АНАЛИЗ СРАЖЕНИЙ (ВОЙНА И МИР)




В романе «Война и мир» война противопоставляется мирной жизни, но с ее помощью герои меняют свой нравственный облик. В романе описаны три главных сражения – Шанграбенское, Аустерлицкое и Бородинское.

Шенграбенское сражение (16 ноября 1805): с помощью этого эпизода автор раскрывает характеры некоторых персонажей, описывает психологические портреты. Андрей Болконский был уверен в том, что все идет по плану и отклонений от того, что написано на бумаге просто не может быть. Для него стала шоком настоящая самоотверженность и героизм Тушина, который казался совершенно невзрачным. Болконский понимает, что на войне все гораздо сложнее, чем в светской жизни.

Аустерлицкое сражение (2 декабря 1805):: это сражение важно для сюжета романа в первую очередь с точки зрения переосмысления главного героя своих взглядов на жизнь. Будучи раненым, лежа прямо на поле сражения, Андрей Болконский смотрит в голубое небо и понимает, насколько неправильно он жил раньше, что истинные жизненные ценности совсем в другом.

Также ярко показано противостояние трех императоров. Именно Аустерлицкое сражение стало решающим в войне. Именно после него император Австрии присоединяется к Наполеону и вступает в дальнейшие сражения уже вместе с ним, а не против него.

Бородинская битва (26 августа 1812): здесь Толстой раскрывает весь патриотизм русского народа. Каждый здесь проявляет настоящий героизм, никто не трусит, все знают свое дело и понимают его важность. Бородинское сражение является кульминацией всего романа. Оно становится решающим моментом не только для исхода войны, но и для жизни многих героев произведения. С точки зрения художественного образа здесь достигнут пик накала страстей, все линии, которые должны были пересечься, пересекаются именно здесь, на поле боя. В какой-то степени Бородинская битва отразилась на жизни каждого из героев эпопеи.

Т. о., Толстой показывает:

- бесчеловечность войны как таковой, несовпадение реального облика войны со стереотипными представлениями о ней.

- бессмысленность, ненужность для России войны 1805—1807 гг., её антинародный характер, обусловивший поражение русской армии.

- главной движущей силой этой войны является тщеславие высших слоев общества (при пассивном подчинении солдатской массы), он противопоставляет тщеславию истинные ценности: любовь и жизнь.

- в условиях войны отчётливее проявляются нравственные качества людей, сползают маски, но в то же время суета и неразбериха, сопутствующие войне, увеличивают количество неправды и несправедливости в мире.

- нравственную эволюцию лучших людей, прошедших войну и осознавших величие простых ценностей мирной жизни.

 

НАПОЛЕОН:

v Представлен иронично. Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «малый ростом», обращается внимание на «круглый живот» и «жирные ляжки коротких ног».

v Мелочная раздражительность, актёрство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчёркнуты холодность, напыщенность, он всё время позирует, играет роль гения. «Он был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

v Жесток в стремлении удовлетворить своё честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречён на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и покорённых им государств – у него другая мера: «Нет величия там, где нет простоты и правды».

v В замысле романа «наполеоновское» начало играет одну из главных ролей. Стремление навязать свою личную волю и стать «творцом» истории характерно для замыслов Сперанского. В этом характерные заблуждения Пьера и Андрея.

КУТУЗОВ:

v В его облике отмечены простота, обыкновенность. В нём нет ни капли актёрства: живое лицо, выразительная фигура и знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый.

v Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей. Человечным и живым изображён он в беседах (с Болконским, Денисовым, Багратионом), на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битвах.

v Изображён полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределён нравственным превосходством русских. Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу.

v Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом. Высокое положение не отдаляет его от солдат и офицеров. Он знал многих участников сражений, помнит их подвиги, имена.

v Подлинно велик народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

 

 

 

 

 

Андрей Болконский. Князь, сын Николая Болконского. Невысокий молодой человек с красивым, благородным лицом. Честолюбив, немногословен, сдержан в проявлении эмоций, обладает несгибаемой волей. Пренебрегает светским обществом, мечтая о военной славе. Это тип человека с высокими моральными ценностями, для которого всегда на первом месте будет стоять долг и честь. Влюбившись в Наталью Ростову, приобретает надежду на счастье, однако его мечтам не суждено сбыться: молодой князь Болконский умирает в результате тяжелого ранения.

