Эссе на тему: «Современный педагог не может быть только предметником».




Странная штука жизнь. Неправда ли?

Даже если вы серьезный и ответственный человек и все ваши решения и поступки продиктованы логикой и здравым смыслом, ваш жизненный путь редко представляет восходящую прямую. Скорее наоборот. Обернувшись и посмотрев на все в перспективе, вы увидите «змейку шагов, петляющую вокруг трех сосен».

Не знаю как у вас, а у меня именно так.

Меня всегда что то увлекало и захватывало. Волновало и беспокоило. Интересовало и занимало.

Думаю в этом «виноваты» мои родители и то время, в которое я родился, в котором взрослел. Иначе и быть не могло.

Мама- учитель биологии и географии.

О, сколько сокровищ хранилось в кладовке ее кабинета: плакаты, карты, гербарии, препараты,микроскопы…Там всегда было чем поживиться голодному любопытству маленького человека.

Отец-офицер советской армии. Военный гарнизон, техника и оружие, парады и стрельбы -место «силы», как сказали бы сейчас дети. Для нас же просто детская площадка. Здесь мы взрослели и не всегда это было безопасно. Зато всегда интересно.

Дальше - больше. Школа, кружки и спортивные секции, университет и не один…

К чему я все это?

Ни один человек не может быть просто сапожником, врачом либо учителем. Человек не функция, он многогранная, разносторонне развитая личность. Его профессионализм, ни что иное, как сумма характера, знаний, и опыта. Именно наш жизненный путь, а не диплом университета, определяет какими специалистами мы становимся.

В наше время этот тезис особенно актуален.

Мне пришлось пройти путь от выпускника факультета ветеринарной медицины до учителя физической культуры, сменив несколько специальностей и мест работы.

«Потерянное время, упущенные возможности»- скажут люди, но это не так.

Именно с позиции своего жизненного опыта я могу со всей ответственностью заявить, что учитель сегодня не просто ретранслятор своего предмета. Это личность, обладающая педагогической компетентностью. Человек способный не столько научить, сколько вооружить ученика жаждой к знанию и путям его достижения. Человек способный научить учиться.

И дело вовсе не в пресловутом ФГОСе…

Современный ребенок полон информации, словно знаменитая «чаша Конфуция». Школа давно утеряла монополию на знания. И уже ее не вернет. Ребенок приходит на урок, держа у себя в голове картину мира во всей его полноте. Так, по крайней мере, он думает.

Мы же пытаемся нарисовать ее используя цвета и краски своего и близких к нему предметов. Ученик видит ущербность нашего произведения и не принимает его.

Раньше он собирал картину по частям, как pazl, из наших рук. Сейчас нет. Он видел. Ему показали. Два великих мудреца и «всезнайца»- Google и You Tube. Причем показали не разделяя мир на историю и физику, на спорт и физическую культуру, на общее и частное, на правду и ложь.

Что мы можем этому противопоставить. Какие «краски» использовать, какие «пейзажи» изобразить…

Будем честны- мы не знаем.

«Плохие художники»- говорят нам.

«Вот если бы…..».

Дальше либо многозначительная тишина, либо невнятные фантазии.

Модернизация, новые технологии, решая частные проблемы освоения материала, не могут восполнить пустоты фрагментного восприятия и низкой актуальности знаний для ученика. Детям скучно с историками, с физиками…

Им интересны мы. Что мы знаем и умеем, и зачем нам это было нужно, и как это знание поможет им. Наш личный опыт, наши чувства, наши победы и поражения. Педагог не может больше оставаться только преподавателем, носителем педагогических компетенций. Наш профессионализм, прежде всего, важен работодателям и родителям, а детям нужны мы. Как товарищи, защитники, друзья.

На собственном опыте я убедился, что чувство юмора, честность и личный пример в разы сокращают расстояние от «это невозможно, зачем мне это», до «я это умею, я это могу». Отсутствие оценочных рамок и обстановки «зачета» на уроке раскрепощает ученика, помогает раскрыть потенциал ребенка. Оценку можно поставить и после, а научить необходимо сейчас.

Опыт прошлых поколений ничего не стоит без применения в реальной жизни ребенка. Здесь и сейчас, сегодня. Завтра будет поздно. Вспомните слова детской песни: «Нет, нет, нет мы хотим сегодня…. нет, нет, нет мы хотим сейчас».

Интернет - современное поле битвы за поколения. Именно войны за «портрет» будущего человека. Социальные сети - казармы и училища нашей молодежи, кадетские корпуса современных детей.

Это не правильно, но это так.

Мы, родители и педагоги, были не готовы к этому, и дело не в возрасте. Причина в принципах и методах воспитания. Нашего воспитания.

Мы должны измениться. Не рисовать за ученика картину мира, а понять и увидеть его собственную. Дополнить, уточнить, расширить, скорректировать если это необходимо. Указать на новые горизонты.

Быть рядом. Стать примером. И не только в стенах учебного заведения. Быть интересным, играть на их поле. Позволить им научить чему-нибудь нас. Размыть границу формальностей, сохраняя авторитет не учителя, но «знающего товарища».

Время доктрин прошло. Сегодня все подвергается сомнению. Науки все чаще и чаще пересматривают содержание своего предмета, справедливость законов, достоверность фактов. Поспеть за прогрессом все сложнее. В19-ом веке человек рождался и умирал под скрип телег, в 20-ом он увидел полет ракеты, в 21- ом, кто знает…

Как быть нам- хранителям традиций, ревнителям достижений ученых прошлого. Бросить все, учить как раньше? По старой и проверенной десятилетиями «советской» школе.

Удобный ответ, неправда ли?

Но там ли мы ищем? Тот ли вопрос мы задаем? Не являемся ли мы заложниками своего образования, своего образа мысли, своей картины мира?

«Мы не учим вас быть врачами, мы учим вас учиться быть врачами»- любил поговаривать мой преподаватель цитологии. Это было задолго во внедрения ФГОС. Это не новая мысль.

Вооружить ученика приемами и методами добычи нового знания, его анализу и синтезу, поиску решений и постановки корректных целей в жизни и профессии. Формируя базу, дать простор для роста. Позволить мыслить дивергентно, не осуждая за нелепые мысли, высказанные в слух. Слушать и слышать. Дать ребенку «право» говорить, а не пересказывать, ставить свои задачи, а не решать чужие примеры. Хоть иногда, не все сразу. Этот путь мне представляется наиболее верным.

На учителей ложиться бремя и ответственность за будущие поколения. Это наша работа и наше призвание. Необходимо соответствовать требованиям времени, жить в постоянном развитии. Меняться, внешне оставаясь неизменным. Развиваться там, где это необходимо и научиться отбрасывать груз низвергнутых истин. Подставляя плечо ученику самому научиться ходить.

Педагог не может оставаться только предметником. Он должен стать другом, старшим товарищем, носителем универсального знания. Удивительной личностью с функцией знания конкретного предмета. Архитипом поведения и морали. Не образцом для подражания и копирования, но маяком на жизненном пути маленького человека.

Стать им нелегко. Это очень сложный путь от «это невозможно, зачем мне это», до «я это умею, я это могу».

Пройти путь самому, дабы показать его другим…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: