Тема: Поддержка электронной коммерции и электронного бизнеса.




Практическая работа №8

Цель работы: Получить навыки работы с платежными системами для электронной коммерции.

Теоретические сведения:

Понятие и сущность электронной коммерции.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), приводит к тому, что большинство крупнейших мировых компаний наряду с традиционным бизнесом начинают использовать и электронную коммерцию.

В настоящее время не существует четкого, общепринятого определения электронной коммерции. Зачастую под электронной коммерцией подразумевается любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным способом. В современной экономической литературе часто используется определение электронной коммерции, данное организацией UNCTAD. Согласно данному определению, «под электронной коммерцией понимаются все формы сделок, связанные с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные».

Определение UNCTAD и некоторые другие являются, несомненно, очень актуальными при рассмотрении вопросов электронного бизнеса и электронной коммерции. Но в них часто не учитывается, что электронная коммерция на современном этапе, как правило, включает в себя не только электронное, но и физическое взаимодействие сторон. В науке международного частного права можно выделить три основных подхода к определению содержания данного термина. В первом электронная коммерция рассматривается как особая форма совершения сделок, ключевым моментом которой является ее заключение и исполнение с помощью электронных средств коммуникации. Правовая природа сделок не меняется.

Таким образом, электронный обмен данными, согласно данной позиции, не меняет сущности взаимоотношений сторон и влияет лишь на форму, в которой эти отношения строятся. В рамках данного подхода существует несколько точек зрения. Согласно позиции М.М.Богуславского, к электронной коммерции следует относить все виды сделок, совершение которых происходит посредством современных коммуникационных технологий. Нередко электронная коммерческая деятельность ассоциируется исключительно с операциями через Интернет (Г.К.Дмитриева). Такое понимание электронной коммерции является узким, поскольку во внимание не берется возможность осуществления операций через другие компьютерные сети.

По мнению Д.В. Гудько, электронная коммерция - это «совокупность технических и организационных форм ведения коммерческой деятельности и совершения сделок с использованием электронных систем и сети Интернет как средства взаимодействия с партнерами, банком, поставщиками и потребителями товаров и услуг». Порой в состав электронной коммерции включают информационное взаимодействие между субъектами частного права и органами государственного управления в рамках налоговых и иных отношений.

Согласно второму подходу, электронная коммерция является новой отраслью хозяйственной деятельности, специфика которой предопределяется использованием современных технологий коммуникации для осуществления коммерческих операций (А.А. Канторович, В.В.Царев) Электронная коммерция согласно данной точке зрения, включает не только хозяйственные операции с использованием информационно-коммуникационных технологий, но и действия, обеспечивающие их осуществление (деятельность провайдеров доступа в сеть, операторов поисковых систем, размещение информационных ресурсов в Интернете).

Третий подход представляет собой более широкое понимание электронной коммерции, как системы хозяйственной деятельности предприятий, основанной на применении электронных технологий коммуникации (С.В. Афонина, А. Саммерс, А.В. Шамраев). При этом в состав электронной коммерции включают все стороны деятельности предприятия: информационный обмен, рекламу, маркетинг, системы управления ресурсами предприятия, взаиморасчеты, послепродажное сопровождение, организацию комплексного обслуживания контрагентов и прочие. При таком подходе электронная коммерция означает использование электронных средств для осуществления любых элементов предпринимательской деятельности. Тем самым, исключая синонимичность с термином «электронная торговля», поскольку в состав электронной коммерции включают даже публичные отношения, между субъектами частного права и государственными органами на основе электронных сообщений. А электронная торговля является лишь одним из основных направлений электронной коммерции. Таким образом, к электронной коммерции относят:

-электронный обмен информацией (ElectroniсDataInterchange, EDI);

-электронное движение капитала (ElectronicFundsTransfer, EFS);

-электронную торговлю (e-trade);

-электронные деньги (e-cash);

-электронный маркетинг (e-marketing);

-электронный банкинг (e-banking);

-электронные страховые услуги (e-insurance).

-электронный обмен информацией (ElectroniсDataInterchange, EDI).

-электронную систему обмена между банками и их клиентами и между поставщиками и покупателями.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии устанавливает (ГОСТР522922004) закрепляет определения,

Связанные с электронным обменом информацией.

