Искусство трипольских племен.




В конце IV и в III тысячелетии до н.э., в период энеолита, лесостепи между Днепром и Днестром были заселены оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами. Культура и искусство этих племен получили название трипольских по месту первых находок, сделанных в конце XIX века на Днепре у села Триполье. Для трипольской культуры характерны своеобразные керамические изделия с росписью.

В древних трипольских поселениях важное место занимало мотыжное земледелие. Кроме того, широко использовалась охота и скотоводство. Несколько десятков и сотен больших наземных глинобитных построек располагали обычно по кругу или в несколько рядов. Центральное пространство поселка оставалось незастроенным и служило местом для загона скота

Трипольские жилища, -прямоугольные постройки из дерева и глины, разделялись поперечными перегородками на несколько помещений. Найденные глиняные модели жилищ показывают, что трипольский дом имел четырехскатные перекрытия. Внутри, направо от входа, помещалась печь; налево, около зернотерки, стояли грушевидные сосуды для хранения зерна; прямо против входа в стене округлое окно, а под ним на полу— крестообразный жертвенник в форме греческого креста. Нередко эти жертвенники имели углубленный орнамент из концентрических кругов. Около печи помещались антропоморфные изображения, точно повторяющие трипольские женские статуэтки, вероятно охранители домашнего очага. Печи и стены окрашивались в белый и красный цвета и расписывались орнаментом в виде спиралей или в виде слегка выгнутых лент.

В трипольских поселениях обнаружено множество разнообразных керамических изделий — сосудов, антропоморфных и зооморфных статуэток, игрушек, амулетов и моделей жилищ. Оседлый образ жизни благоприятствовал расцвету гончарного искусства.

По технике изготовления, богатству форм, разнообразию и совершенству орнаментации трипольская керамика занимает одно из первых мест среди глиняной посуды первобытных европейских племен. Керамику Триполья лепили вручную без применения гончарного круга и хорошо обжигали в специальных печах. Выделяется несколько основных групп трипольской керамики: керамика с углубленным орнаментом, чаще всего в виде спиралей; керамика тонкостенная, с хорошо полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом, нанесенным одной (черной или красной) или несколькими (красной, черной и белой) красками.

Особую группу составляет грубая "кухонная" керамика, служившая для приготовления пищи. Формы расписных сосудов чрезвычайно разнообразны: сосуды на подставках, грушевидные с крышками, широкогорлые сосуды типа кратеров, двойные биноклевидные сосуды, миски, чашки, небольшие сосуды с угловатыми плечиками и др.

Для раннего этапа трипольской культуры характерны грушевидные сосуды с коническими и шлемовидными крышками для хранения припасов, а также сосуды на конических полых подставках. Наружная поверхность этих сосудов хорошо отполирована и украшена углубленным спирально-ленточным орнаментом, часто заполненном белой массой. Поверхность сосуда между лентами — коричневато-черная, хорошо отполирована, иногда покрыта краской и способствует четкому выделению белого спиралевидного орнамента.

На среднем этапе, в период расцвета трипольской культуры, получает распространение керамика из розовой массы, очень тонкой и плотной, часто покрытой спирально-ленточной росписью в три цвета: фон сосуда обычно красный, по нему нанесен черной краской рисунок в виде лент-спиралей, пространство между лентами заполнено белой краской. Рисунок четко выделяется на красном фоне.

На позднем этапе эту трехцветную роспись сменила спирально-ленточная роспись в две краски, а затем керамика с монохромной черной росписью.

Если на раннем этапе орнамент покрывает всю наружную поверхность сосуда, даже иногда его дно и отличается богатством красочных сочетаний и динамичностью узорных композиций, то на поздних этапах орнаментальные композиции размещены лишь в широком поясе, строго симметрично. Постепенно этот орнаментальный пояс становится все более узким и занимает лишь небольшую часть сосуда.

Основной мотив трипольской керамики — спираль. В орнаменте раннего периода чаще всего встречаются одиночные или двойные, во много оборотов, спирали. Позднее они становятся менее крутыми, всего в один или в полтора оборота, и помещаются в узком орнаментальном поясе в виде спиральных отростков.

