Возрастные особенности и потребности детей
Младший возраст (6-9 лет)
Прогнозируемые трудности | Варианты решение |
1. Болезненно переживают разлуку с семьей (Слёзы) | 1. Отвлечь интересными делами, переключить внимание. |
2. Чувство страха перед независимостью, боязнь новой обстановки (Раздражительность, тоска по дому) | 2. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе. |
3. Любознательность (Множество вопросов) | 3. Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ несколько раз, сколько необходимо для понимания. |
4. Повышенный интерес ко всему неизвестному (Готовы пробовать всё на вкус) | 4. Проводить профилактические беседы. Рассказать детям о ядовитых ягодах, грибах, растениях. |
5. Демонстрируют свою смелость (Опасность травматизма) | 5. Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. |
6. Отсутствуют навыки самообслуживания и четкого режима дня (Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи, надевают грязную одежду, забывают чистить зубы, мыть руки перед едой, иногда ложатся спать в верхней одежде) | 6. Терпелива приучать к порядку. Контролировать соблюдение правил личной гигиены. Проявить особое внимание вечером, например, рассказать сказку. Не ругать ребенка за то, что разбудил вас ночью по своим нуждам. |
7. Домашние привычки (Привычка есть медленно, всухомятку) | 7. Пресекать перекусы, приучать к питанию по режиму, следить, чтобы съедали первое. Давать необходимое количество времени для приёма пищи. |
8. Впечатлительность, страхи и слезу в темноте | 8. Проявлять особое внимание вечером: не организовывать шумные игры, не читать и не рассказывать «страшных» историй, не читать на ночь сказок, в которых есть «элемент страха». Не оставлять детей в полной темноте. |
9. Быстро теряют интерес к занятиям, рассеянное внимание (Утомляемость) | 9. Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными п времени. Не давать поручений, связанных с точным учетом времени. |
10. Робкие и физически слабые дети (Неуверенность в себе). | 10. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания. |
11. Подражание, копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. | 11. Не подавать дурного примера ни в чем. Следить за своим поведением, высказываниями. |
|
Возрастные особенности работы с детьми среднего возраста
(младшие подростки, 10-12 лет)
Прогнозируемые трудности | Варианты решение |
1. Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | 1. Внимательное, доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения |
2. Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурной лексики; бодрствование после отбоя, ночные вылазки, для девочек – неумелое пользование косметикой, украшениями | 2. Проводить разъяснительную работу: беседовать, спорить и убеждать в необходимости соблюдения правил общего распорядка, ведения здорового образа жизни, говорить с ребятами обо всем, в чем они пытаются разобраться: о жизни, об отношениях между людьми, между мужчиной и женщиной, о мировых проблемах |
3. Преувеличенное внимание к недостаткам своей внешности и, как следствие, замкнутость, обидчивость, уход в себя, обостренное переживание своих внешних недостатков | 3. Давать поручения, связанные с необходимостью общения; создавать ситуации, в которых могут проявиться достоинства ребенка, в которых он мог бы убедиться, что внешность не самое главное. Использовать опосредованное воздействие через референтное лицо, которому подросток доверяет, на чье мнение ориентируется |
4. Непослушание, действие «наперекор», выражение своего мнения, споры, инертность после неудач | 4. Изучать интересы детей, чаще прислушиваться к их мнению, проявлять максимум терпения и понимания; меньше мелочных придирок и замечаний; чаще ставить в ситуации, требующие ответственности не только за себя, но и за друга, за отряд, за порученное дело |
5. Проявления, связанные с наличием тайны: укромные уголки, секреты, озорство, шалости и др. | 5. Стремиться к сотрудничеству, соучастию во всех делах, стремиться стать «своим», «одним из них», сохранять доверенные тайны, секреты и разумно их использовать; организовывать игры с элементами романтики |
|
Возрастные особенности работы с детьми старшего возраста (13-17 лет)
Прогнозируемые трудности | Варианты решение |
1. Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критика, вызывающее поведение. Действия опережают мысли. | 1. Разобраться в причинах того или иного поступка. Тактично включить критикана в общее дело. Стараться беседовать с подростком, а не ругать его |
2. Контрастность поведения: чередование плохого и хорошего настроения, замкнутость, «уход в себя» или, наоборот, агрессивность, вспыльчивость | 2. Попытаться понять причину такого поведения подростка и выстроить свою линию поведения с ним в зависимости от причины (дальнейшее поведение ребенка полностью зависит от того, как вы будете себя с ним вести) |
3. Интерес к себе и разочарование от собственного отражения в зеркале | 3. Индивидуальные беседы о проблемах ребенка, полезные советы; находить у подростка лучшие качества и подчеркивать их в коллективной беседе |
4. Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний и отсутствие навыков общения с лицами противоположного пола | 4. Использовать игры, в которых мальчикам и девочкам необходимо общаться, игры с элементами «интимного» (но не сексуального или провоцирующего секс) общения; тактично и серьезно отвечать на вопросы о любви |
5. Разочарование от «несбывающейся» мечты. Кумиромания, обожание | 5. Мечтать вместе с подростками, строить планы на будущее. Уважительно относиться к пристрастиям ребенка, предотвращать насмешки и ссоры |
6. Проявление чрезмерной самостоятельности | 6. Предоставление возможности выбора деятельности, права высказывать свое мнение и отстаивать его, предоставлять подростку так называемую «подконтрольную» самостоятельность, то есть когда вожатый выступает в деле не ведущим, а помощником или ведомым |
13 лет. Обращённость внутрь (интравертность), самокритичность, чувствительность к критике, критически относятся к родителям, избирателен в дружбе.
|
14 лет. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.
15 лет. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.
16 лет. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
Возрастные особенности 13-17 лет:
· Девочки на 2,5 года опережают мальчиков в развитии;
· Завершение роста скелета, улучшается координация;
· Изменение сердечно-сосудистой системы вызывает недостаточное снабжение мозга кислородом, из-за чего повышается утомляемость;
· Повышается возбудимость, недостаточная уверенность в себе;
· Нуждаются в возможности побыть одному;
· Часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников;
· Испытывают потребность в общении «на равных» со взрослыми;
· Более независимы от родителей подчиняются группе;
· Формирование собственного мировоззрения.