В нем содержатся определения электронного документа, электронной среды, цифровой среды, реализации электронного документа, обработки данных.

Электронное движение капитала - это система денежных переводов из одного банковского счёта в другой без использования бумажных денег.

Электронная торговля - осуществление торгово-закупочной деятельности через интернет.

Электронные деньги (e-cash) - это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя.

Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям:

1) фиксируются и хранятся на электронном носителе;

2) выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость;

3) принимаются как средство платежа другими организациями.

Электронные деньги не тождественны безналичным. Электронные деньги, являясь неперсонифицированным платежным продуктом, могут иметь отдельное обращение, отличное от банковского обращения денег, однако могут обращаться, в том числе и в государственных или банковских платежных системах. Чаще всего, обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами (банкоматы, POS-терминалы, платежные киоски и т. д.). Также, используются и другие платежные инструменты различной формы: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и т. д., в которых есть специальный платежный чип.

Электронный маркетинг (e-marketing) - деятельность, направленная на привлечение, удержание и получение выгоды с Интернет-пользователя.

Электронный банкинг - это служба, позволяющая управлять своим банковским счетом через Интернет.

Электронные страховые услуги - страховые услуги, которые можно заказать посредством сети Интернет.

Данный подход к содержанию электронной коммерции представляется наиболее универсальным, поскольку охватывает все сферы хозяйственной деятельности предприятий посредством ИКТ.

Виды электронной коммерции, современные формы осуществления сделок

 

В Науке МЧП существует несколько оснований классификации отраслей электронной коммерции. Так, в частности, по целевой группе потребителей выделяют следующие виды электронной коммерции:

Схема B2B или бизнес-бизнес

Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. B2B — одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто, в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B — продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.

Схема B2C или бизнес-потребитель. В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют быстрее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли — традиционные Интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров. C 2010 года начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

Схема С2С или потребитель-потребитель. Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.

Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других. Они не столь популярны, но, все же, применяются в некоторых специфических случаях. Речь идет о взаимодействии, как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи Интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты с другой. По мнению Зажигалкина А.В., существует восемь основных категорий субъектов коммерции, действующих в данных схемах.

Первая категория – крупные розничные торговые предприятия, продающие товары непосредственно через Интернет согласно модели прямых продаж с использованием традиционных механизмов сделок и отлаженных каналов оплаты и доставки товаров.

Вторая категория – крупномасштабные универсальные Интернет-порталы (например, AOL, Yahoo! и другие), предоставляющие клиентам доступ к коммерческим услугам различных компаний, работающих в разных сегментах рынка, на своем web-пространстве. Клиент в этом случае получает возможность приобрести необходимый перечень товаров и услуг в одном месте, а портал зарабатывает на комиссии от этих сделок.

Третья категория – тематические порталы (каталоги, состоящие из ряда web-сайтов), предоставляющие доступ к услугам компаний, работающих в каком-то одном сегменте рынка.

Четвертая категория – электронные аукционы, которые работают как «биржевые площадки». Они предоставляют продавцам и покупателям удобный механизм для заключения двусторонних сделок. Эта категория коммерсантов развивается в настоящее время быстрее других.

Пятая категория – коммерсанты, которые торгуют продуктами, существующими в цифровой форме (музыка, видеозаписи, тексты, онлайн игры и т. п.). Сюда же относятся коммерсанты, занимающиеся рекламой в Интернете.

Шестая категория – это сайты (набор связанных между собой html-документов, имеющих собственное имя и адрес в сети Интернет), на которых создаются «сообщества», объединяющие потребителей, заинтересованных в продуктах одного класса. Подобного рода сайты позволяют потребителям получать экономию средств за счет оптовых скидок. Эта категория пока только начинает формироваться. Уже заметно стремление к использованию этой модели, например, у покупателей сложной бытовой техники и домашних компьютеров. К седьмой категории следует отнести электронную коммерцию, ориентированную на обслуживание корпоративных клиентов (В2В). В этом секторе, согласно прогнозу американского эксперта ДжэффаХоффмана, можно ожидать наиболее быстрый рост.

