Ненаучная типология страшного: учебник литературы 5 класса под редакцией Коранцман с точки зрения «Мешка со страхами» Сплавлинского




Объектом нашего небольшого исследования является феномен страшного в литературном образовании, который, по наблюдениям современных социопсихологов, играет все большую роль в российской школе.

Предмет работы – учебник по литературе 5 класса, созданный коллективом авторов под редакцией Коранцман, представляющий собой начальное звено в самом востребованном в современной России УМК по литературе для средних и старших классов.

Основным методом проведенного исследования послужил метод мешка с карманами, предложенный в работе известного литературоведа, члена Методического сундучка и председателя Гильдии литтехнологов Сплавлинского.

Актуальность и новизна предлагаемой статьи вытекает из подтвержденной ФГОСОМ актуальности, новизны, важности и значимости анализируемого учебника.

Всем известно, что современный учитель литературы находится в самом эпицентре нескончаемого потока страхов и фобий, которые принадлежат различным участникам образовательного процесса. На словесника обрушивается страх родителей за жизнь, здоровье и оценки детей, страх школьников перед ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, страх администрации школы перед департаментом и департамента перед министерством и, что более важно, собственный педагогический страх. Последний предполагает, прежде всего, неконтролируемое и высококонцентрированное чувство боязни перед выбором верного пособия для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Все чаще современный учитель-филолог оказывается в ситуации депрессивной задумчивости, вызванной необходимостью анализировать учебную литературу и выстраивать по ней высокотехнологичный урок. Справляться с подобной ситуацией педагогу помогает, безусловно, ФГОС. Именно он задает верный вектор профессиональной ориентации. Выбирая учебник с грифом ФГОС а, учитель получает эффективный и доступный способ борьбы со всеми видами перечисленных страхов.

Рассмотрим учебник по литературе для 5 классов под редакцией Коранцман с грифом ФГОС в контексте проблемы педстрахов. Для этого проанализируем его, используя методику приема карманов в Мешке, предложенную Сплавлинским в учебном пособии «Мешок со страхами». Выдвинем рабочую гипотезу: в рассматриваемом учебнике по литературе есть свои карманы со страхами, что позволяет квалифицировать его как Мешок.

Напомним, что методика покарманного чтения Сплавлинского основана на представлении о том, что страшное является неотъемлемой частью нашей жизни, и что ученика необходимо приучать к нему постепенно. С этой целью Сплавлинский предлагает не просто читать с детьми страшные истории, но соблюдать определенную логику чтения, т е погружать ребенка в мир ужасов ненавязчиво и эффективно. Вот почему в Мешке-хрестоматии присутствуют пять карманов. В каждом из них ученик, учитель и родитель может найти все более страшные произведения. Так, в первом кармане, который называется «Поиграем в страшилищ!», педагог найдет «почти не страшные истории». Людоед, Закаляка, разбойники или привидения из Вазастана – герои названного кармана – на самом деле являются смешными, а не страшными. Именно поэтому в них можно даже поиграть.

Во втором кармане «От ужасного до смешного – маленький испуг» учитель обнаружит «страшно забавные истории». В них «рассказывается о страхе мнимом, иллюзорном, ненастоящем, но вначале переживаемом очень серьезно» как в общеизвестном рассказе Носова «Тук-тук-тук»: причиной ночных страхов трех пионеров, как мы все помним, оказываются здесь вороны, клюющие ягоды на крыше.

Третий карман «Кое-что из жизни нечистой силы», объединяющий «страшно познавательные истории», в которых речь идет об особенностях нечистой силы, предназначен для тех, кто не испугался произведений из первых двух карманов. Открывается этот карман «Сказочной азбукой» - словарем с развернутыми статьями об известной и не очень нечисти: Бабе Яге, Лихе Одноглазом, Эхе лесном и пр.

Четвертый карман «Когда начинаешь бояться – не до шуток» предлагает читателю «по-настоящему страшные произведения». Так, например, баллада Гёте «Лесной царь» погружает его в атмосферу неповторимого ужаса, который связан с действиями Царя дремучего леса. Не менее страшна и русская народная сказка «Волк без ноги», в которой волк съедает не только овечек, жеребца и телушку, но и саму старуху.

Наконец, пятый карман, вмещающий «страшно бесстрашные истории», называется «Как одолевают страх и побеждают страшилищ». В соответствии с названием в этом кармане можно найти самые разные примеры преодоления страшных безысходных ситуаций. Бильбо Бэггинс, мальчик-бубенчик и Тёма – такие не похожие друг на друга персонажи – оказываются настоящими героями, потому что одерживают победу не только над драконами и колдунами, но и над собственным чувством страха.

Переходя к анализу учебника по литературе для 5 класса под редакцией Коранцман, отметим прежде всего, что карманная методика в нем не столь очевидна, как в пособии Сплавлинского. Тем не менее, внимательный профессиональный взгляд легко обнаружит в учебнике наличие минимального количества карманов со страшным и необходимую логику погружения в него. В самом деле, трудно не заметить в учебнике присутствия «классически страшных произведений», «ужасно познавательных вопросов» и «страшно интересных определений», то есть собственно интересующих нас карманов. Охарактеризуем кратко каждый карман в отдельности.

