Лекция 1 Государственное значение транспорта.




План:

1. Понятие о транспорте.

2. Классификация транспорта по назначению.

3. Составляющие транспортного процесса.

 

1. Понятие о транспорте.

 

Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, об­служивающей основные отрасли экономики: добывающую, пере­рабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфра­структура включает в себя также связь, энергетику, систему мате­риально-технического снабжения.

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокуп­ность средств и путей сообщения, нормальную деятельность кото­рых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения — это подвижной состав (автомобили, при­цепы, полуприцепы на автомобильном транспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта и т.п.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и т.п.).

Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д.

В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (под­вижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необ­ходимо рассматривать транспорт как систему. Система представ­ляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определен­ному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономи­ки, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, про­мышленный (технологический) и специализированный.

Отсюда и его специфическая роль в обеспечении (опосредо­ванно) роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную про­дукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуе­мой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быст­рой его доставки в комфортных условиях.

Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.

Темпы развития транспорта должны несколько опережать по­требности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров яв­ляется серьезным тормозом в развитии экономики.

Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отстава­нию отдельных отраслей промышленного производства и сель­ского хозяйства. Так, плохие дороги или отсутствие дорог не по­зволяют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограни­ченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к мес­ту работы или проживания может отрицательно сказываться на их здоровье и работоспособности.

Транспорт участвует в производственном процессе любого пред­приятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в сред­ства производства и процессы выработки товаров на тех предпри­ятиях, которые он обслуживает, т.е. в определенных случаях транс­порт является составной частью технологического процесса про­изводства данного продукта.

Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению гру­зов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производ­ства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги —товар—деньги», на ко­торой строится любая экономика.

Транспорт — очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10 % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребля­ет 60 % мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 40 % лакокрасочных изделий и др.

На транспорте одновременно находится примерно 27 — 30 млнт различных грузов.

Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы могут составлять в среднем 15— 18 % от общей стоимости перевозимой продукции, но по отдельным видам грузов могут быть значительно выше (например, при перевозке нефтепродук­тов они доходят до 40 %, строительных грузов — до 50 %, пище­вых продуктов — до 25 %, а сельскохозяйственной продукции — до 100 % в связи с плохим качеством дорог в отдельных регио­нах).

Одним из показателей уровня развития страны является состо­яние транспорта.

Существуют причинно-следственные связи между уровнем развития транспорта и структурой общества. Так, появление железнодорожного транспорта связало города и страны, облегчив освоение новых территорий для проживания населения и произ­водства продукции. Рост городов, в свою очередь, обусловил раз­витие городского транспорта и создание новых видов транспорта для качественного обслуживания городского населения.

 

 

2. Классификация транспорта по назначению.

 

Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отрас­лей экономики.

Транспорт способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации. В этом состоит политическое значение транспорта.

Культурное значение транспорта состоит в возможности рас­пространения с его помощью эстетических ценностей, что повы­шает культуру и образование населения. Сам транспорт также стал элементом культуры:

создаются музеи по всем или отдельным видам транспорта;

проводятся выставки достижений транспортной промышлен­ности;

организуются общества по распространению идей и достиже­ний на транспорте.

Туризм, являясь элементом культуры, задействует все виды транспорта. Так, на морском транспорте существует сеть круиз-ных маршрутов, которые работают во взаимодействии с назем­ными видами транспорта.

Особая роль в туризме, а главное в экскурсионном обслужива­нии, отводится автомобильному транспорту.

Социологическое значение транспорта состоит в экономии вре­мени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. вре­мени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. При недостатках в работе транспорта, обслуживающего население, транспортная усталость может сни­жать производительность труда на 12 %.

Неоценимо научное значение транспорта. Потребность в совер­шенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки, в свою очередь, позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне при уменьшении за­трат (взаимоотношения транспорта и науки подробно рассмот­рены в разд. 9.1).

Транспорт имеет большое значение для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.

Примером может служить перебазирование промышленного производства из европейских регионов страны за Урал в самом начале Великой Отечественной войны, что обеспечило нашей стране победу над Германией.

 

 

3. Составляющие транспортного процесса.

 

Транспортный процесс состоит из трех основных элементов: погрузки, движения и разгрузки.

Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нуж­ному месту, организацию фронта работ, накопление, формиро­вание и сортировку груза, оформление документов, сопровожда­ющих перевозку. Главным документом при перевозках является товарно-транспортная накладная, на основе которой грузоотпра­витель списывает со счетов своего предприятия материальные цен­ности, передавая их на период перевозки работникам транспорта. Все риски, связанные с сохранностью товара, с этого момента переходят от грузовладельца к перевозчику. Перевозчик не явля­ется владельцем груза, но на период перевозки отвечает за него материально.

Движение является основной функцией транспорта. Усложнив­шееся движение транспортного потока требует большего внима­ния и от составителей маршрутов, и от исполнителей (водителей, машинистов, капитанов) для сокращения времени в пути и га­рантированной безопасности перевозки грузов или пассажиров.