Восьмая категория – это услуги по выставлению и оплате счетов (за коммунальные услуги, медицинское обслуживание, страхование и т. п.). Данную категорию можно разбить на несколько видов: платежные терминалы, агрегаторы, банки, процессинговые центры, электронные кошельки, платежные системы.

Платежные системы являются одним из основных элементов инфраструктуры системы электронной коммерции. Совершенствование практики продаж в системе электронной коммерции в значительной мере обусловлено внедрением более надежных, перспективных и эффективных платежных систем. Цифровые деньги как основа платежной системы в сети Internet можно классифицировать по видам организации их функционирования и, следовательно, по уровню безопасности, а также по способу расчета.

В зависимости от способа оплаты и вида используемой цифровой наличности, транзакции в электронной коммерции могут быть классифицированы на следующие разновидности:

- обмен открытым текстом

- системы, использующие шифрование обмена

- системы с использованием удостоверений

- клиринговые системы Internet

- цифровые наличные (PC-вариант)

- цифровые наличные (Smart-card — вариант)

Обмен открытым текстом.

По существу это не система, а самый простой способ оплаты в Internet — с помощью кредитной карты (как при заказе по телефону), с передачей по Internet всей информации (номера карт, imei адрес владельца) без каких-либо особых мер безопасности. К недостаткам данного способа оплаты можно отнести:

-информация легко может быть перехвачена с помощью специальных фильтров, и использована во вред владельцу карты.

-в случае отказа от оплаты у продавца возникают процессуальные проблемы

с оформлением отказа. Данный способ быстро утратил свою практическую ценность.

Системы, использующие шифрование обмена.

Несколько более защищенный вариант по сравнению с предыдущим — оплата с помощью кредитной карты, с передачей по Internet всей информации с помощью безопасных или защищенных протоколов сеанса связи (шифрования). Хотя перехватить информацию во время транзакции практически невозможно, такая информация находится под угрозой изъятия на сервере продавца. К тому же существует возможность подделки или подмены identity как продавцом, так и покупателем. Есть возможность и у покупателя скачать «по кредитной карте» информацию, а затем отказаться от оплаты — доказать, что это именно он пользовался своей картой, а не «злостный хакер», весьма трудно, так как нет подписи.

Системы с использованием удостоверений.

Еще один вариант использования кредитной карты в Internet, гораздо более надежный, это применение специальных защищенных протоколов обмена информации, с использованием удостоверяющих клиента и продавца цифровых сертификатов и цифровой подписи, исключающие отказ от выполнения условий соглашения (оплаты, передачи товаров (информации) или оказания услуг) и подмену identity.

Клиринговые системы Internet.

Главная идея клиринговых систем Internet состоит в том, что клиент не должен каждый раз при покупке раскрывать свои персональные и банковские данные магазину. Вместо этого, он лишь сообщает магазину (работающему в такой системе) свой идентификатор или свое имя в этой системе, после чего магазин запрашивает систему и получает подтверждение или опровержение оплаты. Фактически система гарантирует оплату магазину. При этом клиент передает свои данные один раз с помощью хорошо защищенных протоколов или, вообще, минуя Internet (почтой, например), в систему, где они надежно защищаются. Деньги депонируются в системе любым доступным клиенту образом. Если есть кредитная карта, то возможность расплачиваться с помощью такой системы клиент может практически сразу после регистрации, если нет, то придется подождать, пока деньги (переводом или по чеку) реально дойдут. Система, кроме этого эмитирует цифровые сертификаты, подтверждающие identity (то есть удостоверяющие) клиента и продавца, а протокол «беседы» клиента с магазином использует эти сертификаты и цифровую подпись.

Цифровые наличные (PC-вариант).

Революционным видом расчетов в Internet являются цифровые наличные. Цифровые наличные — это очень большие числа или файлы, которые и играют роль купюр и монет. В отличие от всех вышеперечисленных систем эти файлы и есть сами деньги, а не записи о них. Современные методы криптографии, в частности, алгоритмы слепой подписи, не так давно разработанные, обеспечивают их надежную работу. Затраты на функционирование такой системы значительно меньше затрат на все вышеперечисленные. К тому же отсутствие в схемах расчетов кредитной карты (а значит, и значительных затрат на оплату транзакций процессинговым компаниям) позволяет применять их для расчетов в самом нижнем ценовом диапазоне — меньше одного доллара (такие маленькие платежи называются микро платежами). По мнению специалистов, именно микроплатежи могут обеспечить основной оборот продаж информации в Internet.[35] Кроме того, цифровые наличные могут обеспечить полную анонимность, так как не несут никакой информации о клиенте их потратившем. Одним из вариантов цифровых наличных может быть цифровой чек.