С формальной точки зрения трипольский спиральный орнамент, четкий по своему построению, может рассматриваться как чисто декоративный. Вместе с тем нельзя отрицать и его смыслового значения, хотя выявить значение орнаментальных композиций пока не удалось. Объяснение трипольского орнамента осложняется еще и тем, что на многих сосудах, и расписных, и с углубленным орнаментом, среди спиральных композиций часто размещены изображения людей, растений и различных животных—собаки, быка, оленя и др. Все они обычно вписаны в ткань узора, составляют единое целое с основным спиральным орнаментом и подчинены общей манере. Сложные и устойчивые орнаментальные построения трипольских сосудов и статуэток представляют древнюю религиозную символику солярно-космического культа, столь естественного для земледельческо-скотоводческих племен.

Сосуды, обнаруженные в больших трипольских жилищах (иногда до 60 экземпляров в одном хозяйстве), различны по величине и по назначению. Посуда встречается нередко в печах или около них, на возвышениях около зернотерок, в хозяйственных помещениях для хранения запасов, в ямах-хранилищах. Нередко сосуды с остатками жертвенных животных — костями быка или свиньи — находят под полом жилища. Сосудыставилиобычноивдревнихпогребенияхоколо покойника.

Наряду с изготовлением различной посуды и строительных материалов, из глины лепили зооморфные изображения: быка, коровы, свиньи, собаки, лошади и др.

Большинство антропоморфных статуэток изображает женщину. В них следует видеть воплощение почитаемого божества, олицетворявшего у земледельческо-скотоводческих первобытных племен идею плодородия и всеобщего благополучия. В этих статуэтках выражен и характерный для первобытного строя культ предков, причем особое значение имеют здесь изображения матери-родоначальницы. В раннем периоде это обычно изображение женщины, сидящей с откинутым назад торсом и головой в виде конического выступа, с едва обозначенным носом. У большинства статуэток черты лица не моделированы, руки отсутствуют. Бедра сильно развиты. Ноги вытянуты вперед и заканчиваются конически. Часто у статуэток такого типа слитые вместе ноги бывают сплошь усеяны овальными вытянутыми углублениями, имитирующими зерна.

Другая группа антропоморфных статуэток в раннем Триполье — тоже сидящие с откинутым назад торсом женщины. Но, в отличие от первой группы, эти изображения сплошь покрыты углубленным спиральным и геометрическим орнаментом. В свободных пространствах помещены мелкие углубления, имитирующие зерна. Иногда бывают моделированы ступни ног, обозначены пальцы.

Антропоморфные изображения периода расцвета трипольской культуры имеют иной стилистический характер. Обычно это стоящие женские фигурки, сильно схематизированные: плоская голова с двумя отверстиями вместо глаз, нос — щипок; вместо плеч — выступы, в которых, как на набедренных выступах, сквозные отверстия. Ноги конически суживаются. Фигуры украшены орнаментом в виде кругов и спиралей. Полосы в несколько рядов обозначают ожерелье. На спину спускаются черные распущенные волосы. Раскраска лиц некоторых статуэток передает особенности татуировки.

В позднетрипольский период антропоморфные изображения становятся схематичнее. Большинство статуэток — условно трактованные изображения стоящих женщин с сомкнутыми ногами и со слегка намеченными ступнями ног.

В трипольских поселениях найдены и мужские статуэтки, но их значительно меньше. На некоторых имеются пояс, перевязь через плечо и головной убор. У многих только один глаз.

В отдельных случаях в глину, из которой были изготовлены статуэтки, замешивали зерна пшеницы либо целиком, либо дробленые, в виде муки крупного помола. В этом можно видеть проявление особого земледельческого культа, имевшего целью вызвать плодородие полей. Статуэтки находят обычно в жилищах, около печей или вблизи жертвенников, а также в погребениях, куда их клали вместе с другим погребальным инвентарем — орудиями труда, сосудами и др. Женские статуэтки обнаруживаются чаще всего в детских погребениях, иногда по две и три статуэтки в одной могиле, что указывает на определенную роль их в заупокойном культе.

Из трипольских керамических изделий следует упомянуть глиняные погремушки яйцевидной формы с глиняными шариками внутри иногда антропоморфной формы.

Среди керамических изделий заслуживают внимания миниатюрные глиняные кресла (модели) с рогообразными спинками. На креслах помещались глиняные статуэтки женщин в сидячей или полулежачей позе.

Развитие культуры и искусства трипольских племен длилось более тысячи лет. Многочисленные традиции в области культуры и искусства, созданные трипольскими и родственными племенами Балкано-Дунайских стран, продолжали жить длительное время и оставили глубокие следы в культуре и искусстве более позднего населения юго-запада Восточной Европы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: