I. Конкурсное испытание «ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ»
Цель: демонстрация профессиональной и гражданской позиции на заданную тему.
Формат: публичное выступление на заданную тему до 7 минут. Ответы на вопросы жюри - до 3 минут каждый финалист.
Темы выступлений для каждого участника, отражающие современные тенденции развития образования, определяются и утверждаются организационным комитетом Конкурса. Тема и очередность выступления финалистов определяется жеребьёвкой накануне конкурсных испытаний.
Публичное выступление является монологом по форме, а по существу – это диалог. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз.
Публичное выступление - речь произносимая, а не читаемая! И чем более ему свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее его воздействие на слушателей. В то же время, это речь подготовленная, базой для него, как правило, служит написанный текст.
Методические приемы, облегчающие восприятие выступления участника:
1. Сообщение интересных фактов, простых и ярких примеров при раскрытии сложных теоретических вопросов.
2. Отражение связи излагаемого научного материала с практикой и профессиональной деятельностью.
3. Комбинирование монологического и эвристического метода изложения лекционного материала.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 4 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в 0, 1 или 2 балла.
№ | Критерии | Показатели | Баллы |
1. | Оценка содержания выступления | соответствие выступления заданной теме | От 0 до 10 |
отражение в выступлении социокультурной основы современного образования и тенденций его развития | |||
информативность, раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами | |||
актуальность высказываемых идей и положений | |||
раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений | |||
2. | Организационная культура выступления | акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах выступления, тайминг (хронометраж) | От 0 до 10 |
логичность, доказательность и аргументированность изложения | |||
ясность и доступность материала с учетом подготовленности слушателей | |||
использование методов активизации мышления слушателей, использование ИКТ и раздаточного материала | |||
запоминающееся заключение | |||
3. | Коммуникативная и информационная культура педагога | эмоциональность, живая, увлекательная манера выступления, умение держаться перед аудиторией, контакт с залом | От 0 до 10 |
эрудированность педагога, глубина и широта знаний по теме | |||
умение профессионально аргументировать и/или комментировать идеи | |||
использование приемов поддержания внимания (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы и т.п.) | |||
использование различных приёмов для предъявления информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение) | |||
4. | Результативность выступления | раскрытие заданной темы, степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов | От 0 до 10 |
реализация принципа органической связи теории с практикой | |||
информационно-познавательная ценность выступления | |||
воспитательное воздействие выступления | |||
точность и полнота ответов на вопросы жюри | |||
Максимальное количество баллов |
II. Конкурсное испытание – ток – шоу
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР»
На данном конкурсном испытании финалисты демонстрируют уровень публичного представления, обоснования и защиты своих взглядов на образование и развитие личности в социуме; проявляют свой публицистический талант; пытаются возбудить интерес общественности к проблемам и перспективам муниципальной системы образования.
Формат: ток-шоу, в котором финалисты Конкурса ведут обсуждение проблемных педагогических ситуаций в рамках заданной темы. Тема ток-шоу определяется организационным комитетом Конкурса и оглашается накануне проведения мероприятия.
Регламент: 60 минут.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
№ | Критерии | Показатели | Баллы |
1. | Информированность и понимание тенденций развития образования | понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора) | от 0 до 5 |
понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики | |||
включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт) | |||
разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений | |||
видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии дошкольного образования | |||
2. | Масштабность и нестандартность суждений | нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности) | от 0 до 5 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах (творческий подход н способность удивить) | |||
акцентирование внимания па актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой современного образования | |||
демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем | |||
обращение внимания на вызовы времени и запросы социума | |||
3. | Аргументированность и конструктивность предложений | понимание смысла педагогической деятельности и умение выявить и сформулировать педагогическую проблему | от 0 до 5 |
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования | |||
реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогической практике | |||
содержательность, аргументированность, конкретность собственной позиции | |||
умение быть логичным, понятным аудитории | |||
4. | Коммуникационная и языковая культура | умение вести профессиональный диалог и давать комментарии по рассматриваемым темам | от 0 до 5 |
культура речи и корректное использование понятийного аппарата | |||
уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям | |||
понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению | |||
наличие собственной позиции по заданной теме, убедительность, наглядность и четкость в представлении своих взглядов | |||
5. | Наличие ценностных ориентиров и личная позиция | понимание ценностных ориентиров современного образования и наличие мировоззренческой позиции | от 0 до 5 |
постановка воспитательных целей и понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности | |||
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы детей, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержку безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | |||
раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности | |||
обращение внимание на формирование гражданской позиции в системе образования | |||
Максимальное количество баллов |