Цифровые наличные (Smart-card - вариант).

Более совершенным достижением в области цифровых денег являются системы цифровых наличных, основанные на использовании технологии smart-card. Современная смарт-карта — это маленький компьютер со своим процессором, памятью, программным обеспечением и системой ввода/вывода информации. Далеко не все смарт-карты несут в себе цифровые наличные. Пока смарт-карта употребляется как обычная дебетовая карта (называемая электронным кошельком), в которую вносятся записи о списании денег, или просто информация о клиенте. Наличные цифровые деньги на базе смарт-карт не только могут обеспечить необходимый уровень конфиденциальности и анонимности, но и не требуют связи с центром для подтверждения оплаты, в отличие от подобных систем на базе PC. Файлы-деньги не могут быть скопированы, пусть нечаянно, или стерты с диска играющими детьми). В связи с этим стоимость транзакции стремится к нулю, компании предлагающие такие системы, при всем желании не могут проследить за транзакциями и взять за них плату, за исключением момента «заправки» карты в банкомате или обналичивания с нее денег. До последнего времени (в пилотных проектах) такие карты использовались для «реальной» жизни: кафе, кино, мороженое, но скоро (а точнее когда широко распространяться читающие их периферийные устройства для PC, которые уже выпускаются) они будут пригодны и для расчетов в Internet.

Платежные системы в электронной коммерции можно классифицировать также в зависимости от способа расчетов на следующие три большие группы:

- кредитные схемы

- дебетовые схемы

- схемы с использованием «электронных денег»

Каждая из приведенных выше схем осуществления платежей в системе электронной коммерции имеет свои достоинства и недостатки. Приведем их для каждой из названных выше групп.

Кредитные схемы.

В основе кредитных схем лежит использование кредитных карточек. При разовых покупках на «электронном рынке» карточка действует так же, как при обычной покупке в магазине: клиент покупает товар или услугу и передает продавцу для оплаты номер своей кредитной карточки.

При многократной оплате одному и тому же продавцу часто используется принцип подписки: клиент один раз сообщает реквизиты кредитной карточки и при дальнейших покупках указывает лишь свое имя, а продавец просто списывает средства с его карточки. Подписку практикуют такие компании как America Online, CompuServe, NewsPageи ESPNET, CyberCash, Open Market, First Virtual.

Основными достоинствами кредитной схемы платежей являются следующие:

- Привычность для клиентов и правовая определенность.

- Достаточно высокая защищенность конфиденциальной информации за счет использования протокола SET, разработанного компаниями MasterCard, VISA, Microsoft и IBM. В соответствии с этим протоколом номер карточки, передаваемый по сети, шифруется с использованием электронной подписи клиента. Дешифровку смогут осуществлять только уполномоченные банки и процессинговые компании. Протокол SET должен обеспечить защиту клиентов от недобросовестных продавцов и защиту продавцов от мошенничества при помощи поддельных или краденых карточек.

К недостаткам относятся такие:

- необходимость проверки кредитоспособности клиента и авторизации карточки, повышающая издержки на проведение транзакции и делающая системы неприспособленными для микро платежей, являющимися целевым рынком платежных систем Internet;

- отсутствие анонимности и, как следствие, навязчивый сервис со стороны торговых структур;
- ограниченное количество магазинов, принимающих кредитные карточки.

Дебетовые схемы.

Дебетовые карточки могут использоваться при оплате товаров и услуг через WWW в режиме онлайн так же, как при получении наличных в банкомате: для совершения платежа клиент должен ввести номер карточки и PIN-код.