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузо­владельцами или, при желании и возможности, работниками транспорта, которые часто не хотят зависеть от условий грузовла­дельцев, для сокращения времени на погрузочно-разгрузочные работы и общего времени производственного процесса. Эти опе­рации — наиболее сложные и трудоемкие, влияющие на время задержки транспортного средства, а следовательно, на уменьше­ние его производительности.

Разгрузка — это подача транспортного средства в зону работ, расформирование и сортировка груза, оформление документов на прибывший груз. По товарно-транспортной накладной груз пере­дается грузополучателю, который принимает на себя материаль­ную ответственность. Все риски за груз переходят с перевозчика на грузополучателя.

Производственные процессы на транспорте — массовые, по­вторяющиеся (погрузка—движение—разгрузка). Так как перевоз­ка осуществляется на различные расстояния, что связано с дис­локацией (размещением) грузовладельцев, требуется оператив­ное составление заданий на перевозку.

Осуществление транспортного процесса сопровождается боль­шим потоком информации, включающим в себя: путевой лист на транспортное средство с указанием груза, маршрута; товарно-транспортные накладные на груз; информацию по организации движения на маршруте, оперативную информацию при сбойных ситуациях и т. д. Перемещение транспортных средств вне пределов предприятия создает большие трудности для контроля и опера­тивного вмешательства из-за невозможности быстрой передачи информации, особенно в случаях сбоя, отказа от приемки груза вследствие, например, поломки кранов или отключения электро­энергии на фронте погрузки-разгрузки и т. п.

Транспортные предприятия многочисленны, в основном они небольшие по размерам и территориально разбросаны.

Влияние случайностей (стохастики1 Стохастика — процесс, течение которого зависит от случая, вероятности того или иного события) делает производственный процесс на транспорте неустойчивым и заранее трудно прогнози­руемым. Например, сильный ливень может значительно снизить запланированную скорость движения транспортного средства, вплоть до его остановки.

Характеристика транспортной продукции обусловлена особен­ностями транспортного процесса.

Особенность транспорта состоит в том, что производственный процесс на транспорте — это процесс перемещения грузов и пас­сажиров, который и является продукцией транспорта. Поэтому транспортная продукция имеет нематериальный характер.

Транспорт продолжает и завершает процесс производства про­дукции до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, ког­да продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Следовательно, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или пасса­жирами.

Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспорт­ной отрасли — невозможность создания запаса «продукции транс­порта». Без запаса, который снимает часть риска сбоя (по разным причинам) при доставке груза или пассажира, практически рабо­тать нельзя, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств.

Например, при перевозках пассажиров в транспортном пред­приятии всегда существуют 1 — 3 резервных единицы подвижного состава, готовых при выходе с линии транспортного средства за­менить его в кратчайшие сроки.

Продукция транспорта воздействует на размеры общественно­го производства, так как является необходимым условием обслу­живания процессов производства отраслей экономики, и активно воздействует на развитие производительных сил и размещение (географию) производства, что, в свою очередь, способствует совершенствованию транспорта.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную стоимость перевозимой продукции, так как грузовладельцы осу­ществляют оплату транспортных затрат, которые они затем, при продаже, добавляют к стоимости своей продукции. Считается, что стоимость груза не влияет на стоимость транспортной продукции. Однако нужно помнить, что более дорогой или с особыми свой­ствами товар (например, скоропортящиеся продукты питания) требует при транспортировке больших затрат, так как необходим специализированный транспорт, эксплуатация и обслуживание ко­торого стоят дороже обычного транспортного средства. Примером подобного удорожания может служить перевозка драгоценных ме­таллов или денежной массы, которая должна осуществляться в специализированных бронированных транспортных средствах с охра­ной в пути.

На транспорте предметами труда служат перевозимые грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время перевозочного процесса перевозчик несет за них полную матери­альную ответственность.

Как уже отмечалось, без опережающего развития транспорта практически невозможно функционирование отраслей экономи­ки, т.е. сначала должна быть построена вся транспортная инфра­структура для «накопления» транспортной продукции, а затем начата работа отрасли. В противном случае производимый товар не достигнет сферы потребления, что равносильно для общества его отсутствию. Для отрасли это будет означать омертвление вло­женного капитала без возможности дальнейшего развития.

Транспортная продукция обладает одной особенностью: с уве­личением объемов перевозимых грузов (пассажиров) возникает необходимость перехода на другой вид транспорта. Например, при возрастании перевозок нефти и нефтепродуктов по железной до­роге ее необходимо заменить на трубопроводный транспорт или при росте населения в городе свыше 1 млн человек необходимо строительство метрополитена, обладающего большими провозны­ми способностями, чем наземные виды городского транспорта.

