.
|
Играя и слушая вожатого, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Каковы условия выполнения детьми поручений в этом возрасте? Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.
Рекомендаций по организации и проведению игр
•Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений. •Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.
•Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
•Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
•Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
• Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
• Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно- ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.
|
Как ввести детей в игру?
1. Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут, и невольно будут нарушать.
В дальнейшемправила игрыпусть дети вспоминают сами.
2. Разделить детей на команды можно так: построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» — одна команда, «вторые» — другая команда. Либо поступают таким образом: выбираются два ведущих, отряд разбивается на пары, каждая пара придумывает себе название какого-либо животного, растения, предмета; затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов командыиз этих пар. Есть еще следующий способ разделения на команды: выбираются (назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего по своему усмотрению. Так комплектуются команды.
3. Вожатый участвует в игре вместе с детьми.
Дети среднего возраста. Рекомендации по организации и проведению игр:
• подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
• некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;
Как ввести ребят в игру?
1. Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.
2. Делить ребят на группы, так же как и в случае с детьми младшего возраста. 3. Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).
Подростки. Рекомендации по организации и проведению игр:
• игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;
• она может быть рассчитана на длительную подготовку;
• важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее. Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им в летнем лагере видам деятельности.
Как ввести подростка в игру?
Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества вожатых, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание ее, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры — залог их активного участия в ее проведении. Разделить подростков на команды можно ранее описанными способами или в зависимости от личных привязанностей, интересов. Если в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, вожатый может поступить следующим образом:
-Назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки;
-Предложить каждому из них пригласить по одному человеку из отряда к себе в команду;
-Затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности. Вожатый играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.
3. Виды и функции игр:
Познавательные – большие возможности для расширения объёма информации, стимулирую процесс перехода от любопытства к любознательности, это средство развития интеллектуальных и творческих способностей. Эти игры снижают психические и физические нагрузки.
Формы познавательных игр:
– соревнование (командное) – развивают творческое мышление, учат слушать других, эмоциональны (“5 из 36”, КВН, “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?” и др). Необходимо учитывать имеющийся объём знаний и возраст ребят.
– игры-путешествия – в яркой, увлекательной форме развивать интересы, формировать познавательную активность (“Школа юного индейца”, “Волшебный лабиринт”…)
Подвижные игры, игры-аттракционы. Дословный перевод с французского “аттракцион” обозначает “притяжение”, “привлечение”. Аттракционами принято называть игры-состязания, соревновательные досуги, построенные на преодолении трудностей. Аттракцион – это смекалка, выдумка, озорство, общение.
Формы: подвижные (“У медведя во бору”, “Мяч по кругу”, “Третий-лишний”…), аттракционы (“Кто сильнее”, “Кто быстрее?”…)
Художественно-артистические. Все дети-артисты и лицедеи, а эти игры развивают детскую фантазию, способности, общительность, снимают психологическую нагрузку.
Формы: концерт “Ромашка”, город фантазёров… Привлекают тем, что не требуют предварительной подготовки участников, необходимо лишь желание поучаствовать в игре.
Развивающие игры – это средство развития способностей ребёнка, сообразительности, изобразительности.
Формы:
Развивающие координацию (“Вращай одновременно”, “Прыжок с поворотом”).
Развивающие глазомер (“Проверь, потом отмерь”, “Определи на глаз количество”).
На развитие внимания (“Различи в шуме”, “Сосчитаете ли?”)
На развитие памяти – слуховой (скороговорки – сколько слов), зрительной (цвет и форма, движение по памяти), сенсорной (рука всё помнит).
На развитие наблюдательности (описать друга).
Ролевые игры (по словам Выготского – Вершина эволюции игровой деятельности). Выполняя в воображаемой ситуации те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребёнок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни.
Сюжетно-ролевые, имитационные.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
o Обучающая – развитие памяти, внимания, восприятия.
o Развлекательная – создание благоприятной атмосферы.
o Коммуникативная – объединение коллектива, эмоциональные контакты.
o Релаксационная – снятие эмоционального напряжения.
Этапы планирования игры:
1. Постановка цели, задач (зачем проводить, для кого?Что необходимо развить, чему научить.)
2. Определить форму.
3. Придумать название.
4. Правила отбора участников.
5. Правила игры.
6. Этапы игры.
7. Содержание каждого этапа.
8. Время на выполнение каждого задания.
9. Работа членов жюри – заготовки для них, критерии оценивания, момент подведения итогов (промежуточных, основных).
10. Придумать, изготовить или закупить призы.
11. Подобрать помощников.
12. Продумать свой внешний вид.
13. Подобрать инвентарь и технические средства.