Однако на практике этот вариант используется редко. Гораздо шире распространены электронные чеки. Электронный чек, как и его бумажный аналог, содержит код банка, в который чек должен быть предъявлен для оплаты, и номер счета клиента. Клиринг по электронным чекам осуществляют различные компании, например CyberCash, NetCheque. В системе NetCheque при открытии счета выпускается электронный документ, в котором содержится имя плательщика, название финансовой структуры, номер счета плательщика, название (имя) получателя платежа и сумма чека.

Основная часть информации не кодируется. Как и бумажный чек, NetCheque имеет электронный вариант подписи (цифровую группировку), подтверждающий, что чек исходит действительно от владельца счета. Прежде чем чек будет оплачен, он должен быть подтвержден электронной подписью получателя платежа.

К категории дебетовых схем можно отнести и расчеты с помощью электронных кошельков, для которых предусмотрен клиринг транзакций, в том числе с помощью виртуальных электронных кошельков (сумма хранится в этом случае на жестком диске компьютера; примером системы виртуальных кошельков может служить система Cybercoins, разработанная компанией CyberCash).

Достоинством дебетовых схем платежей является то, что они избавляют клиента от необходимости платить проценты за кредит. В странах, где исторически сложилось преобладание дебетовых карточек, расчеты на «электронном рынке» по дебетовым схемам вписываются в привычную модель поведения клиентов, что очень важно.

Проблема безопасности платежей для дебетовых схем пока не находит приемлемого решения. Дело здесь не в том, что протокол SET гораздо эффективнее систем обеспечения безопасности платежей, предлагаемых применительно к дебетовым схемам, а в том, что за этими схемами не стоят такие громкие имена, как VISA или Microsoft. Отсутствие поддержки солидных фирм на уровне безопасности, это одна из причин непопулярности дебетовых схем расчетов.

Тем не менее, в секторе мелких платежей, где проблема безопасности стоит, не столь остро, дебетовые схемы (к которым также применим механизм сбора транзакций) могут успешно конкурировать с кредитными схемами.

Схемы с использованием «электронных денег».

По своей сути эти схемы относятся тоже к дебетовым системам. Существует два типа цифровых наличных - хранящиеся на смарт-картах (Mondex) и хранящиеся на жестком диске компьютера (в качестве примеров можно привести: Digicash, Netcash, CyberCoin).

Все расчеты по электронным кошелькам проводит банк или другая клиринговая организация. В системах «электронных денег» запись на карточке или жестком диске компьютера приравнена к соответствующей сумме в той или иной валюте. Эта сумма может конвертироваться или передаваться напрямую по каналам связи между продавцом и покупателем.

Эти системы по существу аналогичны наличным деньгам. У провайдера системы, в которой будут осуществляться платежи, предварительно покупаются электронные аналоги наличных купюр цикл жизни электронных денег, к примеру, разработанных компанией Digicash, содержит следующие этапы: сначала клиент создает на своем компьютере электронные купюры, определяя их номинал и серийный номер и заверяя их собственной цифровой подписью. Затем он посылает их в банк, который, при поступлении реальных денег на счет, подписывает эти купюры, зная только их номинал, и отправляет их обратно клиенту. При покупке клиент посылает купюры продавцу (причем продавец не получает никаких сведений о покупателе, но покупатель всегда может доказать, что покупку совершил он, так как только он знает серийные номера своих купюр), который предъявляет их банку, проверяющему подлинность и производит зачисления на счет продавца.

На данный момент систему Digicash внедрило уже достаточно большое количество банков, к примеру, 4 мая 1998 было объявлено о том, что BankAustria начал предлагать своим клиентам электронные деньги eCash, применяемые в системе платежей в Internet, разработанной для него компанией DigiCash. BankAustria, являющийся самым большим австрийским банком, ведущим операции с частными лицами, лицензировал технологию eCash в апреле 1997 года.Банк предполагает сделать систему платежей электронными наличными в режиме online доступной для своих клиентов.

Когда клиенты банка подписывают соглашение, они могут загрузить программное обеспечение и активизировать свои электронные деньги eCash в режиме online через web-узел банка, после чего можно начинать делать покупки в различных магазинах, с которыми банк также работает. Ряд крупных поставщиков должен предложить широкую гамму товара. Среди первых — Culturall и events.at, которые предложат информацию, билеты и каталог национальных культурных событий.

