ТЕМА 8. УЧЕНИЕ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ
Лекция – 2 часа.
План лекции:
Введение
1. Понятие предупреждения преступности.
2. Стратегии и основные направления предупреждения преступности.
3. Классификация мер предупреждения преступности.
4. Виктимологическая профилактика.
Заключение
Рекомендуемые источники:
Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. М., 2001.
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М., 2009.
Клейменов М.П. Криминология: учебник. М., 2008.
Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003.
Введение
Вопросы, которые рассматривались в предыдущих лекциях о преступности, ее причинах, личности преступника, причинах и механизме совершения конкретного преступления, в конечном счете, преследуют цель овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступлений.
Вопрос 1. Понятие предупреждения преступности
Предупреждение преступности буквально означает предохранение граждан, общества и государства от преступлений.
В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.
Криминологическая теория предупреждения преступности – это учение о совокупности всех законных видов, форм, способов, средств и методов контроля над преступностью независимо от того какой отраслью права они предусмотрены.
Предупреждение преступности представляет собой систему разноплановых мер, осуществляемых различными субъектами по выявлению и устранению (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений, предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечению продолжаемой преступной деятельности; а также по воздействию на лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений.
|
Процесс предупреждения преступности носит системный характер, который проявляется в следующем:
– многоцелевой характер системы предупреждения преступности – это определенный комплекс и иерархия целей, конкретизированных во времени, территориальном и отраслевом разрезах, применительно к категориям преступлений и уровню профилактической работы;
–система предупреждения преступлений имеет многофункциональный характер, поскольку выполняет регулятивные, охранительные и воспитательные функции;
– многоуровневый характер системы предупредительных мер проявляется в том, что они осуществляются как в отношении преступности в целом, так и отдельных видов преступлений; а также в отношении конкретных лиц.
Криминологическое предупреждение преступлений представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью, поскольку оно:
– обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков и упреждает возможность совершать преступления;
– воздействует на криминогенные факторы, когда они еще не набрали силы и легче поддаются устранению;
– позволяет, используя разнообразные средства, прерывать замышляемую преступную деятельность;
|
– препятствует наступлению вредных последствий;
– решает задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами с наименьшими издержками, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции, без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.
Предметом предупреждения преступности – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных видов посягательств.
Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью их коррекции и изменении.
Объектами предупреждения выступают:
Объект первого порядка – общественные отношения, блага и ценности, охраняемые уголовным законом.
Объект второго порядка – причины и условия преступности (ее видов, отдельных преступлений).
Объект третьего порядка – личность и отклоняющее поведение профилактируемого лица, а также преступные группы.
Объект четвертого порядка – социально-криминогенное пространство (улица, предприятия, квартира, граница и др.);
Объекты пятого порядка – поведение потерпевших и их роль в механизме преступного поведения.
Формами предупреждения преступности являются:
Предотвращение – это деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.
Пресечение – это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях (например: устройство засады, задержание преступника с поличным).
|
Профилактика – это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин и условий преступлений, а также по воздействию на лиц, с девиантным поведением.
Предупреждение преступности должно осуществляется в соответствии с рядом принципов: а) законности, б) гуманизма, в) социальной справедливости;
г) демократизма, д) научности, е) гласности, ж) комплексности, з) эффективности, и) экономичности, к) длительности, л) системности, м) своевременности, н) индивидуальности и др.
Вопрос 2. Стратегии и основные направления предупреждения
преступности
Деятельность по предупреждению преступности являются частью уголовной политики государства по обеспечению национальной безопасности, и имеет следующие цели:
а) сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;
б) способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;
в) устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально-экономических, идеологических и иных задач;
г) обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию;
д) влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;
е) снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.
Указанные цели достигаются в результате осуществления органами государственной власти и местного самоуправления следующих функций:
– определение (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений с учетом складывающейся криминологической ситуации, особенностей региона и т.п.;
– планирование в сфере профилактики правонарушений;
– разработка и принятие соответствующих законодательных и иных нормативных актов;
– разработка, принятие и реализация федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и правонарушениями;
– непосредственное осуществление профилактической работы;
– координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;
– материальное, финансовое, кадровое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений;
– контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений и оказание ин необходимой помощи;
– организация обмена опытом профилактической работы, в том числе в рамках международного сотрудничества.
На социальном уровне выделяется два вида (стратегии) предупреждения преступности:
а) общее предупреждение преступности – деятельность, направленная на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;
б) индивидуальное предупреждение преступности – деятельность, направленная на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.
Индивидуальное профилактическое воздействие осуществляется в следующих основных формах:
– индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального предостережения);
– привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики), могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого;
– создание вокруг объекта индивидуальной профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;
– осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого;
– оказание помощи профилактируемому лицу в трудовом и бытовом устройстве;
– постановка на различные виды профилактических учетов;
– приобщение к здоровому образу жизни – вовлечение профилактируемого в общественно полезную деятельность, в занятие спортом, творчеством; и др.
Индивидуальное воздействие осуществляется в отношении следующих категорий:
а) лиц, обнаруживших первые признаки социальной неустойчивости поведения (нарушение норм нравственности и морали, правил общежития, совершение правонарушений), легко поддающихся отрицательному влиянию;
б) лиц, поведение и образ жизни которых свидетельствует о неуважении к социальным нормам, о наличии системы в нарушении их требований;
в) лиц, ранее совершивших преступления.
В настоящее время доработку и совершенствование государственной системы профилактики необходимо осуществлять по следующим направлениям:
– издание федеральных законов, направленных на реализацию профилактических функций государства (например, Федеральный закон «О профилактике»);
– совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений;
– разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества;
– поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.