Поскольку транспортная продукция производится только в период движения транспортных средств с грузом или пассажира­ми, то ее количество зависит от времени простоев при погрузоч-но-разгрузочных операциях, т. е. уровня механизации и автомати­зации перегрузочных и складских процессов, а также использова­ния прогрессивных технологий перевозки (контейнерной, пакет­ной, интермодальной и т. п.).

Нематериальный характер транспортной продукции изменяет состав ее себестоимости1(Себестоимость — это затраты, необходимые для производства одной едини­цы продукции.). Если в отраслях экономики значительные

затраты идут на приобретение сырья, из которого производится продукция, то в транспортной отрасли при отсутствии сырья по­чти 50 % себестоимости уходит на заработную плату водителей, выполняющих транспортную работу. В эти же 50 % входит та часть износа транспортного средства, которая в будущем будет исполь­зована на приобретение нового транспортного средства.

Особенностью транспортной продукции является также тот факт, что ее производство проходит вне транспортного предпри­ятия. А так как транспортные средства обладают повышенной мобильностью, то контроль за производством транспортной про­дукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления об­ратной связи, т.е. воздействия на процесс производства продук­ции.

Выходом из этого положения можно считать широкое разви­тие информационных оперативных систем, особенно мобильной телефонной связи.

Развитие транспорта и производство его продукции в значи­тельной степени зависят от политики в экономике. Так, при ры­ночных отношениях, когда временной фактор зачастую важнее экономического, более значимым становится применение авто­мобильного транспорта за пределами эффективного расстояния.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная

1. Единая транспортная система / Под ред. В.Г. Галабурады. - М.: Транспорт, 2001.

«Общий курс транспорта» В.Е. Парунакян. Мариуполь 1998 135 стр.

2. «Общий курс промышленного транспорта » В.Е. Парунакян, В.К. Губенко. Киев 1992 265 стр.

3. Взаимодействие различных видов транспорта. приме -

ры и расчеты / Под ред. Н.В. Правдина. - М.: Транспорт,

1989.

4 «Общий курс транспорта» В.Е. Парунакян. Мариуполь 1998 135 стр.

5. Д е р т я р е н к о В., С и м и н В.В., К о с т е н -

к о А.И. Организация перевозок грузов. - М.: Изд - во

6. Железной дороги. Общий курс: Учебник для вузов / Под ред. М.М.Уздина. СПб. Информационный центр «Выбор », 2002. - 368 с.

7. Н.П. Журавлев, О.Б. Маликов. Транспортно - грузовые системы: Учебник для вузов ж.-д. д.транспорта. - М.: Маршрут, 2006. - 368 с.

8. А.А. Тимошин, И.И. Мачульский, В.А. Голутвин, А.Л. Клейнерман, В.И. Копырина. Комплексная механизация и автоматизация по грузочно - разгрузочных работ на железнодорожном транспорте. М.: Маршрут, 2003. - 400с.

9. Голубкин Б.П. Управление грузовой и коммерческой работой, Грузоведение.: Уч.пос. - М.: РГОТУПС, 2007. - 215 с.

10. А.Т. Демченко, В.И. Апатцев, И.Е. Дмитренко, В.И. Некрашевич, Н.А. Ротанов. Общий курс железных дорог: Учебное пос. - М: РГОТУПС, 2006. - 442 с

 

Вспомогательная

 

11. Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте / Под ред. А.А. Смехова. - М.: Транспорт, 1990. - 351 с.

12. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте / Под редакцией П.С. Грунтовая. М.: Транспорт, 1994. - 543 с.

13. А.К. Пашков, Ю.Н. Полярин. Пакетирование и перевозка тарно -штучных грузов. М.: Транспорт, 2000. - 254 с.

14. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб.для вузов же. - Д.трансп. / Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМК МПС Украины, 2001. - 600С.

15. Величко В.И., Сотников Е.А., Голубев Б.Л. Система фирменного транспортного обслуживания. М.: Интекс, 2001. - 184 с.

16. Ульяницкий Е.М., Филоненко А.И., Ломашов Д.А. Информационные системы взаимодействия видов транспорта: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. - М.: Маршрут, 2005. - 264 с.

17. Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник / Под ред. Проф. К.В. Холопова. - М.: Юристъ, 2000. - 684 с.

18. Логистические транспортно - грузовые системы: Учебник для студ.высш.учеб.заведений / В.И. Апатцев, С.Б. Левин, В.Н. Николашин и др.; Под ред. В.М. Николашина. - М.: Издательский центр «Академия », 2003. - 304 с.

19. Единая транспортная система: Учеб.для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. Второй изд.с изменен.и доп. - М.: Транспорт, 2001. - 303 с.

20. Правдин Н.В., Негрей В.Я., Подкопаев В.А. Взаимодействие различных видов транспорта: (примеры и расчеты) / Под ред. Н.В. Правдина. - М.: Транспорт, 1989. - 208 с.

21. Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Транспорт, 1986. - 176 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: