Г. (вторник)
Дисциплина: «Русский язык»
Группа № 74
Урок № 21
Тема: «Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитат»
Оборудование: Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
Цель:
- дать понятие о цитате как способе передачи чужой речи;
- развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности, формировать умение объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять цитаты;
- воспитание любви к русскому языку; привитие интереса к его познанию; развитие творческих способностей.
Материалы урока:
Немного об истории слова «цитата». Оно произошло от латинского слова citatum «приводить, провозглашать» В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году.
Существуют разные способы передачи чужой речи. Один из способов - это цитирование.
Цитата - это чужие слова, дословно вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.
Напоминаю вам. Для того чтобы выдержка из текста считалась цитатой, она должна быть специально оформлена, выделена.
Цитирование – это точное копирование чьих-то слов. Это ценность любой работы.
Таблица «Вид цитаты и знаки препинания»
Вид цитаты | Правила оформления | Схема | Пример | |
Как прямая речь | ||||
Полная цитата | Прямая речь со словами автора | А: «Ц». «Ц», – а. | В.И. Даль писал: «Язык народа, бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка». «Онегин, добрый мой приятель», - говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя. | |
Как косвенная речь | ||||
Частичное цитирование | Включение ее в авторское предложение в качестве фрагмента. | [ ],что («ц»). | Гоголь писал, что«при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». | |
Частичное цитирование | Цитата – несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках. | [..«ц».. ]. | В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри». | |
Стихотворная цитата | ||||
Стихотворная цитата | Пишется без кавычек в центре страницы, каждая строка с прописной буквы. | А: Ц, Ц Ц Ц. | Ф. И. Тютчев писал: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, – Любуйся ими – и молчи. | |
Способы цитирования
В русском языке существуют три основные способа цитирования:
1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.
К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.
2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.
Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».
3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.
Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».
Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:
А.Грибоедов. «Горе от ума»
Что может предоставить мне Москва?
Сегодня бал, а завтра два.
Основные требования к цитированию:
1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.
2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.
3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.
4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.
5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник.
Домашнее задание:
1. Изучить материалы урока.
2. Выполнить упражнение:
Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания.
1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.
Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать!