1. Математика
2. Информатика и информационные технологии
3. Физика
4. Химия
5. Биология и медицина
6. География и краеведение
7. Авиационная и космическая техника, механика и астрономия
8. Техническое творчество, энергетика и транспорт
9. Экология и сельское хозяйство
10. Строительство, архитектура и охрана среды
11. Машиностроение, приборостроение и робототехника
12. Экономика и менеджмент
13. Психология и педагогика
14. Социология
15. Культурология и искусствоведение
16. История
17. Обществознание и право
18. Литература
19. Русский язык
20. Иностранные языки
Приложение № 2
к Положению об окружном этапе
областного конкурса «Взлет»
исследовательских проектов обучающихся
образовательных организаций в Самарской области
ТРЕБОВАНИЯ
к оформлению проектов, представляемых на окружной этап
областного конкурса «Взлет» исследовательских проектов обучающихся
образовательных организаций в Самарской области
Текст проекта набирается на компьютере в текстовом редакторе. Кегль шрифта основного текста 12 пунктов, ненаклонный, межстрочный интервал 1,5. Для заголовков разрешается использовать шрифт 14 пунктов, полужирный. Гарнитура шрифта - семейства Times.
Объем проекта - до 20 страниц (без приложений).
Объем электронного файла проекта в формате.pdf- не более 1,7 Мб.
Описание проекта должно быть построено по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов.
Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются:
титульный лист (автором проект не оформляется и не прикладывается; он будет сформирован автоматически ИКС ВЗЛЕТ-2 по завершении дистанционного тура регионального этапа Конкурса);
|
аннотация;
список ключевых слов;
оглавление;
введение;
основная часть;
заключение;
библиографический список;
приложения.
Аннотация имеет размер не более 1000 символов. В ней кратко отражается цель проекта, использованные методы, указывается, в чем состоит исследовательская составляющая проекта, перечисляются основные полученные
результаты.
Ключевые слова (не более восьми) отражают основное содержание проекта.
В оглавлении приводятся пункты проекта с указанием страниц.
Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается выбранный метод (или методы) исследования, обосновывается исследовательский характер проекта, указывается его связь с приоритетными направлениями и критическими технологиями развития науки, техники и технологий и Российской Федерации и Самарской области, связь с организациями/ предприятиями при выполнении проекта, тематикой собственных исследований научного консультанта и руководителя, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
В основной части проекта подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью ее раскрывать.
|
Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала. При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста.
После заключения приводится список использованных источников (библиографический список). В тексте должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
В приложении помещают:
отчет по антиплагиату с оценкой оригинальности не менее 70 %;
справку об использовании работы конкретным предприятием/организацией (если есть).
вспомогательные или дополнительные материалы.
Приложение № 3
к Положению об окружном этапе
областного конкурса «Взлет»
исследовательских проектов обучающихся
образовательных организаций в Самарской области
КРИТЕРИИ
оценки проектов на заочном туре окружного этапа областного
конкурса «Взлет» исследовательских проектов, обучающихся образовательных организаций в Самарской области
1. Характер работы
реферативный (1,2 баллов);
реферативный с исследовательскими элементами (2,5 балл);
исследовательский, т.е. в работе имеется результат, который был неочевиден до ее выполнения (5,6 баллов);
исследовательский, к тому же автор сопоставляет полученный результат с известными аналогичными результатами (12 баллов).
2. Актуальность направления, в котором выполнен проект, в соответствии с авторитетными перечнями (таблицы А, Б)
|
не входит в Перечни (0,75 балла)
для социально-гуманитарного направления - результаты работы могут быть использованы конкретным предприятием/организацией - есть справка. (1,8 балла)
для естественнонаучного и технического направлений - входит в Президентский перечень приоритетных научно-технических направлений
(таблица А) (1,8 балла);
для социально-гуманитарного направления - результаты работы уже используются конкретным предприятием/организацией - есть справка (4,6 балла).
для естественнонаучного и технического направлений - входит в Перечень приоритетных научно-технических направлений для Самарской области (таблица Б) (4,6 балла).
3. Связь работы с исследовательской и методической деятельностью научного консультанта
отсутствует (0 баллов);
имеется (0,5 балла);
результаты работы достойны использования научным консультантом в его научно-методической деятельности (1,9 балла).
4.Связь работы с исследовательской и методической деятельностью руководителя
отсутствует (0 баллов);
имеется (0,5 балла);
результаты работы достойны использования руководителем в его научно- методической деятельности (1,9 балла).
5. Практическая значимость
работа не имеет практического значения (0 баллов);
результаты работы могут быть использованы конкретным предприятием, (организацией) - есть справка (1,3 балла);
результаты работы уже используются конкретным предприятием (организацией) - есть справка (4,6 балла).
6. Имеется обзор проблематики по направлению, в котором выполнена работа
анализ отсутствует (0 баллов);
знает историю развития направления, его перспективы, ученых и названия их работ (0,5 балла);
знает о современных научных школах, их отличиях, различные точки зрения на проблему приводятся без обсуждения (1,9 балла);
знает о современных научных школах, их отличиях, различные точки зрения на проблему приводятся и обсуждаются (4,6 балла).
7. Имеется обзор литературы по теме работы
отсутствует (0 баллов);
имеется из одного - двух источников (3,5 балла);
имеется из нескольких источников, увязан с темой работы (12 баллов).
8.Освоены дополнительные знания, умения, навыки сверх школьной программы (с учетом возраста)
нет (0 баллов);
освоены достаточно простые, не требующие больших затрат времени, не носящие универсального характера (3,5 балла);
освоены требующие достаточных затрат времени, универсального характера (12 баллов).
9. Используются специальные теоретические методы (для естественнонаучного и технического направлений - математические методы, для социально-гуманитарного направления - понятийный аппарат социально-гуманитарного познания)
нет (0 баллов);
используются традиционные, сравнительно несложные для освоения школьником методы (1,3 балла);
используется достаточно сложные для освоения школьником методы (2 балла);
используются междисциплинарные методы, выходящие за рамки отдельного научного направления (4,6 балла).
10. Используются специальные прикладные (в частности, экспериментальные) приемы, методы и методики
нет (0 баллов);
используются входящие в школьную программу и доступные в рамках обычной школы (0,3 балла);
используются несложные для освоения школьником, но выходящие за рамки школьной программы и возможностей школы (1 балл);
используются сложные для освоения школьником и выходящие за рамки школьной программы и возможностей школы; междисциплинарные приемы, методы и методики (2,25 балла);
используются достаточно сложные для освоения школьником, применение которых потребовало взаимодействия с внешней средой, например, использование уникального оборудования вузов и предприятий, получение реальных или близких к ним данных, записи фольклора у его носителей, проведения полевых, этнографических исследований (4,6 балла).
11. Разработаны и реализованы специальные средства для выполнения работы(например, разработанные программы для ЭВМ, созданные экспериментальные установки, модели, изготовленные костюмы и т.п. по результатам этнографических исследований)
нет (0 баллов);
разработаны достаточно простые средства, не требующие больших затрат времени, высокой квалификации (1,3 балла);
разработаны средства, требующие достаточных затрат времени или высокой квалификации (4,6 балла).
12. Масштабность и многоплановость проведенного исследования
исследование отсутствует (0 баллов);
исследование характеризуется небольшим числом определяющих параметров, направлений (3,5 балла);
исследование характеризуется значительны числом определяющих параметров, направлений (12 баллов).
13. Получены новые научные результаты
отсутствует (0 баллов);
предположительно, принадлежат, в основном, научному руководителю (1,5 балла);
предположительно, получены совместно с научным руководителем (5 баллов);
предположительно, получены, в основном, самим учащимся (12 баллов).
14. Имеются оригинальные идеи
оригинальные идеи отсутствуют (0 баллов)
предложены оригинальные варианты развития идей других исследователей (0,5 балла);
предложены оригинальные идеи самим учащимся без достаточной аргументации (1,9 балла);
предложены оригинальные идеи с достаточной для обоснования аргументацией (4,6 балла).
15. Качество оформления работы
неряшливое, неграмотное, непонятное описание работы (0 баллов);
работа оформлена аккуратно, грамотно, но ключевые положения и выводы
работы не обоснованы (0,25 балла);
работа оформлена аккуратно, грамотно, но лишь некоторые положения и ключевые выводы работы имеют обоснование (0,8 балла);
работа оформлена аккуратно, грамотно, все положения и ключевые выводы работы имеют обоснование (2 балла).
16. Глубина самооценки проекта его участниками
листы самооценки отсутствуют (0 баллов);
представлены листы самооценки не всеми участниками (0,25 балла);
представлены всеми участниками (0,8 балла);
ученик оценивает свой проект доказательно и адекватно (2 балла).