Достоинства схем с использованием «электронных денег».

- системы подходят для осуществления микро платежей

- обеспечивается необходимая анонимность платежей

Недостатки:
- необходимость предварительной покупки купюр

- отсутствие возможности предоставления кредита

«Электронные наличные» конкурируют с SET - совместимыми системами. Большинство компаний, вовлеченных в электронную коммерцию и разработку платежных систем, оказались в сложном положении: на что сделать ставку — на платежи по SET или на платежи электронными наличными. Если некоторое время назад все были полностью убеждены в преимуществах последних, то сейчас такой уверенности уже нет. По данным некоторых исследований, консервативным кредиткам все-таки предстоит вытеснить электронные наличные, как видится этот прогноз не совсем верный.

 

Порядок выполнения:

 

Задание 1.

Последовательно зайдите на сайты платежных систем WebMoneyTransfer (www.webmoney.com.ua), CyberPlat (www.cyberplat.ru), PayCash (www.paycash.kiev.ua). Проведите их сравнительный анализ согласно перечню вопросов из таблицы 1, дайте на них письменные ответы в таблице.

Таблица 1- Сравнительный анализ платежных Internet-систем

Вопрос Электронные платежные системы
WebMoneyTransfer CyberPlat PayCash
1. Какие учреждения в on-line являются организаторами создания этих платежных систем?      
2. К какому типу электронных пла­тежных систем их можно отнести – дебетовых или кредитных?      
3. Какие схемы электронных платежей предлагаются пользователям на этих сайтах?      
4.Каким образом можно стать пользователем этих систем?      
5. Предоставляют ли эти платежные системы возможность создания и поддержки Internet-магазина?      
6. Как решаются на этих сайтах во­просы защиты коммерческой и личной информации при ее передаче по сети?      
7. Можно ли использовать в этих платежных системах электронную цифровую подпись для аутентификации пользователя?      
8.Есть ли региональные ограничения на использование этих платежных систем?      
9. Имеют ли сайты этих платежных систем демонстрационный режим работы, с помощью которого рядовой Пользователь Internet может ознакомиться с их работой?      
10. Если на вопрос 9 ответ позити­вен, выясните, какая из перечис­ленных платежных систем предоставляет наибольшие возможности работы в демонстрационном режиме и которые именно?      
11. Имеют ли удобный для Пользователя интерфейс эти сайты? Проведите их сравнительный анализ.      
12. Как можно приобрести про­граммное обеспечение для пользования этими электронными пла­тежными системами и создания Internet-магазинов, пользования услугами Internet-банкинга (если система предоставляетэту услугу)?      

 

 

Задание 2. Найдите с помощью поисковых серверов www.meta-ukraine.com, www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.yahoo.com и т.п. по запросу «система электрон­ных платежей» или по подобным ему другие платежные украинского- или русскоязычные платежные системы и про­ведите их анализ согласно перечню вопросов задания 1 из таблицы 1.

 

Задание 3. Опишите алгоритм и приведите скриншоты заполнения реквизитов накладной покупки через Интернет (заказ на сайте и проплата со стороны заказчика)

 


Содержание отчета:

1. Тема и цель

2. Основные определения электронной коммерции

3. Алгоритм выполнения 1,2 и 3 упражнений

4. Ответы на контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается необходимость платежных систем в Internet?

2. Для чего нужна аутентификация покупателей и продавцов?

3. Характеристика электронных чеков.

4. Сущность электронных чеков.

5. Гарантии со стороны украинского государства по использованию электронных денег? Обоснуйте мнение.

6. Почему при использовании электронных денег нет необходимости в аутентификации?

7. В чем отличие кредитных Internet-систем от обычных систем с кредитными карточками?

8. Какова роль банк-эмитент и банк-эквайер в схеме проведения платежей через Internet с помощью кредитных карточек?

9. Какие функции процессингового центра платежной Internet-системы?

10. Какая разница между известными вам средствами электронных платежей и платежной Internet-системой - "Internet-карта" и PayCash?

11. Характеристика законодательства различных государств по электронным подписям.

12. Имеет ли пользователь Internet юридическое права на самозащиту техническими средствами при проведении бизнес-операций через сеть?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: