Основными видами обучения студентов в рамках учебной дисциплины «Организация работы редакции (газета, журнал, конвергентная редакция)» являются лекционные и лабораторно-практические курсы, а также самостоятельная работа студентов. В процессе обучения предполагается активное использование интерактивных форматов проведения занятий (имитационные тренинги, деловые и ролевые игры, разбор кейсов).
Примером имитационного тренинга может стать деловая «игра в редакцию», в ходе которой студенты последовательно выступают представителями различных подразделений и служб (главред и корреспондент меняются местами). Цель игры -- достижение понимания нюансов функционирования различных редакционных структур, психологическая адаптация к специфике деятельности в различных функциональных нишах. После тренинга должно пройти обсуждение – обмен впечатлениями.
Преподавание дисциплины «Организация работы редакции (газета, журнал, конвергентная редакция)» невозможно без приглашения практикующих специалистов – редакторов, журналистов и др. При этом представители различных редакционных служб не только делятся опытом, но и вовлекаются в ролевые игры в качестве экспертов. К примеру, во время моделирования конфликтной, проблемной ситуации (экономического, юридического, этического, психологического характера) и поиска возможных путей ее разрешения приглашенный специалист работает как «зеркало», оценивая адекватность предложенных вариантов разрешений проблемы и компетентно комментируя их.
Также изучение дисциплины предполагает проведение экскурсий в редакции различных печатных изданий.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
|
Основной формой самостоятельной работы студентов является изучение учебно-методической и научной литературы (список дан в соответствующем разделе программы дисциплины), а также мониторинг СМИ.
Лабораторно-практические занятия предполагают выполнение самостоятельных работ, которые предлагаются преподавателем для аудиторного и внеаудиторного выполнения. Оценочным средством для текущего контроля успеваемости является оценка преподавателем аудиторных и домашних самостоятельных работ, а также оценка промежуточной контрольной работы, связанной с анализом функционирования редакции выбранного печатного издания.
Итоговой формой промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины «Организация работы редакции (газета, журнал, конвергентная редакция)» является экзамен, допуск к которому осуществляется на основании оценки преподавателем аудиторных и домашних самостоятельных работ, а также успешного выполнения финального группового задания.
В качестве примера финального задания, предполагающегокаксамостоятельныезанятия (разработка, подготовка), такипрезентациюваудитории, предлагаетсяимитационныйтренинг«Организацияработыредакции». Студентыделятсянагруппыпо5-6человекиразрабатываюторигинальнуюконцепциюпечатногоиздания«снуляиподключ», которуюзатемзащищаютпередаудиторией. Напримереподобранныхжурналистских, рекламныхтекстов, образцовиллюстративнойифотопродукции, разработанныхвнутреннихдокументахизданиянеобходимопродемонстрироватьработуосновныхредакционныхслужбиподразделений, обосноватьрыночнуюжизнеспособностьсозданнойконцепциивпривязкекцелевойаудиториипредполагаемогоиздания, ответитьнавопросыпреподавателяиоднокурсников, бытьготовымиэффективнодействоватьвсмоделированнойпроблемной, конфликтнойситуации.
|
Примерный список вопросов к экзамену:
· Каковы законодательные основы работы редакции?
· Кто и как может учредить издание?
· Когда не требуется регистрация нового издания?
· Кто является субъектом редакционной деятельности?
· Каковы права и обязанности журналиста?
· Каковы пределы свободы высказывания журналиста: личная и коллективная ответственность (ответственность редакции)?
· Чем опасно лишение журналиста внутриредакционных прав и ликвидация особых уставов редакций?
· Корпоративная этика: внутри редакции и в отношении коллег по цеху — как вы это понимаете? Приведите примеры работы (или бездействия) этических механизмов на постсоветском пространстве.
· Каковы полномочия и ответственность главного редактора?
· Издатель, учредитель, главный редактор: как между ними распределяются полномочия и ответственность?
· Каковы цели и методы производственного менеджмента в редакции?
· Каковы источники доходов редакции?
· Каковы особенности структуры редакции печатного издания?
· Чем различаются пирамидальная и плоская структуры редакции? Каковы их достоинства и недостатки?
· Какие службы внутри редакции печатного СМИ являются основными?
· Каковы функции секретариата редакции?
· Как организована работа редколлегии издания?
· Как обеспечивается ритмичность работы редакционного коллектива?
· В каких случаях полезна государственная поддержка СМИ?
· Печатные издания и большой бизнес: характер и проблемы взаимодействия?
· Приведите примеры наиболее успешного, на ваш взгляд, печатного медиа-проекта постсоветского периода. Что обусловило его рыночную эффективность?
· Какие специфические черты газеты/журнала позволяют сохранять им свое место в системе СМИ?