Приложение № 4
к Положению об окружном этапе
областного конкурса «Взлет»
исследовательских проектов обучающихся
образовательных организаций в Самарской области
Таблица А - Приоритетные направления развития науки, техники и технологий и перечень критических технологий в Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899)
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники
Безопасность и противодействие терроризму.
Индустрия наносистем.
Информационно-телекоммуникационные системы.
Науки о жизни.
Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники. Рациональное природопользование.
Транспортные и космические системы.
Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Перечень критических технологий
Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники. Базовые технологии силовой электротехники.
Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
Клеточные технологии.
Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.
Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Технологии биоинженерии.
Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
Таблица Б - Приоритетные направления развития науки, техники и технологий и перечень критических технологий в Самарской области (Утверждены Постановлением Губернатора Самарской области
от 24 июля 2003 г. № 286)
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Самарской области
Информационные технологии и электроника.
Космические и авиационные технологии.
Новые материалы и химические технологии.
Новые транспортные технологии.
Производственные технологии.
Технологии живых систем.
Экология и рациональное природопользование.
Энергосберегающие технологии.
Перечень критических технологий в Самарской области
Информационные технологии и электроника
1. Компьютерное моделирование и высокопроизводительные вычислительные системы.
2. Распознавание образов и анализ изображений.
3. Опто-, радио и акустоэлектроника, оптическая и СВЧ-связь, информационно-телекоммуникационные системы.
Космические и авиационные технологии Авиационная, ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений.
Новые материалы и химические технологии
1. Металлы и сплавы со специальными свойствами.
2. Каталитические системы и технологии.
3. Полимеры, композиты, керамические материалы, лакокрасочные материалы.
Новые транспортные технологии
1. Автомобильная техника на базе новых технических решений.
2. Безопасность движения, управления транспортом, интермодальные перевозки и логические системы.
Производственные технологии
1. Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии.
2. Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции.
3. Конверсионные технологии двойного применения.
4. Строительные технологии.
5. Автоматизация и управление технологическими процессами и комплексами, гибкие производственные системы, робототехнические системы и микромашины.
Технологии живых систем
1. Производство и переработка сельскохозяйственного сырья.
2. Синтез лекарственных средств и пищевых добавок, системы жизнеобеспечения и защиты человека.
3. Технологии биоинженерии, биологические средства защиты растений и животных.
Экология и рациональное природопользование
1. Мониторинг окружающей среды.
2. Обезвреживание техногенных сред.
3. Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф; перспективные технологии и технические решения обеспечения экологической безопасности при разработке и эксплуатации энергетических станций, транспортных средств, авиационной и ракетно-космической техники.
Энергосберегающие технологии
1. Технологии конвертации и создания двигателей для газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций.
2. Энергосбережение.
Приложение № 5
к Положению об окружном этапе
областного конкурса «Взлет»
исследовательских проектов обучающихся
образовательных организаций в Самарской области
КРИТЕРИИ
оценки проектов на очном туре окружного этапа областного
конкурса «Взлет» исследовательских проектов обучающихся
образовательных организаций в Самарской области
Критерий | Варианты оценки |
1.Соответствие доклада теме работы, представленной на дистанционный этап | 0 -в основном не соответствует, 1 - частично соответствует, 2- полностью соответствует |
2.Качество презентации и доклада | 0 - чрезвычайно низкий уровень, 1 - презентация неряшливая, хаотичная, доклад непонятен; 2 - презентация хорошая, но доклад частично понятен, требует много дополнительных вопросов; 3 - хорошие презентация и доклад, но чтение с листа; 4- хорошие презентация и доклад, свободная грамотная речь |
3.Качество ответа на вопросы и дискуссии | 0 – чрезвычайно низкий уровень; 1- не отвечает правильно на большинство вопросов, слабо владеет терминологией; 2- правильно отвечает практически на все вопросы, владеет терминологией 3- в дополнение к п.2, уверенно ведет дискуссию |
4.Личный вклад участника в выполнение проекта | 0 - проект выполнен не самостоятельно, участник в нем вообще не ориентируется 1 -не полностью владеет материалом проекта 2 - полностью владеет материалом проекта, но его личное участие невелико 3 - личный вклад участника в выполнение проекта достаточен 4- уровень самостоятельности в выполнении проекта весьма высок |
Приложение № 6
к Положению об окружном этапе
областного конкурса «Взлет»
исследовательских проектов обучающихся
образовательных организаций в Самарской области
СОСТАВ ОРГКОМИТЕТА