Формы организации двигательной активности и оздоровления становятся составляющей любой смены, поскольку она, в том числе, направлена на развитие здоровья детей. Они могут носить запрограммированный характер и занимать особое место в программах, где оздоровление является приоритетным направлением работы. Тогда прогулки, спортивные игры, воздушные ванны и купание занимают большую часть дня и внесены в расписание каждого дня как обязательные мероприятия.
Особое место в программе смены занимают танцевальные программы (дискотеки). Практика проведения танцевальных программ каждый день делает их менее яркими и эмоциональными для детей. С другой стороны, крайне редкое проведение танцевальных программ также необоснованно, так как они обеспечивают возможности для активного отдыха и общения воспитанников, соответствуют их возрастным потребностям. Оптимальной частотой проведения танцевальных программ будет раз в три дня.
Для вовлечения в танцевальную программу максимального числа участников необходима определенная тематика дискотеки, своеобразная игровая форма. Например, путешествие по разным странам, где каждый отряд изображает определенную страну и приветствует других своим национальным танцем. Танцевальная программа может соединяться с ролевой игрой, тогда каждый отряд получает яркий образ и небольшую командную задачу.
Еще одна эффективная форма работы в основной период – это «огонек». С его помощью педагог может решить следующие задачи:
-организация анализа и рефлексии совместной и индивидуальной деятельности и взаимодействия в группе и в лагере;
-оптимизация межличностных отношений в группе (предполагает создание и -поддержание ситуации взаимопонимания и доверия в рамках огонька с ее переносом на остальные моменты жизни коллектива, принятие группой каждого ее члена, решение проблем в межличностном взаимодействии);
|
-обеспечение эмоциональной поддержки отдельных детей, при необходимости организация психотерапевтической помощи;
-ценностное ориентирование (несмотря на то, что возникающие в ходе обсуждения переживания и отношения достаточно кратковременны, они могут стать этапом в формировании ценностных отношений воспитанников).
Огоньки также как и танцевальные программы должны проводиться в определенной логике. Эта логика исходит из определения ключевых моментов смены с точки зрения ее целей и содержания, а также с учетом динамики межличностных отношений в группе.
Особенное место в основном периоде занимают родительские дни, приходящиеся, как правило, на середину смены. В связи с появлением в лагере родителей эти дни требуют от педагогов дополнительных организационных усилий.
Нередко родители интересуются занятиями и достижениями детей в лагере. Поэтому целесообразно, как минимум, обеспечить возможность встречи и небольшого разговора родителей с педагогом объединения, где находится ребенок, а как максимум – организовать мероприятия, где родители смогут своими глазами увидеть достижения детей (выставку, небольшой концерт, открытое занятие и т.д.).
В этот же период примерно на 13-14 день, наступает пик привыкания (вторая конфликтная зона). Дети привыкли ко всему. Может начаться зона конфликтности, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Педагогу необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо помнить, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.
|
Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми будет поставлена для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива- отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха («мерцающий маяк»). Иными словами, коллектив- это источник личностных изменений ребенка, группы детей.
Условия организации деятельности:
- деятельность должна вызывать только положительные эмоции;
- необходимо создавать для каждого ситуацию успеха;
-соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел (отряда, дружины, лагеря);
- увеличить объем и интенсивность общих дел к концу основного периода;
- вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их;
- руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.
Если говорить о состоянии ребенка в ходе и по окончании основного периода, то оно может быть охарактеризовано следующим образом:
-воспитанник чувствует себя в лагере комфортно, не испытывает трудностей в связи со своим здоровьем;
-позитивно относится к программе смены и предлагаемой деятельности;
-имеет свое место в объединении и в лагере (деятельностную нишу, референтную группу);
-имеет цель и план участия в программе смены, реализует его;
-знает, где получить помощь (кто и в чем может помочь);
-желает проявить себя и быть отмеченным.