Первый и самый объемный карман занимают в учебнике классически страшные произведения. К ним, безусловно, можно отнести практически все художественные тексты, включенные в учебник. Действительно, страшные персонажи, страшные поступки, страшные места и страшные слова содержатся и в сказках, и в рассказах, и в повестях, и даже в баснях пособия для 5 класса. Давайте вспомним Чудо-Юдо и Кащея, Свинью и Дуб, дурное общество и Хозяйку Медной горы, старую барыню и двух старушек. Все они неизменно вызывают чувство страха у читающего школьника своими необъяснимыми странностями и необычным видом.

Эти и другие герои изучаемых произведений совершают множество страшных поступков. Герасим топит собачку, финка снимает одежду с Герды и отправляет ее на мороз, рыцари затевают бой с Черной курицей, Чудо-Юдо вбивает Ивана в землю, а Птичий Нос клюет котел с кладом и дразнит деда. Перечисленные поступки, безусловно, пугают ребенка. Так же, впрочем, как и описания страшных мест. Все эти Калиновые мосты, кладбища, подземелья, горы, тайга изображены в произведениях учебника так, что становится страшно не только школьнику, но и самому педагогу.

Наконец, особую роль в первом кармане играют и страшные слова. Таковых в произведениях, составляющих корпус текстов учебника, просто не сосчитать. К страшным словам мы относим, например, такие: «кручь», «взрадуется», «буза», «бобыль», «солдатка», «казакин», «роблю», «незнатко». Все они удовлетворяют двум необходимым требованиям. Во-первых, их невозможно понять без словаря, что делает процесс чтения страшно трудным. А во-вторых, они играют особую роль в родительски-детских отношениях: именно обозначенная группа слов вызывает особо страшный интерес у родителей или законных представителей к учебному процессу ребенка.

Второй карман, который мы назвали «ужасно познавательными вопросами» состоит, из серии вопросов к прочитанным произведениям. Перечислим те, которые пользуются наибольшей популярностью у учащихся: Что хотел сказать своим произведением автор? Кого осуждает Крылов, кого он высмеивает, были ли у вас похожие ситуации? Каким чувством пронизано стихотворение? Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Увлекли ли вас события, происходившие с Алешей? Понравился ли вам рассказ, над чем он заставил вас задуматься, какие чувства испытали вы, читая его? Отвечая на эти и подобные вопросы, школьник, безусловно, погружается в неизведанную и потому пугающую сферу человеческих эмоций. Подобное погружение провоцирует маленьких участников образовательного процесса на познание и осознанность. Кроме того, оно обеспечивает фундамент для развития таких востребованных компетенций, как софт скиллз.

Наконец, последний и одновременно самый маленький карман содержит «страшно интересные определения», которые находятся в «Кратком словаре литературоведческих терминов», размещенном в конце каждой из двух частей рассматриваемого учебника. Обратим внимание на такие статьи, как «сказка», «сказ» и «идея». Характеризуя сказку, как «занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях», а «сказ» как «жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды», авторы учебника максимально повышают исследовательский интерес школьников. В самом деле, ужасно занимательными оказываются своеобразные поисковые операции, проводящиеся на уроках литературы с целью обрнаружения в анализируемых текстах вымышленных событий, приключений и всяческих легенд. В свою очередь страшно функциональным для школьника оказывается и определение идеи - «основная мысль художественного произведения». Это определение позволяет ученику сэкономить время на чтении объемного текста и использовать одобренные МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ресурсы, содержащие основной перечень идей произведений классической русской литературы и родной русской литературы.

Как видим, первоначально высказанная нами гипотеза о том, что учебник по литературе для 5 класса под редакцией Коранцман является ничем иным, как Мешком со страхами, оказалась доказанной. Мы обнаружили в нем не только необходимый минимум карманов (три), но и логику погружения в сферу страшного. Переходя от знакомства с произведениями к вопросам о вызванных ими чувствах и, наконец, к изучению понятий, облегчающих чтение и понимание, ученик пятого класса проходит своеобразную процедуру закаливания. Он все меньше и меньше испытывает страхи, и все больше и больше мотивируется на использование утвержденных ФГОСОМ и МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ресурсов.

В завершение нам остается только добавить описание последнего приема работы с Мешком под названием «Камень». Этот прием пригодится уже не столько учащемуся, сколько самому учителю, ведь он направлен на проработку личного педагогического страха, о котором речь шла в начале нашей статьи. Прием камня, отчасти напоминающий синквейн, мы почерпнули опять-таки в методическом пособии Сплавлинского. Но поскольку сам литературовед не является автором этого приема, обратимся к первоисточнику – другому «Мешку со страхами». Создатель этого Мешка – Балл Георгий Александрович – предлагает нашим учителям хорошо зарекомендовавшее себя, проверенное отечественное средство. Для того, чтобы избавиться от фобий, страхов, паники, трепета, ужаса, боязни и тревоги следует поступить в точности так, как это сделали герои повести:

«Торопун-Карапун отвалил камень. Морской Конек с мешком нырнул под камень, тут же выскочил, и Торопун-Карапун опустил камень.

— Пусть там лежит, — сказал Торопун-Карапун. — Только надо написать на камне, чтоб его никогда никто не трогал…

Мы подумали вместе, и вот что написала рыба-карандашик:

Дорогие малыши и взрослые, которые стали маленькими!

Под этим камнем лежит мешок. А в мешке живут страхи: ползучие, летучие и скрипучие. И пока вы не стронете камень, не развяжете мешок, вы можете ничего не бояться!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: