Тема: «Музыкальные формы»
Рондо
Рондо называется многочастная форма, основанная на проведении одной темы не менее 3-х раз и на сопоставлении её с различными эпизодами:
А В А С А
Слово «рондо» означает круг, хоровод.
В конце 17 –начале 18 века сложился один из ранних видов формы рондо. Широкое распространение он получил в творчестве французских композиторов - клавесинистов
Фр.Куперена, Ж.Рамо, Дакен. Основные признаки этой формы:
1). Неограниченное количество эпизодов
2). Контраст темы и эпизодов незначителен
3). Тема пишется в форме периода, эпизоды- не сложнее периода
4). Характерна замкнутость частей
5). Тема всегда проводится в основной тональности.
Рондо французских клавесинистов обычно называют куплетное рондо. Его тема называется рефреном, а эпизоды – куплетами. В этой форме написано множество программных пьес, портретных зарисовок («Жнецы», «Сестра Моника» Куперена, «Курица» Рамо, «Кукушка» Дакена).
В творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – получила широкое развитие форма так называемого «классическое рондо». Её характерные черты:
1) количество эпизодов ограничено двумя (редко тремя);
2) один из эпизодов (чаще всего второй) контрастирует теме;
3) тема пишется в простой 2-х частной или 3-х частной форме; типично варьирование темы при её вторичных появлениях;
4) эпизоды тоже иногда пишутся в 2-х частной или 3-х частной форме (финал Сонаты № 7, Ре-мажор, Гайдна);
5) часто встречается кода, построенная на интонациях темы и на интонациях контрастного эпизода;
6) тональный план формы чёток: тема - в главной тональности, контрастный эпизод - в одноимённой или субдоминантовой, неконтрастный эпизод - в доминантовой тональности, иногда – в тональности VI ступени (при основной мажорной тональности).
В форме рондо написаны некоторые финалы сонатных циклов, отдельные пьесы, часто называемые рондо. Иногда эту форму можно встретить в оперной арии («Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта).
В творчестве композиторов 19 века (в частности, у Шумана) форма рондо приобретает новые черты:
1). Возрастает количество эпизодов;
2). Возрастает степень контрастности темы и различных эпизодов;
3). Замкнутость контрастных частей создаёт крупную многочастную форму
(1 часть «Венского карнавала» Шумана»)
4). Усложняется тональный план, появляются тональности более далёкого
родства; встречаются темы, заканчивающиеся модуляцией. Проведение
одного и того же эпизода в различных тональностях («Новеллетта»,
соч. 21, № 1, Шумана)
В творчестве русских классиков и советских композиторов встречаются весьма разнообразные виды рондо. Прежде всего следует выделить яркие образцы этой формы в вокальной музыке- в произведениях, основанных на контрастных сопоставлениях нескольких тем при господстве одной – главной. Среди них известные романсы Даргомыжского «Ночной зефир», «Песня рыбки», «Свадьбы»; Бородина «Спящая княжна».
У Глинки форму рондо имеют некоторые оперные арии – рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин», рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмилы», романсы «Ночной зефир», «Сомнение» (нет изменения музыкального текста, изменяется лишь словесный текст).
Симфонические и камерные произведения: «Вальс-фантазия» Глинки, финал Симфонии № 4 Чайковского, скерцо из Симфонии № 7 Шостаковича, финал виолончельной сонаты, вальс из пионерской сюиты Прокофьева «Зимний костёр ».
Вариации
Вариациями называется форма, содержащая изложение темы и ряд её видоизменённых повторений.
Вариации на basso ostinato
Называют вариационную форму, неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в нижнем голосе. А верхние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются. (Чаконы, пассакалии в творчестве И.С.Баха, Г.Генделя).
Вариации на soprano ostinato
Называют вариационную форму. Неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в верхнем голосе. А нижние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются.
Этот тип вариаций использовали русские композиторы в вокальных произведениях на народную тему, которая оставалась неизменной.
Классические вариации
Основой классических вариаций является тема, изложенная чаще в 2-х частной репризной форме, и ряд вариаций. Тема в вариациях развивается с помощью мелодической фигурации. Видоизменяется ритмический рисунок, иногда меняется метр, темп. Гармония и форма темы остаётся неизменным. Все вариации излагаются в одной – главной тональности. В середине возникает вариация или группа вариаций – в одноименной тональности. Это является средством создания контраста в развитии одной музыкальной темы. Такая форма получила широкое распространение в произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена. Иногда встречаются большие, значительные произведения - «32 вариации» Бетховена.
Двойные вариации
Двойными вариациями называются вариации на две темы. Эти темы излагаются в начале произведения, противопоставляясь друг другу. Затем также последовательно варьируются. (Симфония № 5, ч.2 Бетховена; Симфония № 103 «С тремоло литавр», ч.2 Гайдна; «Камаринская» Глинки).
Вариационная форма и вариационный метод развития занимает значительное место в русской музыке. В русской народной песне вариационная форма возникает в результате видоизменённого повторения напева в последующих куплетах.
Контрольные вопросы:
Назвать три семейства музыкальных инструментов.
Виды оркестров
Певческие голоса
Стили и жанры в музыке
Ответы на вопросы присылать письменно до 25 мая (WhatsApp, Viber)