Наташа Ростова. Юная графиня, с рождения окруженная роскошью и родительской заботой. Не обладая классической красотой, она пленяет живостью характера, искренностью и прекрасными душевными качествами. Превосходное образование и знатное происхождение гарантируют девушке блестящую партию, однако судьба Наташи рушится войной. Меняются ее жизненные ценности и убеждения. Некогда легкая и беззаботная, словно мотылек, она выходит замуж за Пьера Безухова, рожает детей и находит успокоение в роли хранительницы очага.

Пьер Безухов. Незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова, позднее признанный его законным наследником и получивший после кончины батюшки огромное состояние. Пьер добр, доверчив, неуклюж и совершенно неопытен в жизни. Неудачная женитьба на красавице Элен Курагиной приводит к негативным последствиям, однако война и связанные с ней потери очищают душу графа. Переосмыслив свое существование, он берет в жены Наташу Ростову и становится главой большого дружного семейства.

Николай Андреевич Болконский. Старый князь, в прошлом занимавший высокий пост генерал-аншефа. Как отец он строг, требователен и педантичен – по его мнению, именно так должна проявляться родительская любовь и забота. Это невысокий худощавый мужчина с густыми бровями и проницательным взглядом. Внешне он не выказывает своих чувств по отношению к Андрею и Марии, но любит их всем сердцем.

Мария Болконская. Родная сестра князя Андрея, получившая благодаря отцу фундаментальные познания в точных науках. Проведя молодые годы возле стареющего отца, Мария смогла устроить свое личное счастье лишь во время войны. Обладая неприметной внешностью, она поражает своей добротой, мягкостью, искренней заботой о близких. Это глубоко порядочный человек с крепкими моральными устоями.

Илья Андреевич Ростов. Граф, отец Наташи, Веры, Николая и Пети. Это добродушный, открытый и невероятно щедрый человек, который в полной мере наслаждается жизнью. Он проявляет себя заботливым супругом и любящим отцом, однако излишняя расточительность графа приводит к печальным последствиям. Гибель Пети наносит тяжелый удар графу, и он лишь ненадолго приходит в себя во время свадьбы Наташи и Пьера.

Наталья Ростова. Супруга графа Ильи Андреевича, мать четверых детей. Медлительная, степенная женщина, обладающая высокой значимостью в большом семействе Ростовых. Ценит роскошь и требует беспрекословного выполнения своих требований. Многочисленные роды и воспитание отпрысков становятся причиной ее слабого здоровья, которое еще более подрывается после известия о гибели Пети.

Николай Ростов. Молодой человек, который всем сердцем любит и почитает свое семейство. Свой долг видит в служении Отечеству. Долгое время испытывает нежные чувства к кузине Соне, однако в итоге женится на Марии Болконской. Это энергичный человек, отважный воин и большой патриот России. После смерти отца уходит в отставку, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение семьи.

Вера Ростова. Строгая к себе и окружающим девушка, способная сделать в обществе неуместные, хоть и весьма справедливые замечания. Отчего-то не пользуется безотчетной материнской любовью, остро это чувствует и страдает. Этим объясняется ее извечное желание действовать наперекор всем и всему.

Петя Ростов. Самый младший из детей четы Ростовых. Будучи еще мальчишкой, порывается идти на войну. Вопреки родительскому запрету тайком определяется в полк Денисова, и в первом же сражении погибает, так и не проявив себя в качестве воина. Гибель мальчика становится страшным ударом для его близких.

Соня. Племянница графа Ростова, давно влюбленная в своего кузена Николая. Это тихая, скромная, добрая девушка с мягкими чертами лица. Она способна не только искренне любить, но и жертвовать собой ради любви. Узнав, что Николай испытывает сильные чувства к Марье Болконской, она отпускает его. Так и не устроив свою личную жизнь, Соня остается в доме Ростовых.

Элен Курагина. Невероятно красивая, яркая женщина с обольстительной улыбкой, настоящая царица высшего петербургского общества. Не отличается острым умом и образованностью, однако способна очаровать кого угодно. Также обладает умением налаживать необходимые связи и заводить полезные знакомства. Первая супруга Пьера Безухова.

Анатоль Курагин. Брат Элен, столь же красивый и харизматичный, как и его сестра. Его жизнь – это бесконечный поиск удовольствий и острых ощущений. Человек беспринципный и морально неустойчивый, он привык проводить все свое время в пьянках и дебошах. Несмотря на свое семейное положение, предпринимает попытку похитить Наташу Ростову и обвенчаться с ней.

Федор Долохов. Офицер Семеновского полка, человек отважный и рискованный. В его характере весьма затейливо сочетаются цинизм, эгоизм и вместе с тем – способность глубоко любить и проявлять заботу о своих близких. В кругу семьи кардинально преображается, становится совершенно другим человеком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: