Возрастные особенности работы с детьми старшего возраста (13-17 лет)




Возрастные особенности и потребности детей

Младший возраст (6-9 лет)

Прогнозируемые трудности Варианты решение
1. Болезненно переживают разлуку с семьей (Слёзы) 1. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
2. Чувство страха перед независимостью, боязнь новой обстановки (Раздражительность, тоска по дому) 2. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
3. Любознательность (Множество вопросов) 3. Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ несколько раз, сколько необходимо для понимания.
4. Повышенный интерес ко всему неизвестному (Готовы пробовать всё на вкус) 4. Проводить профилактические беседы. Рассказать детям о ядовитых ягодах, грибах, растениях.
5. Демонстрируют свою смелость (Опасность травматизма) 5. Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
6. Отсутствуют навыки самообслуживания и четкого режима дня (Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи, надевают грязную одежду, забывают чистить зубы, мыть руки перед едой, иногда ложатся спать в верхней одежде) 6. Терпелива приучать к порядку. Контролировать соблюдение правил личной гигиены. Проявить особое внимание вечером, например, рассказать сказку. Не ругать ребенка за то, что разбудил вас ночью по своим нуждам.
7. Домашние привычки (Привычка есть медленно, всухомятку) 7. Пресекать перекусы, приучать к питанию по режиму, следить, чтобы съедали первое. Давать необходимое количество времени для приёма пищи.
8. Впечатлительность, страхи и слезу в темноте 8. Проявлять особое внимание вечером: не организовывать шумные игры, не читать и не рассказывать «страшных» историй, не читать на ночь сказок, в которых есть «элемент страха». Не оставлять детей в полной темноте.
9. Быстро теряют интерес к занятиям, рассеянное внимание (Утомляемость) 9. Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными п времени. Не давать поручений, связанных с точным учетом времени.
10. Робкие и физически слабые дети (Неуверенность в себе). 10. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
11. Подражание, копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. 11. Не подавать дурного примера ни в чем. Следить за своим поведением, высказываниями.

 

Возрастные особенности работы с детьми среднего возраста

(младшие подростки, 10-12 лет)

 

Прогнозируемые трудности Варианты решение
1. Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости 1. Внимательное, доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения
2. Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурной лексики; бодрствование после отбоя, ночные вылазки, для девочек – неумелое пользование косметикой, украшениями 2. Проводить разъяснительную работу: беседовать, спорить и убеждать в необходимости соблюдения правил общего распорядка, ведения здорового образа жизни, говорить с ребятами обо всем, в чем они пытаются разобраться: о жизни, об отношениях между людьми, между мужчиной и женщиной, о мировых проблемах
3. Преувеличенное внимание к недостаткам своей внешности и, как следствие, замкнутость, обидчивость, уход в себя, обостренное переживание своих внешних недостатков 3. Давать поручения, связанные с необходимостью общения; создавать ситуации, в которых могут проявиться достоинства ребенка, в которых он мог бы убедиться, что внешность не самое главное. Использовать опосредованное воздействие через референтное лицо, которому подросток доверяет, на чье мнение ориентируется
4. Непослушание, действие «наперекор», выражение своего мнения, споры, инертность после неудач 4. Изучать интересы детей, чаще прислушиваться к их мнению, проявлять максимум терпения и понимания; меньше мелочных придирок и замечаний; чаще ставить в ситуации, требующие ответственности не только за себя, но и за друга, за отряд, за порученное дело
5. Проявления, связанные с наличием тайны: укромные уголки, секреты, озорство, шалости и др. 5. Стремиться к сотрудничеству, соучастию во всех делах, стремиться стать «своим», «одним из них», сохранять доверенные тайны, секреты и разумно их использовать; организовывать игры с элементами романтики

 

 


 

Возрастные особенности работы с детьми старшего возраста (13-17 лет)

Прогнозируемые трудности Варианты решение
1. Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критика, вызывающее поведение. Действия опережают мысли. 1. Разобраться в причинах того или иного поступка. Тактично включить критикана в общее дело. Стараться беседовать с подростком, а не ругать его
2. Контрастность поведения: чередование плохого и хорошего настроения, замкнутость, «уход в себя» или, наоборот, агрессивность, вспыльчивость 2. Попытаться понять причину такого поведения подростка и выстроить свою линию поведения с ним в зависимости от причины (дальнейшее поведение ребенка полностью зависит от того, как вы будете себя с ним вести)
3. Интерес к себе и разочарование от собственного отражения в зеркале 3. Индивидуальные беседы о проблемах ребенка, полезные советы; находить у подростка лучшие качества и подчеркивать их в коллективной беседе
4. Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний и отсутствие навыков общения с лицами противоположного пола 4. Использовать игры, в которых мальчикам и девочкам необходимо общаться, игры с элементами «интимного» (но не сексуального или провоцирующего секс) общения; тактично и серьезно отвечать на вопросы о любви
5. Разочарование от «несбывающейся» мечты. Кумиромания, обожание 5. Мечтать вместе с подростками, строить планы на будущее. Уважительно относиться к пристрастиям ребенка, предотвращать насмешки и ссоры
6. Проявление чрезмерной самостоятельности 6. Предоставление возможности выбора деятельности, права высказывать свое мнение и отстаивать его, предоставлять подростку так называемую «подконтрольную» самостоятельность, то есть когда вожатый выступает в деле не ведущим, а помощником или ведомым

13 лет. Обращённость внутрь (интравертность), самокритичность, чувствительность к критике, критически относятся к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

Возрастные особенности 13-17 лет:

· Девочки на 2,5 года опережают мальчиков в развитии;

· Завершение роста скелета, улучшается координация;

· Изменение сердечно-сосудистой системы вызывает недостаточное снабжение мозга кислородом, из-за чего повышается утомляемость;

· Повышается возбудимость, недостаточная уверенность в себе;

· Нуждаются в возможности побыть одному;

· Часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников;

· Испытывают потребность в общении «на равных» со взрослыми;

· Более независимы от родителей подчиняются группе;

· Формирование собственного мировоззрения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: