Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника.




Богослужебные указания за 20 января 2021 года.

Среда. Попразднство Богоявления1. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления.

Календарные заметки:

На великой вечерне вход, прокимен великий: «Бог наш на Небеси и на земли…».
На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и Предтечи. Поется великое славословие.

С этого дня по 14 января - попразднство Богоявления. В седмичные дни: служба только по Минее; на литургии по входе: «Приидите, поклони́мся… Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крести́выйся…»; в конце вечерни, утрени и литургии отпуст: «Иже во Иордане…».

Порядок чтений, согласно календарю: Предтечи: Деян., 42 зач., XIX, 1-8. Ин., 3 зач., I, 29-34.

На великой 2 вечерне

Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах » стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и Предтечи, глас 1-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Во пло́ти свети́льниче…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Бог Сло́во яви́ся…».

Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́…», со стихами (по обычаю).

Сугубая ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи …». Просительная ектения и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Яко Ду́ха рачи́тель…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прииди́те, подража́им…».

По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).

На утрене

На «Бог Господь » – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Минеи, глас 8-й: «Иорда́н струя́ми…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника3 и Предтечи (см. в Минее). (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «А́нгел из непло́дных ложе́сн…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христо́с на Иорда́н…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 3-я – 4 (1-го канона – со ирмосом) и Предтечи, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во Иордане крести́выйся...».

По входе – тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и Предтечи.

Прокимен праздника, глас 4: Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, / Бог Госпо́дь и яви́ся нам. Стих: Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко благ, я́ко в век ми́лость Его́.

Прокимен Предтечи, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде, и упова́ет на Него́.

Аллилуиа праздника, глас 4: Принеси́те Го́сподеви, сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни. Стих: Глас Госпо́день на вода́х, Бог сла́вы возгреме́, Госпо́дь на вода́х мно́гих.

Аллилуиа Предтечи, глас 5: Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие. Стих: Весели́теся пра́веднику о Го́споде, и испове́дайте па́мять святы́ни Его́.

Апостол и Евангелие – Предтечи.

Предтечи: Деян. 19:1–8 (зач. 42). Ин. 1:29–34 (зач. 3).

Задостойник праздника (и до отдания).

Причастен праздника: Яви́ся благода́ть Бо́жия спаси́тельная всем челове́ком.

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).

1 В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее – попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых. В воскресные дни в период попразднства – служба по Октоиху и Минее, отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...» Некоторые особенности попразднства Богоявления: 1) На утрене по кафизмах произносятся ектении. 2) После 9-й песни «Достойно есть» не поется. 3) Существует обычай на 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе» петь кондак праздника. 4) На Литургии по входе поется: «…спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крести́выйся, поющия Ти: аллилуия» (в воскресные дни: «...Воскресы́й из мертвых...»). 5) Дневные тропари в седмичные и субботние дни в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников не поются, так как песнопения Октоиха отменяются. 6) Перед чтением Апостола в седмичные и субботние дни вначале произносится прокимен праздника и затем святого, если есть, а дневной опускается. Таков же Устав пения аллилуиария и причастнов. 7) На Литургии во все дни попразднства поется задостойник – припев и ирмос 9-й песни, глас 2-й: «Недоуме́ет всяк язык…».

2 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

3 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: